Страна души

0
191
Время на чтение 6 минут
И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей...(Ин. 2, 1).

Далее Евангелие повествует нам о первом чуде, совершённом Иисусом Христом, после чего и "вероваша в него ученицы его" (Ин. 2, 11).

Потрясённый чудом, уверовал и сам жених, уже не мог жить прежней жизнью. Этот жених был апостол Симон Кананит.

Он убедил свою невесту отказаться от земного счастья ради спасения души и пошёл за Христом. Вместе с двенадцатью апостолами, приняв Дар Святого Духа в день Пятидесятницы, получил он свой жребий для проповеди. Проповедовал в Иудее, Египте, Ливии, Британии и Абхазии, где и принял мученическую кончину


Абхазия - Апсны ("Страна души"). Сюда и пришёл с проповедью о Воскресении Христовом св. апостол Симон Кананит (Зилот).

В горе, в живописнейшем ущелье реки Псырцха, он устроил свою келью, попасть в которую можно было не иначе как ползком, через небольшое отверстие наверху. Появление удивительного подвижника не прошло бесследно для этих мест, населённых языческими племенами. Благодаря вере и трудам св. апостола Симона Кананита, христианство дало свои всходы на этой благословенной земле.

Два года трудился здесь апостол, пока злоба врага Божия и рода человеческого не внушила его служителям расправиться с ненавистным ему проповедником Евангелия. Закончил свою земную жизнь ученик и апостол Христов, как и Божественный его Учитель - на кресте. Дивным образом и поныне сохранились на месте гибели апостола Симона Кананита камни, окроплённые кровью апостола. Могила его особо почиталась первыми христианами, в IV веке на месте погребения ап. Симона был воздвигнут деревянный храм, а в IXX вв. - из белого тёсанного камня. Здесь была кафедра Цхумских (Сухумских) епископов. В XVII веке после нашествия турок наступило запустение, храм постепенно разрушался. Вот как описывает его посетивший эти места в 1840х годах генерал А. Н. Муравьёв: "Посредине поляны стояла церковь, почти уцелевшая... Устройство храма совершенно греческое. Гробницы апостольской нельзя распознать, но, предполагая, что святые мощи положены были, по древнему обычаю, под самым престолом, я помолился над тем местом, где он стоял...".

В 1874 году насельники Русского Пантелеимонова монастыря на Св. Горе Афон в Греции обратились к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Романовичу с просьбой о даровании земли для устройства обители, и уже в 1885 году прибывшие со Святой Горы монахи выбрали место вблизи развалин древнего христианского поселения Анакопии, возле храма Симона Кананита. Храм, по распоряжению Императора Александра III, также был передан монастырю, и 10 мая 1882 года, обновлённый, он был освящен. А в октябре 1884 года была освящена и келлия св.апостола Симона, в которой были установлены мозаичные иконы, прорублен вход, благоустроена дорога, ведущая к ней. На горе, на развалинах Анакопии, монахи построили часовню, куда поместили привезенную в благословение со Св. Горы Афон Иверскую икону Божией Матери, посему и гору эту назвали Иверской.

Уже в 1896 году монастырь, изумительный по красоте и величию, назван Симоно Кананитским Ново-Афонским монастырём, вся близлежащая местность и поныне называется Новым Афоном. Даже пришедшие к власти большевики, в 1924 году закрывшие обитель, не дерзнули изменить это название. Тогда была разрушена часовня на Иверской горе. Одному из старцев монастыря, жившему на этой горе, было явление Пресвятой Троицы, после чего из недр земли забил чудотворный источник.

Прошли лихие времена. В 1994 году началось возрождение НовоАфонского Симоно Кананитского монастыря, а в 1995 году, в Прощёное воскресенье, обители был возвращён хранившийся все эти годы в благочествой семье Анкваб, мироточивый образ св.великомученика и целителя Пантелеимона, который был прислан со Святой Горы Афон в благословение первым насельникам монастыря.

Несмотря на сложную обстановку в Абхазии, не оскудевает поток паломников в это удивительное место.

Собираясь в Новый Афон, вдруг вспомнила рассказ о том, что при строительстве Ново-Афонского монастыря на пришедших исповедоваться грешников монахи налагали эпитимию: за каждый грех приносить к обители камни, соответственно содеянному. Спустилась к морю, начала отсчитывать камешки в пакет. Муж с ужасом наблюдал за мной. Пришлось ему объяснить причину моего поступка. Начинаем восхождение на Иверскую гору, при каждом чтении молитвы "Богородице..." сынишка бросает под ноги камешек, пустеет мешочек, легче становится на душе. Со стопятидесятой молитвой поднялись на последний виток серпантина, который вывел нас на вершину горы, с которой открылся изумительный вид на Симоно-Кананитский монастырь, Новый Афон и море. Немного отдохнув и полюбовавшись Богом созданной красотой, подходим к расположенному у подножия развалин древнего храма чудотворному источнику. Но он находится довольно глубоко. Чтобы добыть чудесную воду, надо смиренно потрудиться. Именно смиренно, т. к. достать её можно, лишь встав на колени.

