Есть ли у меня духовная жизнь?
Хожу в храм уже пять лет. Стараюсь молиться, исповедуюсь, причащаюсь. В православной литературе, которую я тоже стараюсь читать, часто пишут, что люди ведут духовную жизнь. А что это такое на самом деле, не очень понятно. Вот я и задумалась: а есть ли у меня духовная жизнь? Как это понять, посоветуйте.Ира, г. Мытищи, 26 лет
Отвечает священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:
- Вспомните первую заповедь блаженства: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 3). Нищие - не потому, что не имеют (такие люди называются бедными), но потому, что просят. Они не притворяются, но просто знают, что у них нет духовной жизни, и просят Бога им ее дать. А когда человек начинает замечать в себе духовную жизнь (например, считает себя прозорливым, видит будущее или грехи других людей), чаще всего это оказывается одержимостью. Духовная жизнь у него, действительно, есть, но он не понимает, что источник ее - не Бог, а темные силы. Те же, кто живет подлинной духовной жизнью, с Богом, видят свое несовершенство, но не духовный рост. Это как в полете: если нет воздушных ям и облака ровные, пассажирам кажется, что самолет стоит на месте. В духовной жизни человек тоже может стремительно лететь вперед и не замечать этого.
Если человек хочет стать нищим духом, то есть просить духа у Бога, хорошим духовным руководством для него может быть книга святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться".
У природы нет плохой погоды?
В последние годы зима в Москве какая-то неправильная, слишком теплая, малоснежная. Я заметил, что мы очень часто ругаем погоду: "Какая гадость на улице! Погода - просто ужас!" и т. п. При этом я где-то слышал, что так говорить - грех. Ведь погода послана Богом. Это правда?Спасибо, Ф. Демьянов, Москва
Отвечает священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт, работал охотоведом под Магаданом на Охотском море:
- Погода - сочетание природных явлений, плохо прослеживаемых материалистически (у нас в лесотехническом был курс метеорологии). А жалуемся мы всегда на кого-то. Так что вне религиозного контекста жалоба на погоду - бессмыслица. Ну а верующему человеку, чтобы понять, грех ли это, уместно обратиться к другим языкам. Многие из них говорят о погоде так: "Он делает так-то", - например, по-французски "Il fait froi" - "Он делает холод" - в смысле "на улице холодно"; по-итальянски "Fa caldo" - "Он делает жарко" - в смысле "стоит жара" и т. д. То есть во все времена люди понимали погоду как Божие произведение. Сразу становится понятно, на Кого мы жалуемся, сетуя на погоду. И ответ на вопрос, грех ли это, тоже станет очевиден.
Парадоксально, но такой вопрос может возникнуть только у жителей мегаполиса. Когда я работал под Магаданом, мы, бывало, по полгода при свечах сидели. У нас были дизельные электростанции, а солярку не подвозили - самолеты не летали из-за непогоды, баржи не могли пройти через льды. Печку топили... рыбой, потому что дров там не напасешься. Никто не роптал. В экстремальных условиях люди мобилизуются, думают о том, как протянуть. А на погоду ропщут, когда сидят в тепле. В одном из рассказов Фазиль Искандер остроумно написал, что москвичи слушают погоду на завтра с таким интересом, как будто им завтра на охоту или на рыбалку идти.
Климат меняется, и меня тоже не радует, что мои сыновья не могут всю зиму кататься на лыжах, как катались мы в детстве. Но некоторые философы считают, что климат во многом повторяет психофизическое и нравственное состояние общества: учащаются стихии - значит, общество на грани стихийных потрясений, стабильно общество - стабилен и климат. Как и было при советской власти (стабильное общество - необязательно хорошее). Так же считали древние мудрецы. Мне возразят, что ничего такого нет у святых отцов. Но святые отцы вообще не писали о погоде, потому что это не духовный вопрос. Я не вижу в версии взаимосвязи стабильности общества и климата ничего противоречащего христианскому отношению к жизни. По грехам нашим и погода. Так что не жаловаться надо на нее, а стяжать дух мирен. Тогда, по словам преподобного Серафима, тысячи вокруг тебя спасутся, соответственно, изменится и общественный климат.
Как побороть "любимые" грехи?
