Со стороны экспертов, общественных деятелей и представителей бизнес-сообщества последовала бурная реакция на эту инициативу. В вопросе о Соловецких островах столкнулись самые разные интересы, что объясняется насыщенной и драматичной историей архипелага. Памятник древнерусской архитектуры, насчитывающий 600-летнюю историю и внесенный в список культурного наследия ЮНЕСКО, действующий монастырь, музей-заповедник, поселок Соловецкий с почти тысячью жителей, уникальный природный ландшафт - все это разнообразие делает Соловки ареной нерешенных споров и противоречий. Каждый год острова посещают от 20 до 30 тыс. гостей, и вопрос о доходах от туризма занимает не последнее место в этих спорах. Эксперты считают, что за обращением Общественной палаты стоят интересы Русской Православной Церкви, которая намерена забрать в свою собственность земли и монастырский комплекс на островах, закрыв для посещения памятник архитектуры и природы для всех, кроме православных паломников. Как сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" журналист Александр Архангельский, "для России было бы хорошо, чтобы на Соловках были только монастырские и посадские, а туризм был вокруг, плавайте, пожалуйста, на кораблях, смотрите".
Однако представители монастырской братии решительно называют подобную постановку вопроса слишком грубой. "Разве уменьшился поток туристов в Троице-Сергиеву лавру после передачи ее Церкви? - возражает иеродиакон Герасим (Войцеховский), помощник наместника по представительским и административным вопросам Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. - Мы только хотим согласованных действий в вопросах расширения туристической инфраструктуры".
Монахи считают, что государство в лице администрации Архангельской области и музейного начальства не выполняют своих обязательств по охране территории архипелага. Бедой Соловков, по их мнению, стала активная застройка территории, прилегающей к монастырю, частными гостиницами и другими объектами туристической инфраструктуры. Кроме экскурсий на островах ежегодно устраивают джазовый фестиваль и парусную регату. Любители дикой природы разбивают свои палатки вокруг заповедных озер, оставляя после себя горы мусора. Кроме того, братию коробит поведение туристов, часто не знакомых с правилами поведения на территории действующей обители.
"Статус, о котором просит Общественная палата, - своего рода средство защиты от того, что сейчас происходит на островах. Соловки столкнулись с незаконной передачей земли в частные руки под строительство гостиниц", - говорит иеродиакон Герасим.
"Распродажи земли Соловецких островов вообще не должно быть, хоть под частное, хоть под какое строительство", - согласен директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Михаил Лопаткин.
Но и к музею у священнослужителей есть претензии. "Они не могут не знать о незаконной застройке и распродаже земли и ничего не делают, чтобы это предотвратить. Устав музея предусматривает охрану архитектурных памятников, но эта задача не выполняется. Не занимается музей и реставрацией. Его сотрудники целиком сосредоточились на экспонировании и выкачивании средств за счет проведения экскурсий и обслуживания туристов. Реставрацией занимается монастырская братия - но только тех зданий, которые находятся в ее ведении", - уверяет иеродиакон Герасим.
Церковь требует введения моратория на строительство на территории Соловецких островов, но этого невозможно добиться, пока у архитектурного и природного комплекса нет особого правового статуса. Монахи опасаются, что, пока будет идти обсуждение имущественных споров вокруг островов, земли окажутся распроданными и застроенными, а возведенные строения задним числом обеспечат необходимой документацией.
"Когда на островах нет канализации, нет очистных сооружений, элементарной утилизации мусора - строительство гостиниц и туристической инфраструктуры, прямо скажем, преступно. Сначала надо создать условия для правильного туризма. Надо готовить туристов к посещению Соловков как памятника и духовного центра. И полностью исключить услуги развлекательного характера, ведь Соловки - не только православная святыня, но и место упокоения заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, как его еще называют, "русского Освенцима", - высказывают свое мнение представители Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и сочувствующие им общественные деятели.
"Все проблемы Соловков должны решаться по-божески", - заключает иеродиакон Герасим. И по-человечески, хочется добавить нам. Безусловно, ресурсы островов не безграничны, да и их трагическая судьба принуждает к особому отношению к этому историческому и духовному памятнику. Понятны опасения Церкви, что статус природного и исторического заповедника не решит проблем сохранности архитектуры и ландшафта островов. Мы наблюдаем, как в уже существующих заповедниках в разных регионах России ведется незаконное строительство частных коттеджей и развлекательных центров. Но смогут ли смиренные монахи отстоять столь привлекательные земли от притязаний недобросовестных застройщиков и при этом обеспечить свободный доступ для гостей с материка, а также интересы местных жителей? Ведь все согласны с тем, что совершенно недопустимо превращать Соловки в закрытую, пусть и духовную, но "зону".
http://religion.ng.ru/events/2008-08-06/1_solovki.html?mthree=4