Подходим к развалинам храма, где стоит небольшая открытая часовенка, ставим свечи, прикладываемся к камням древнего алтаря. Над святыми развалинами - Иверский образ Пресвятой Богородицы. Начинаю читать акафист, слышу - за спиной подпевают. Удивляюсь: поднимались, вокруг - никого. Но свято место пусто не бывает.

Помолившись, спускаюсь с каменных ступеней. Муж с сынишкой, ожидая меня, сидят на небольшой деревянной скамеечке, установленной напротив входа в храм. И вновь удивляюсь: над скамеечкой раскинули свои кроны три совершенно одинаковые стройные смоковницы, растущие из одного корня. Невольно вспоминаешь о Пресвятой Троице. На душе так хорошо, что не хочется уходить, но надо спускаться, чтобы затем взойти уже на другую, соседнюю гору, туда, где подвизался и принял мученическую кончину св.апостол Симон Кананит.

Мы входим в красивейшее Псырцхское ущелье. Дорожка идёт вдоль небольшой горной речки Псырцхи, давшей название всему ущелью. Переходим через речку по небольшому изящному мостику. Проходим небольшой водопад и рукотворную плотину, большой камень с отпечатком стопы апостола, место его гибели. Но сюда подойдём на обратном пути, а пока, осенив себя крестным знамением, идём дальше. Дорога становится круче. Начинается восхождение к последнему прибежищу Симона Кананита.

Вот и келья. По почти вертикальной лестнице поднимаемся внутрь. В темноте зажжённые свечи освещают образа, но саму тьму не разгоняют. Как читать в таком мраке акафист? Всё же начинаю, и с удивлением осознаю, что текст прекрасно вижу. И снова слышу, как мне тихо подпевают, как и на Иверской горе, - Господь опять привёл верующих на соборную молитву.

Дочитываю акафист, вдруг в молитвенное пространство врезается инородный звук, сразу даже не поняла, что это? А это мой телефон настойчиво звонил. Слышу тихое: "Давайте дочитаю". Телефон отключаю. Мужчина в джинсах, с бородой, тем временем прочитал молитву. Подошла к нему: "Вы - батюшка?", - "Батюшка". - "Благословите".

Выхожу из пещеры, ещё не зная, что натворила - телефон, оказывается, выключать было нельзя, в нём стояла местная карта, а pinкод муж на память не помнил. Отругав меня, сказал: "Выбирай, угадаешь, - включится, не угадаешь - всё!". А звонил-то наш знакомый батюшка, который приехал на отдых в пансионат, расположенный у самого монастыря. Мы договорились о встрече и ждали его звонка. Угадала! - Да и разве могло быть иначе на Новом Афоне?

Вспомнился прошлый год, когда также, читая в келье акафист, услышала за спиной шаги. Во шедшие поставили свечи, рядом со мной опустился на колени человек в подряснике. Дочитав акафист, передала ему книжку - прочесть молитву. Помолились, подошла под благословение, батюшка благословил, поблагодарил. Спустились к месту гибели апостола Симона. Облившись из источника, увидела, что батюшка с матушкой стоят поодаль от этого места, молятся. Подождала, когда подойдут. А они и говорят: "Место самой казни - там". Матушка протянула свечи: "Возьмите". Преодолев небольшой завал, подходим к указанному месту и застываем от ужаса - камни в расщелине сплошь залиты кровью. Ещё одна святыня Нового Афона.

В нынешнем году опять подходим к этому святому месту. Не оставляет странное ощущение ирреальности происходящего, как будто время здесь остановилось, и не было двадцати прошедших веков. Ощущается незримое присутствие самого апостола, связавшего прошлое с настоящим, "мiр преходящий с мiром Вечности".

На месте распятия св. ап. Симона Кананита забил источник, после закрытия монастыря замутнившийся и почти иссякший. Над ним всё залито кровью, далее кровь разбрызгана по камням. Страшное зрелище.

Наклоняемся над водой, зачерпывая, обливаемся. Собрав всю свою веру, с трудом пью мутноватую воду.

Вдруг слышу странное постукивание. Поворачиваю голову - одна из паломниц чем-то стучит по окровавленному камню, откалывает кусочек. Смотрю, вокруг - другие заняты тем же.

Бездумно следуя их примеру, поднимаю крупный камень, ударяю по небольшой трещинке, но вдруг чувствую, что не могу, как будто совершаю что-то кощунственное, святотатственное. Понятно, что хочется увезти с собой дивную святыню, но становится не по себе. Раздаётся возмущённый голос. На дорожке стоит мужчина, продающий свечи у кельи. Негодует, стыдит.

Пора уезжать. Хотелось бы ещё съездить в Команы - место смерти свт. Иоанна Златоуста, умершего на пороге храма по дороге в ссылку в Питиунт (ныне - Пицунда). Там была старей шая в Абхазии община христиан, которую питиунский епископ Стратофил представлял на Первом Вселенском Соборе в Никеев 325 году. Недалеко расположено и место Второго Обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Много лет нам не удаётся добраться туда. Не удалось и на этот раз.

Абхазия - "Страна души".

Сколько ещё раз доведётся мне побывать здесь? На всё Божия воля.

http://www.rusdom.org/node/219

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Жежерун
Все статьи Ирина Жежерун
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31