Это главный храм империи, которая утверждала свою высокую сущность исторически найденным и единственно доступным до сих пор способом: возведением прекрасного большого, наполненного духовным смыслом здания. В Исаакиевском соборе, четвертом по величине в мире, шли все главные церковные службы, торжества в честь святых, тезоименитых членам царствующей фамилии; крестные ходы продвигались до Казанского собора; парады гвардии выстраивались в честь таких событий.
К Исаакию пускали не всех - лишь в определенные праздники, только по распоряжению его императорского величества. В разрешенные моменты народ ломился в собор, желая увидеть божественную красоту и помолиться ей. Ну и просто любопытствуя, наверное. Потомки тех людей теперь пишут в книге отзывов: "Самый крутой храм! Попросите Монферрана сделать еще!!!". Но есть и хамы, совсем глухие к чуду и храму, они ведут себя ужасно...
Империя сменилась; власть красоты и мощи оказалась настолько сильна, что новым правителям во всех смыслах дороже встало бы ее порушить, нежели приспособить под свою корысть. А может, Всевышний избавил Исаакий от участи храма Христа Спасителя. Исаакий становится доступен всем - и, видимо, "никому" особенно не нужен; в 1928-м службы прекращены. Бога нет, и Государственный антирелигиозный музей в пасхальную ночь 1931-го вместо Голубя вешает на крюк в куполе маятник Фуко. В войну подвал становится убежищем - спасает произведения искусства, которые не успели эвакуировать.
Сейчас Исаакиевский собор - Государственный музей-памятник (ГМП) федерального значения. Более миллиона восьмисот тысяч посетителей со всего мира в год, более 31 тысячи экскурсий. Школьники и зарубежные пенсионеры с фотоаппаратами, влюбленные на колоннаде в белые ночи.
17 июня 1990-го при содействии мэра Собчака и Патриарха Алексия II в Исаакиевском соборе возрождаются архиерейские богослужения - сам Алексий и совершил первую Божественную литургию со времени закрытия Исаакиевского собора как храма. С 2002-го возобновлены регулярные службы: не то что музей окрестился, а чудесным образом настал новый (современный, но еще, увы, редкий) порядок вещей: без антагонизма. Дух соединился с душой, и польза для людей оттого многократно умножилась.
Новая российская власть еще определяет себя относительно Исаакия. Панихида по убиенному императору Николаю II и его семье прошла 17 июля 1998-го в Петропавловском соборе (без указания имен из-за известных разногласий относительно идентификации останков). Но панихиду по императрице Марии Федоровне, прах которой перезахоранивали 28 августа 2006-го, духовенство во главе с Патриархом совершило уже в соборе Исаакиевском. В присутствии четырех десятков членов семьи Романовых, представителей королевских домов Европы и датского престола.
Во всей этой "табели о ранге" собора, согласитесь, слегка потерялись мы с вами. Это закономерно. Мы ведь вообще не мыслим себя без Исаакия. Каждую минуту в зависимости от невской переменчивой погоды и света он разный - но его громада постоянна в подсознании петербуржца.
Однако кроме нас, жителей, есть административные инстанции. Они не включили собор в составленный несколько лет назад перечень так называемых исторических символов города (Медный всадник, Ангел на шпиле Петропавловского собора, Кораблик на шпиле Адмиралтейства) и так называемых неофициальных (Ростральные колонны, разведенные крылья Дворцового моста, Александровская колонна и Ангел на ней, крейсер "Аврора"). А изображение Исаакия то и дело мы видим на разных рекламных щитах и прочих, извините, носителях.
Никакой выгоды от этой прыти предпринимателей, использующей имперский образ себе в наживу, музей не имеет. Меж тем последние полтора десятка лет он живет исключительно тем, что сам заработал. Немало выходит - национальное достояние в достойном виде по определению "туристкоемко", но вспомните, что вместе с Исаакием и таким же "брендовым" объектом - Спасом-на-Крови в ГМП входят Смольный и Сампсониевский, которые тоже требуют немалых вложений на реставрацию и уход. Все содержание, все восстановительные процессы в Исаакиевском соборе - от фасадных до художественного внутреннего освещения - проведены музеем за свой счет. Правда, в 2007-м впервые Исаакий принял от города на капремонт и реставрацию сто миллионов рублей на два года.
Поскольку понятно, что огромный собор требует соответствующих работ постоянно, в музее не стали устраивать никаких "датских" показательных ремонтов и "возвращений", всегда чреватых спешкой и недостаточным тщанием. К июньским дням своим чередом завершена реставрация декора западного кессона северного портика, обновились десять чугунных тумб и колпаков на кровле собора и кирпичная кладка чердаков, очищены мраморные обрамления картин в пилонных нишах. А из того, что видно публике, - в Центральном алтаре собора продолжается реставрация росписи "Неверие Фомы".
