По данным опроса молодежи от 16 до 25 лет, проведенного специалистами Фонда "Общественное мнение", разрыв между "высоко- и низкоресурсными" группами населения очень явный. Так, почти две трети опрошенных молодых людей (63%) заявили, что для достижения своих жизненных целей им необходимо получить высшее образование. Однако показательно, что чаще о важности высшего образования говорят выходцы из семей, где хотя бы один человек такое образование имеет и достиг определенного положения в обществе (72%), а также молодые люди, не испытывающие материальных затруднений (70%).
Реже всех о важности высшего образования заявляют юноши и девушки, имеющие материальные трудности (51%), а также молодые люди из семей с низким статусно-образовательным положением (46%).
Таким образом, больше половины молодых россиян - выходцев из семей с низкими доходами уже и не помышляют получить высшее образование. Кроме того, почти половина молодых людей из семей с низким образовательным уровнем родителей сегодня тоже не думают о получении вузовской подготовки для последующей жизни. Еще лет 30-20 назад в этой группе населения огромное число юношей и девушек мечтали поступить в вуз, и таким образом добиться более высокого социального и материального положения. Реалии теперешней жизни, увы, не побуждают больше эту группу молодежи стремиться к учению: обучение в вузе дорого, а семье и так жить не на что.
О своем намерении ограничиться средним специальным образованием говорит каждый десятый участник опроса (10%). Чаще других такими планами делятся респонденты, испытывающие значительные материальные затруднения (18%), и выходцы из тех же семей с низким статусно-образовательным уровнем (16%).
А вот о необходимости получить второе высшее образование или окончить аспирантуру чаще других говорят наиболее обеспеченные молодые люди (15% против 9% в общей выборке) и, что не удивительно, молодые жители Москвы (26%).
Исследователи работали с 1500 респондентами, проживающими в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Кроме того, 18 фокус-групп проведено в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Магадане, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре и Калининграде (по две в каждом из перечисленных городов). Респонденты отвечали на вопрос: "Когда Вы размышляете о завтрашнем дне, о будущем, то какие цели Вы для себя намечаете? Чего Вы хотите добиться в жизни?".
Оказалось, что цели, которые ставит перед собой молодежь, можно разделить на несколько тематических категорий: работа и карьера, благополучие, положение и уважение в обществе, образование, семья, брак, личная жизнь.
За шесть лет со времени предыдущего подобного исследования устремления молодежи кардинально не менялись. Собственно, они и не могли радикально поменяться, поскольку указанные цели носят универсальный характер, и никакие социально-экономические потрясения и социально-культурные встряски в обществе не могут их изменить.
Однако исследователи отмечают, что все же некоторые различия в настроениях молодежи сегодня и шесть лет назад можно заметить.
Так, стремление к хорошей работе, карьере, образованию сегодня более выражено, чем шесть лет назад. Чаще высказывается желание создать семью и воспитать детей, не столь явственно акцентируются материальные ценности. Сегодняшняя молодежь трезвее оценивает имеющиеся у нее возможности и ставит перед собой более реальные цели.
Представители "поколения стабильности" ориентированы на материальное благополучие, но для них важно не столько богатство как таковое, сколько профессия и хорошая работа.
Радует то, что сегодня успех и богатство рассматриваются молодыми скорее как результат планомерной, трудоемкой работы, нежели плод случайности или везения.
Это говорит о том, что эпоха "хапкового счастья" и "МММэшной дури" в значительной степени в прошлом.
Как исследователи и ожидали, высшее образование по-прежнему воспринимается как престижное, позволяющее найти хорошую и высокооплачиваемую работу ("без высшего образования - никуда"). Немаловажные факторы выбора - и возможность самосовершенствования, развития личности ("чтобы было интеллектуальное развитие"), и возможность "от армии как-то оттянуть время". Последнее обстоятельство (мотив) сказывается на том, что среди студентов вузов разной формы собственности довольно велика доля юношей, причем эта особенность в последние годы носит весьма стабильный характер
Вместе с тем, некоторые молодые люди (как, впрочем, и в прежние годы) склонны выбирать высшее образование скорее по инерции, нежели рационально ("все стремятся получить высшее образование - ну, есть такое клеймо"; "для родителей, ну так, для галочки"). Реализовать такой выбор, впрочем, могут в основном те, у кого семейный бюджет позволяет выделить средства на образование (из этой группы доля получающих "вышку" на платных отделениях государственных вузов, или в вузах частных довольно высока).
Любопытно, что в ходе исследования опрашивались студенты и молодые активисты различных политических движений. Студенты давали в целом схожие ответы. Единственным заметным отклонением от общероссийских данных может служить большая, нежели у остальных, нацеленность на интересную и творческую работу, поиск своего места в жизни, самореализацию.
А активисты молодежных движений, в свою очередь, отличаются от молодежи в целом и студентов ожидаемой нацеленностью на политическую карьеру и возможность приносить пользу обществу.
Хочется заметить, что Фонд "Общественное мнение" и калининградский Фонд социальных и маркетинговых исследований на самом деле проводят уникальное исследование "Поколение-XXI". Этот проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва "Государственный клуб" в соответствии с распоряжением президента РФ о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.
Подведенные итоги первого этапа исследования свидетельствуют, что в российской молодежной среде стремление достичь социальной вертикальной мобильности во многом связывается с получением вузовской подготовки. Однако, планы нового поколения в отношении образования, увы, жестко детерминированы особенностями жизни, связанными с социальным расслоением населения.
Высшее образование все более и более становится уделом "обеспеченного населения". Много ли его у нас? И что делать остальным? Неужели потенциальные Ломоносовы будут вынуждены "крутить баранку" или торговать китайскими шмотками на "барахолках"? Есть о чем задуматься министру образования господину Фурсенко. Интересно, волнуют ли его подобные "тонкости жизни"? Судя по всему, плодотворная деятельность министра не выходит за рамки дальнейшего "вколачивания" в школу ЕГЭ, которое объявляется универсальным средством борьбы с "образованием для богатых".
Однако, как свидетельствуют результаты социологического исследования ФОПа, подобная "фурсенковская забота" о молодежи никак не сказывается на настроениях в ее среде. Молодежь все больше и больше убеждается, что в нашей жизни при любом ЕГЭ без денег в вуз соваться нечего. А жизнь-то - дорожает!
http://www.stoletie.ru/obschestvo/komu_na_rusi_uchitsya_horosho__2008-06-24.htm