Учите матчасть
Миссионерствовать я отправилась не без подготовки. Для этого записалась на бесплатные курсы уличных миссионеров при храме апостола Фомы на Кантемировской - 12 трехчасовых занятий. Начинающий миссионер обязуется прочитать Краткий катехизис митрополита Филарета (Дроздова) и выдержать собеседование по основам православного вероучения. Подразумевается, что миссионер уже знаком с текстами Ветхого и Нового Заветов. На курсах изучают православную догматику и разбирают религиозные системы, с которыми миссионер может встретиться "в поле": ислам, буддизм и иудаизм; современные протестантские движения, основы вероучения тоталитарных культов. Миссионеры - в основном молодые ребята, но есть и несколько отважных девушек.На каждом занятии обсуждается одна догматическая тема: к примеру, иконопочитание. Под рукой у каждого - Библия (дорожный миссионерский формат - в кожаном чехле на молнии). Возглавляющий собрание настоятель храма ап. Фомы, организатор курсов отец Даниил Сысоев объясняет, как случилось, что протестанты ставят православным в упрек почитание икон, на чем основано православное понимание этого вопроса и как, оттолкнувшись от аксиом, которые признает и оппонент, доказать, что правда на нашей стороне.
Боевое крещение
Боевое крещение миссионеров было в праздник Богоявления, когда множество людей пришли к храму за святой водой. "К каждому, кто стоял в очереди, подходили миссионеры, - рассказал отец Даниил. - Они спрашивали, знает ли человек, как правильно пользоваться святой водой, и плавно переходили на беседу о том, зачем вообще нужно ходить в храм, для чего существует исповедь, что такое христианская жизнь. Вместе со святой водой всем пришедшим мы раздали листочки-памятки, закрепляющие "пройденный материал". Уже на следующей неделе в храм пришло много новых людей".Второй выход был запланирован на продуктовый рынок, где, как известно, в основном работают приезжие из стран ближнего зарубежья. "С собой всем иметь Библию, - напутствовал нас отец Даниил, - листочки с расписанием ближайщих богослужений и схему проезда к храму". У каждого был бейджик с иконой апостола Фомы и названием храма. Отец Даниил рекомендовал разделиться на пары и ходить по двое, как апостолы, - так безопаснее и веселее.
Весть о Суде
Самое пугающее для неопытного миссионера - как начать разговор. Отец Даниил, миссионерствовавший еще до священства, считает, что в каждом случае нужен свой подход, но "важно знать, чего точно не следует делать: нельзя подробно рассказывать о природе Причастия. Можно говорить только, что в Причастии мы соединяемся с Богом. О том, что происходит во время Литургии, не должно говорить на рынке, это Тайна, которую нельзя открывать непосвященным, иначе это может привести к осмеянию и греху вашему и собеседника.Нужно говорить о том, что есть Бог, который создал человека, спас его через Христа - Сына Своего, о том, что Бог дает всем возможность получить вечную жизнь в Церкви, для этого нужно креститься и жить церковной жизнью. Еще через миссионера должна прозвучать весть о Суде, важно сказать, что Бог придет судить людей и воздаст каждому по праведности, а вы к этому готовы? Вы знаете, какие есть заповеди? Это уже возможность для более полного разговора. Человек задумается и, может быть, поговорит с вами. Может быть, он пройдет мимо, но свою задачу - уронить в его душу семя - вы выполнили. Наша цель - сеять. Подарить человеку веру может только Бог, если человек этого захочет".
Первый мормон комом
Мы шли по тротуару и обсуждали тактику уличной проповеди. Навстречу нам двигалась группа молодых людей в одинаковых черных пальто. "Наверное, американские проповедники", - пошутил кто-то. А когда поравнялись, увидели у них на пальто черные бейджики: "Церковь Иисуса Христа святых последних дней". Мормоны! Вот удача! С ходу начали их катехизировать, приводить неопровержимые аргументы, махать руками. Обе группы миссионеров достали одинаковые Библии на молнии и принялись доказывать несостоятельность мировоззрения своих оппонентов.На каждого православного миссионера досталось по одному мормону. Пока другие оживленно спорили, мой оппонент молчал и улыбался. Я спросила, почему он не хочет подискутировать со мной о Боге. Но молодой человек, имя которого мне выяснить не удалось (мормоны свои имена скрывают, представляются по фамилии), сказал, что не хочет войны и что Бог любит всех нас. Разговор перетек в житейское русло. Год назад парень приехал из Техаса, где закончил школу и девятинедельные миссионерские курсы (включающие изучение русского языка), после которых и отправился за свой счет в Россию, проповедовать. У молодых мормонов перед женитьбой принято посвятить два года своей жизни миссии. "Поначалу было страшно в незнакомой стране, - сказал он, - неудобно подходить к людям с интимными вопросами на плохом русском языке, вроде "Верите ли вы в Бога?", но потом привык. Холодно у вас, но я готов ради Бога на это".
