Змеи и голуби

Священник Вадим Булатов 
0
17.07.2008 89
Змеи и голуби - это название двух миссионерских тактик, которыми напутствовал отправленных на проповедь апостолов Иисус Христос "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мк. 10,16). Эти слова относились именно к проповеди, потому что кроме внутренней веры и убежденности проповедника нужно еще проложить мостик к умам слушающих и здесь не обойтись без некоторой мудрости, даже изощренной, недаром Христос привел в качестве сравнения - змею. По слову апостола Павла: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых" (1Кор. 10.22). В самом деле, для служения Христу совершенно не нужно ни грандиозных храмов, ни утонченного богословия и христианской философии, однако для воцерковления может понадобиться то и другое и третье.

Весьма показателен в этом контексте известный спор 16 века между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким о церковных имениях. Позиция Нила Сорского была проста - нужно привлекать людей к Церкви не пышностью богослужений и храмового убранства, не земным богатством, а горением христианского духа и нестяжательством. Иосифу Волоцкому пришлось отвечать на эти, в общем-то, справедливые слова использую максимум изощренности. Ведь ему предстояло цитатами из Священного Писания и святых Отцов доказать необходимость для Церкви собирания земных богатств, а это очень нелегко, но он справился. Время показало, что, безусловно, прав был св. Иосиф, более того, он представлял собой прогрессивную часть Церкви и с блеском ввел ее в 17 век.

Ресурсы церковных земель направлялись на строительство больших каменных храмов во всех уголках страны. Храмы и монастыри как влиятельные хозяйствующие субъекты стали движущей силой русской экспансии на север, восток и юг. Во время смуты и польско-шведского нашествия именно монастыри, которые строились как крепости с запасами продуктов и оружием, стали центрами сопротивления (вспомним двухлетнюю безуспешную осаду Троице-Сергиевой Лавры). И именно Церковь оказалась достаточно влиятельной чтобы остановить смуту и заложить основы новой государственности, когда Патриарх поставил Царем своего сына - Михаила Романова. Если бы Церковь в свое время выбрала голубиную простоту Нила Сорского, то я сильно сомневаюсь в дальнейшем существовании русского государства.

Время шло, и мир очень сильно изменился. Появилось множество вопросов, на которые ни богослужение, ни богатство храмов уже не могло дать всеобъемлющего ответа. Философия, нарождающаяся социологи и психология выработали свой понятийный аппарат, и церкви необходимо было раскрывать себя для образованных людей именно через эти слова, то есть создать христианскую философию.

Такая философия и была создана православием в начале и середине 20 века. Эта философия, опирающаяся на учение святых отцов и разработанная лучшими русскими религиозными философами от В.Соловьева до В.Лосского, обладает достаточной глубиной, чтобы увлечь любого мыслящего человека, оставляет широкий простор для творчества и служит надежным проводником от святотеческой традиции ко всем запросам современного интеллектуала. Однако до 1917 года создателей и зачинателей православной философии официальная Церковь считала, чуть ли не еретиками, и понадобились огромные потрясения и, в частности полный отъем всех церковных богатств и храмов большевиками, чтобы стало понятно, что настоящее сокровище состоит не во владении материальными вещами, а во владении умами. Отдельный вопрос состоит в чаяниях простых людей, которые хотели, чтобы Церковь заняла ясную позицию по острейшему социальному вопросу. И здесь Церковь предпочла голубиную простоту и полностью проигнорировала его.

Как бы то ни было, мы живем в уникальное время, когда Православная Церковь обладает развитым и совершенным дискурсом, способным ответить на все мыслимые вопросы человека любой степени образованности. Когда построено и восстановлено благолепие храмов, в которых каждый может помолиться, а также насладиться красотой богослужебной и художественной традиции. Когда социальные вопросы потеряли свою новизну и, в общем-то, люди сами могут на них ответить. Что же им еще надо, спрашиваем мы, почему, допустим, молодежь не идет в храмы?

Здесь очень показателен случай произошедший полтора года назад в Кубанском Государственном Университете, где лекция одного из лучших миссионеров церкви - диакона Андрея Кураева закончилась скандалом. Он начал свою лекцию, но слова, которые совсем недавно пригвоздили бы к месту любую аудиторию, не произвели на обычных молодых студентов никакого впечатления, они баловались с сотовыми телефонами, откровенно скучали, и явно воспринимали слова проповедника как назойливый шум, не затрагивающий никаких мозговых центров. Как я уже сказал дело закончилось скандалом, в котором дьякон Андрей крепко приложил, студентов и КГУ и гордо покинул здание. Думается в Москве можно набрать несколько сотен желающих слушать и понимающих красоту мысли. В провинциальных университетах ловить уже нечего. Желающих добровольно прийти нет, а если приходить на пары как это было в КГУ, то все закончится именно так. И произошло это с лучшим, а что же будет с менее одаренными людьми?

Добро пожаловать, на сцену выходит новое молодое поколение: "дети Ельцина", "маугли, воспитанные интернетом", "калчер барбариан". Им не нужна ни святая простота евангельского учения, на них не производит впечатления богатство богословской традиции. Как перебросить мостик в их новый мир, пусть маленький и неказистый, с точки зрения вершин духа, но существующий, какие хитрумные приемы применить, для того чтобы православная проповедь (но ни в коей мере не внутренняя жизнь Церкви) соответствовала духу времени.