Обсуждается методика реставрации скульптурных групп. Снятые с юго-западного угла "Ангелы со светильником" полтора столетия терпели питерскую погоду и, увы, страдают коррозией, обнаружились многочисленные утраты металла. Если просто заделывать дыры - останется всего процентов пятнадцать подлинной фактуры. Как она будет взаимодействовать с нынешними вставками через сколько-то лет? Может, лучше вообще новодел целиком?
Но куда деть руинированный подлинник - это же произведение Витали, первые образцы гальванопластики, музейный экспонат? Шестиметровый, между прочим. В собор не годится. Рядом места нет, разве что Александровский сад; тогда нужно строить стеклянный павильон для скульптуры. Решение требуется строго научное и комплексное, по сути, его должны принимать не только специалисты по реставрации и музейному делу, но и общественность города.
Своим чередом надо понять, какой реставрации и в какой степени требуют несущие конструкции - металлические, каменные и кирпичные. Бетанкур и Монферран все сделали гениально, но материя, увы, со временем стареет. Нужно обследование. Открытый конкурс призван выявить тех, кто его проведет. Следующий, по результатам диагностирования, определит "врачей"...
Это дело все небыстрое, но - основное. А конкретно юбилейные мероприятия поделились на две части. Научно-просветительские проекты и сугубо праздничные. Традиционная декабрьская научно-практическая конференция в этом году посвящается юбилею Исаакия, и уже сейчас известно, что доклады сулят немало открытий.
В соборе вот-вот откроется выставка макетов всех четырех Исаакиевских храмов - никогда еще широкая публика не видела, как выглядели "бывшие".
К юбилею обновлена экскурсия "Огюст Монферран" (о программе "Монферран" наши читатели уже знают). Выйдут две красивые и полезные книги - "Главный иконостас Исаакиевского собора" и "Врата Исаакиевского собора". И если освещенный иконостас еще можно успеть разглядеть во время экскурсии, то внимательно рассмотреть всех мучеников и исповедников веры, святителей, преподобных, страстотерпцев и юродивых, изображенных на дверях собора, наружных и внутренних, - весьма затруднительно.
Для альбома-справочника все библейские сюжеты на дверях впервые отсняты при специальной подсветке и описаны. Многофигурные картины выколочены по меди (сколько ж народу прикладывало мастерство и терпение!), основа дверей - деревянная. Будет показана в книге и уникальная их конструкция. Ну-ка вообразите в середине позапрошлого века постановку дверей весом семь тонн. Это не колонна, которая должна стоймя стоять, а створки, обязанные открываться и закрываться.
Между прочим, когда работники музея отворяли западную дверь (главную, напротив алтаря, из нее появлялся крестный ход), то сразу сделать это не удалось. Уж почти предположили страшное: что собор действительно перекосило, геометрия нарушилась и... Восемь инженеров занимались проблемой, историческую дверь все же со всеми предосторожностями распахнули. Оказалось, мешала застрявшая монетка - двухкопеечная, 1926 года, - очевидно, кто-то случайно обронил.
Еще к юбилею готова памятная медаль - реплика той, что выпущена 150 лет назад по высочайшему повелению Александра II "За строительство Исаакиевского собора". Это подарочное "издание" музея, надо полагать, получат его сотрудники и друзья. А также, вероятно, участники Петербургского международного экономического форума - впервые для них в стенах этого храма будет дан концерт из духовных произведений Бортнянского, Гречанинова, Чайковского, Свиридова. Надо же топ-менеджерам, озабоченным цифрами, и о высоком-прекрасном подумать. Ожидается несколько сотен важных персон плюс охрана.
А 12 июня Исаакиевский собор, вмещающий более десяти тысяч человек, разумеется, будет открыт для всех и совершено бесплатно. В 10.00 начнется традиционная - день святого Исаакия Далматского - служба; вероятно, ее проведет настоятель собора митрополит Петербуржский и Ладожский Владимир. Она протяженная, примерно до часу дня.
Чуть позже, по готовности храма (принадлежности службы надо убрать), начнется концерт хоровой музыки. Она снова зазвучит в пять часов пополудни: для всех горожан и наших гостей будет петь "собственный" коллектив музея - Хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова.
В какой-то момент, надо полагать, город преподнесет - видит бог, нестареющему - Исаакию свои подарки. А вечером пушки у стен Петропавловской крепости отсалютуют - для тех, кто понимает, - этому собору. Он воистину чудесен. Мало того, что полтора века облагораживает все вокруг, так еще и связал со своим днем рождения День самой России, государственный праздник.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10250715@SV_Articles