Как близки в православном сознании эти два слова - "Пречистая" и "Успение". Пречистой мы называем Пресвятую Богородицу, честное же Её Успение особо почитает и празднует весь православный мир.
Село Пречистое Ярославской области - районный центр, только сам район по-прежнему почему-то называется Первомайским. Старики вспоминают, что раньше жители окрестных деревень, собираясь в Пречистое, говорили: "пойдем к Пречистой". Очевидно, не только храм, но и всё место окрест, где располагалось село, ассоциировалось в сознании людей с Самой Божией Матерью, почиталось Её домом.
27 августа, канун Успения, последний день строгого Успенского поста....
У пруда перед обезображенным во времена советской власти храмом, который с непостижимым образом на скудные пожертвования восстанавливает местный батюшка о. Иоанн (Грибин), на месте уничтоженного сельского кладбища (недавно сельским батюшкой были найдены, бережно собраны и захоронены останки тех, кто покоился здесь), пестреют многочисленные палатки со всякой снедью и хмельным, чадят мангалы с шашлыками, гремит удалая музыка: село празднует "Успень" - День села. Эта сохранившаяся издавна традиция почему-то не заставляет призадуматься о смысле самого праздника. И не в вере тут дело. Трудно упрекать людей, выросших и воспитанных в безверии, в том, что они этой веры не имеют. Но почему такое пренебрежение к своим же предкам, на костях которых проходит этот "разгуляй", к их памяти и к традициям собственной малой родины?
Чувство горечи усугубляется после поездки в Кукобой - село с необыкновенно красивым, величественным храмом огромных размеров, воздвигнутым купцом Иваном Ворониным, который предложил односельчанам на выбор: построить железную дорогу или храм. Сельчане выбрали храм - вот каково было благочестие наших предков! Теперь же церковь постепенно разрушается... Грусть вызвало и то, что Кукобой вдруг был объявлен родиной Бабы-Яги (после того как официальной "родиной" Деда Мороза был назначен Великий Устюг), - и с чьей-то лёгкой, но нечистой руки начали праздновать на земле, освящённой верой и молитвами наших предков, "хеллувины" на российский лад. Сколько денег тратится на всё это из совсем небогатого местного бюджета (особенно в виде фейерверков)? А невосстановленные, из-за отсутствия этих самых денег, храмы с немым укором взирают на творящееся окрест.
Но вернемся в Пречистое. Душа замирает в ожидании приближающегося праздника. Неожиданно радует то, что безбожное празднование перемещается в другое место, оставляя за собой кучи мусора и долгожданную, приличествующую этому месту благоговейную тишину: местная администрация пошла навстречу просьбам батюшки (в прошедшие годы приходилось проводить службу под шум гулянья и пальбу фейерверка, отчего однажды вылетели в храме стёкла). Но вот заблаговестили к службе. Год назад настоятелем храма Преображения Господня из подмосковной деревни Остров о. Леонидом были подарены старинные била. Когда над Пречистым поплыл давно забытый звон, многие плакали.
На Всенощной в храме совсем мало народу, если учесть, что население Пречистого около 5,5 тысяч человек. В сельских храмах почти всегда малолюдно, в отличие от праздничных служб в больших городах, не говоря уж о Москве, где храмы в такие дни переполнены.
Но на Литургии храм уже почти полон. Благоговейная тишина и молитва. И тихо радуется душа, и нисколько не замечаешь, что находишься не в благолепно украшенном храме, а в том, что от него чудом сохранилось. Слава Богу за всё!
После Литургии о. Иоанн пригласил всех на праздничное угощение и концерт. Разговелись пирогами с квасом, щедро предлагаемыми всем присутствующим и проходящим мимо. После угощения - концерт. Странствующий гусляр Егор душевно пел старинные песни и баллады, аккомпанируя себе на старинных инструментах, воспевая Христа Бога и Пречистую Его Матерь, святых угодников Божиих и любовь к России. Большая семья батюшки о. Александра из Любима, сменив утомившегося гусляра, органично продолжили концерт. Пели о том же - о вере и любви к Отечеству. Приняли участие в концерте и батюшка с матушкой - спели замечательную сербскую народную песню.
На концерте присутствовал представитель местной администрации, любезно предоставивший аппаратуру для концерта. "Как хорошо, даже на душе радостно" - сказал он. И действительно, этот праздник, в отличие от того, что проходил накануне на том же самом месте, оставил в душе тихую радость. Жаль только, что, несмотря на приглашения батюшки, которые заботливо были развешены по всему селу, мало кто откликнулся, тем самым обделив себя, не дармовыми даже пирогами с квасом, а этой самой радостью. Но будем молиться, как сказал о. Иоанн, чтобы не вчерашнее, а нынешнее празднование стало традицией, тогда рано или поздно разделят его с нами всё больше и больше людей, и соединит оно наши сердца и чувства в духовной радости и любви к Богу и Отечеству нашему.
На второй день праздника Успения Господь явил свою милость следующим знамением: утром 29 августа батюшка поехал провожать на станцию одного из гостей. К нему подошла женщина, сказала, что после смерти бабушки в доме остались иконы, которые она хотела бы передать храму. Батюшка поехал за иконами... Иконы эти, судя по своим размерам и киотам, явно принадлежали Пречистенскому храму, но не то удивительно, что иконы возвращаются в свой храм, а то, что среди них был Образ Спаса Нерукотворного, празднование которому совершается именно в этот день! Дивны дела Твои, Господи, Слава Тебе!
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Пречистое крайне нуждается в любой помощи - строительными материалами, денежными средствами, рабочими руками.
Приход Храма Успения Пресвятой Богородицы в пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.
Настоятель о. Иоанн (Грибин).
ИНН 7722015224, КПП 760702001,
АКБ ЛЕФКО-Банк, Ярославский филиал,
г. Ярославль, р/с 40703810000000000040,
БИК 047888768, к/с 30101810700000000768
в ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской обл., г. Ярославль.
http://www.russdom.ru/2006/200608i/20060804.shtml