Сначала разберем несколько вариантов, лежащих на поверхности. Один молодой человек из тысячи может понять красоту богослужения, и будет приходить в Храм по внутреннему убеждению. Десять человек из тысячи (это довольно оптимистично) способны слушать, понимать и готовы тратить на православные лекции и беседы свое личное время. Можно работать только с ними, тем более что из примерно 10.000 студентов крупного ВУЗа можно набрать вполне приличную аудиторию в 100 человек, и суть молодежной работы существующей сегодня в лучших из лучших молодежных отделах епархий сводится к их оповещению, занитересовыванию и обеспечению нужного контента: приглашенный лектор, дискуссионный клуб и так далее. Что же делать с остальными? Наверное, ждать до тех пор, пока они не повзрослеют и не придут в Церковь сами.

И все же, наверное, есть способы работы с современными молодыми людьми, которые будут охватывать не малую их часть, а всецело. Об этих способах и пойдет речь дальше. Их придумал, конечно, не я, они просто носятся в воздухе. Однако, приходится констатировать, что время довольно сильно упущено, сегодняшние старшеклассники это дети тех, кто в начале 90-х были молодыми, то есть мы уже пожинаем результаты недеяния. Поэтому теперешняя задача лежит далеко за компетенцией усилий нескольких человек там и сям, а требует серьезной долгосрочной программы и финансирования сопоставимого, например, со средствами, выделяемыми на строительство и ремонт храмов. Дело того стоит. Как уже было сказано, настоящее богатство Церкви лежит не во владении материальным, а во владении умами. А умы тех самых молодых людей, о которых идет речь, будут формировать Россию будущего.

Итак, перенесемся в начало 90-х годов. Именно тогда я, как и многие другие, наблюдал этот поразительный феномен. Целые массы молодых людей были всерьез заинтересованы христианством, они приходили на собрания, кружки, участвовали в христианских съездах, концертах и конференциях. Целые стадионы были заполнены молодыми людьми, пришедшими послушать о Христе. К огромному сожалению, вся эта феерия контролировалась и направлялась неправославными конфессиями и даже сектами. В 1993 году в моей группе: два свидетеля иеговы, три евангелиста, один баптист, каждый из них стремится обратить своего соседа, и им это удается! Итого треть группы ходит на различные собрания и изучения Библии. И вот, Православная Церковь употребляет героические усилия, чтобы восстановить полуразрушенные храмы, скинутые на них заботливым правительством, ведет настоящую войну с очагами культуры (музеями и библиотеками), которые не желают покидать немногие оставшиеся целыми храмы. А в это время протестантские проповедники на американские деньги за гроши снимают ДК и стадионы, ставят на большую зарплату в у.е. талантливых проповедников и пожинают плоды.

В любом ДК того времени - привычная картина - огромная масса людей, среди них 60-70, а то и 90 процентов молодежи, ведь вся проповедь рассчитана именно на них. Если в зал заходит новичок - юноша, то к нему подходит красивая девушка (соответственно, если новичок - девушка, то ей занимается парень), улыбается, знакомит его со всеми и приглашает его придти в четверг на молодежное изучение Библии на квартире, и почти всегда человек приходил. На квартире чай, угощение, легкая, непринужденная обстановка с шутками и песнями. В те нестабильные времена остро ощущался недостаток нормального социального общения, и все это имело огромный успех. Если мы скажем что количество молодежи в различных протестантских сектах в крупных городах в сотни раз превосходило количество молодежи в православных храмах то мы нисколько не ошибемся.

Естественно, такие увлечения длились недолго. Процесс взросления и включения во взрослую жизнь был обычно несовместим с посещением собраний, надоедало постоянное повторение одного и того же, хотелось, может глубины, а ее не было, и человек уходил. Сейчас можно констатировать, что количество молодежи у протестантов и православных примерно одинаковые. Однако несколько лет, проведенных в самом нежном и восприимчивом молодом возрасте среди протестантов, не проходят зря. Сейчас им далеко за тридцать и они потихоньку возвращаются. И хотелось бы мне вслед за диаконом Андреем Кураевым воскликнуть, что приходят они в Православие, но нет, они возвращаются к протестантам.

И все же приходится констатировать, что сейчас протестантская проповедь среди молодежи натыкается на тот же непреодолимый барьер, что и православная и молодежи на их собраниях сейчас сравнительно мало. Тогда было поколение, воспитанное в моральной чистоте еще в советском государстве, но ищущая и готовая к восприятию нового, здоровая и социально активная. Сейчас мы имеем дело с "детьми Ельцина" морально развращенными еще в школе, с забитой пустой информацией головой, социально апатичными и аутичными (немыслимо сложно заманить современного молодого человека в поход или на христианский концерт). Поэтому бессмысленным занятием будет копирование форм тогдашнего протестантского молодежного движения, в частности, социальный аспект. Просто не получится.

Однако может получиться уловить и воспроизвести в формах молодежного служения пресловутый дух времени.

http://www.russned.ru/stats/2437
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Вадим Булатов
Все статьи Священник Вадим Булатов
Последние комментарии
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Vladislav
12.04.2021 00:50
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.04.2021 20:34
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.04.2021 20:32
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от Андрей Карпов
11.04.2021 19:22
Каковы цели короновируса?
Новый комментарий от Русский танкист
11.04.2021 15:05
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.04.2021 09:54