Я часто унываю оттого, что всю жизнь исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как победить такие грехи и что делать, чтобы не унывать, если все-таки они возвращаются?Большое спасибо! Лидия Алексеевна
Отвечает священник Евгений ЛАЛЕНКОВ, клирик храма Святых Двенадцати Апостолов города Тулы, преподаватель факультета теологии Тульского государственного университета:
- Человеку свойственно повторять грехи, в которых он неоднократно исповедовался. Повторяемость - отдельный грех. Христианская жизнь - непрерывная борьба с грехами, недаром святые отцы называли ее духовной бранью. А вот как конкретно бороться с "любимым" грехом, можно посоветовать только после беседы с человеком. Как можно ответить на страницах журнала или по интернету, не зная ни конкретного человека, ни о каком именно грехе идет речь? Также нельзя заочно ответить, как бороться с унынием. По внешним признакам уныние очень трудно отличить от депрессии, это только опытный духовник может при личной беседе с человеком. При депрессии человек нуждается не только в духовной, но и в медицинской помощи. Если же речь идет именно об унынии, то с ним надо бороться как с любым другим грехом. Но как врач не пропишет лекарство, не видя больного, так и священник не даст заочный совет по борьбе с унынием.
Как правило, когда люди повторяют одни и те же грехи, причины надо искать глубже, менять весь образ жизни. Бросить курить, к примеру, проще, если заняться спортом. Нездоровый образ жизни никак не стимулирует отказ от многолетней вредной привычки. Тем более необходимо изменить жизнь, когда речь идет о более серьезных, смертных грехах. Например, гневливость часто бывает наследственной, и немудрено, что многие раз за разом в ней исповедуются, а потом продолжают гневаться на домашних, сослуживцев, а некоторые - и на весь мир. Без благодати Божией избавиться от такого "наследства" невозможно, но и рассчитывать только на благодать, надеясь, что после десятой или двадцатой исповеди гнев сам по себе исчезнет, неправильно. Не исчезнет, если непрестанно не раздувать в своем сердце искру любви к себе и ближнему. Надо полюбить себя не как плотского человека, а как образ Божий. И дай Бог нам хотя бы к концу жизни обрести подобие Божие.
"Пием без сомнения святую воду!"
Говорят, святую воду можно пить только натощак? А почему же тогда в некоторых церквях стоят емкость с надписями "Святая вода", а рядом - чашечки и все желающие могут попить? И еще вопрос: сколько дней положено говеть перед причастием и за сколько часов нужно переставать есть перед причастием? Приходилось слышать разные мнения: 6 часов, 8 часов, с полуночи, с наступления темноты.Спасибо, Петр, г. Калуга
Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:
- Действительно, есть такой благочестивый обычай - утром съесть кусочек просфоры и выпить святой (крещенской или освященной на водосвятном молебне) воды. И я тоже, когда не служу литургию, утром съедаю кусочек, правда, не просфоры, а антидора и запиваю крещенской водой. Так меня научила старушка монахиня, когда я только пришел в Церковь 30 лет назад и стал алтарником в храме, при котором она жила и несла послушание. Однако съедать натощак просфорку со святой водой - это только благочестивый обычай, а не общецерковное правило и тем более не заповедь Божия. В "Типиконе" же в статье на праздник Крещения Господня прямо сказано: "Известно же бyди всем о святей воде, яко нецыи сyть отлучaюще себе от святыя воды вкушeния рaди, не добре творят, ибо благодaти рaди Божия дана бысть на освящение миру и всeй твaри... Очищении же от сих, пием без сомнения сию святую воду". То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя. Как же правильно? По сложившейся традиции крещенскую воду обычно пьют натощак. Однако и в употреблении святой воды, и во всем подобном нужно руководствоваться послушанием. Если человек живет в монастыре, пусть слушается монастырское начальство. Если имеет духовного отца, пусть все делает с его благословения. В семье младшие пусть слушаются старших. А старшие, если они обязаны устанавливать правила, пусть делают это с рассуждением, с молитвой и - если нужно - с советом более опытных. И никто не должен никому навязывать своей воли и своих обычаев.
То же самое и по второму вопросу. Есть духовный отец - спроси у него. Только не беги сразу навязывать своим знакомым полученное благословение. Принадлежишь к какому-либо церковному сообществу (монастырь, приход, православная семья) - следуй действующим в нем правилам и обычаям и будь в мире. Некого послушаться - держись средней меры по своему разумению и моли Бога, чтобы Он сам все устроил и твои ошибки исправил. Главное - не сводить духовную жизнь к правилам и спорам о правилах, ведь "...Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17).
Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=10018&article=927