Секта мормонов (официальное название - "Церковь Иисуса Христа последних дней") основана Джозефом Смитом (1805-1844). Согласно его учению Вселенная населена разными богами, управляющими звездами и галактиками. Свои откровения Смит собрал в т. н. "Книге Мормона", где написано, что американские индейцы являются потерянными коленами Израилевыми, сохранившими истинную веру. Христос после Воскресения также был в Америке и оставил ряд вероучительных указаний.
Итог беседы такой: мормоны вели себя выдержаннее нас, внимательно слушали, улыбались, в то время как православные кипятились, потешались над портретом основателя мормонства Смита и, разводя руками, громко недоумевали: "Как можно не понимать элементарных вещей?!" Есть чему у мормонов поучиться - хотя бы сдержанности и внешней опрятности, не говоря о том, что Священное Писание на чужом языке они знают лучше, чем многие из нас на родном.
"Я думаю, православный миссионер не должен надеяться на себя и на свои хорошие манеры, аще таковые имеются, а должен надеяться на Христа и Святого Духа, который будет говорить через него, - говорит отец Даниил. - Господь через нас приводит к Себе кого хочет, но делает это не мгновенно, чтобы миссионер не возгордился. Я согласен, что нам необходимо учиться корректности. Молодо-зелено, жарко. Но без жара здесь тоже никуда!"
Религиозные войны
Всего нас набралось девять человек. Бейджики сверкали на зимнем солнце, в руках шуршали листки о покаянии. Твердым шагом мы отправились на оптовый рынок "Котляково". Перед входом остановились прочитать молитву миссионера и этим привлекли внимание охраны. Мне тут же запретили фотографировать, а уже рассеявшихся по рынку миссионеров охрана оттеснила к выходу со словами: "Нечего тут развязывать религиозные войны!" Директор рынка прокомментировал мне действия охраны так: "Мы оплатили аренду этой территории, а вы пользуетесь тем, что мы собрали здесь людей, для своих целей. Нехорошо! Люди пришли сюда покупать консервы, а не отправлять религиозные культы". Мы ретировались. И все-таки миссионеры успели "обработать" примерно 15 человек и одного охранника. Трое из них с интересом выслушали нас и согласились взять приходские листки, а одна продавщица бросила свой ларек, подбежала, вручила 100 рублей и просила помолиться за нее. Остальные продавцы и покупатели на рынке были азиаты и на вопрос "Верите ли вы в Бога?" отвечали: "Нет, я мусульманин".Успех на практике
Оправившись от неудачи, мы двинулись к ближайшему скоплению народа - к станции метро "Кантемировская". Здесь нас ждал успех.Самое трудное, как оказалось, - остановить человека, обратить на себя внимание. У многих уже выработалась устойчивая реакция на приставания сектантов, и люди не глядя в глаза стараются проскочить мимо. Но по-православному длинная юбка, бейджик с иконой и скромная улыбка делают свое дело. Хотя прохожие переспрашивают, точно ли мы православные, они останавливаются. А опознав "своих", жалуются на докучливых сектантов.
Удобное место для миссионерства - автобусные остановки, люди там постоянно меняются и в то же время стоят на месте, не надо за ними бегать. Легче всего на контакт идут молодые пары от 25 до 30 лет и женщины с детьми. Они никуда не торопятся и готовы слушать. Если человек проходит мимо и говорит, что занят, можно, пользуясь сектантским опытом, на ходу задавать ему вопросы, вручать листки и так далее. Начинать разговор лучше с чего-то неожиданного, чтобы выдернуть человека из его мыслей. Например, один из миссионеров Максим обращался к молодым мужчинам так: "Брат, я вижу, ты православный, здесь недалеко открылся новый храм - держи расписание!" Даже если "брат" вовсе не был православным, он останавливался, а дальше завязать разговор - дело техники.
Вечером, когда мы подмерзли и у нас закончился раздаточный материал, мы отправились в храм, чтобы отогреться чаем и обсудить итоги. У кого-то получалось лучше, кто-то был слишком застенчив, кто-то все время проговорил с одним человеком, кто-то встретил группу сатанистов. Если подвести итоги в цифрах, получается приблизительно такая картина: каждый миссионер поговорил примерно с 10-15 людьми, почти все из которых объявили себя православными, из них человек пять заинтересовались информацией и согласились взять листки о покаянии. Успехом увенчались примерно 60 процентов всех попыток заговорить, не меньше 40 процентов разговаривать отказались. Почти каждому миссионеру в этот день досталось по одному "сложному случаю", вроде подростков-сатанистов, сектантов или буддистов, разговор с которыми требовал уже особой подготовки.
Комментарий
Миссионерский опыт нашего корреспондента мы попросили прокомментировать больничного миссионера в ЦКБ МП свт. Алексия Андрея РАДКЕВИЧА и иерея Иоанна ЕМЕЛЬЯНОВА, клирика больничного храма блгв. цар. Димитрия при 1-й ГКБ, оба - многолетние участники миссионерских походов по России.
Андрей РАДКЕВИЧ:
- Я как миссионер нахожусь в более выгодном положении, чем ребята отца Даниила: у меня гораздо больше времени. Я провожу миссионерские беседы в актовом зале больницы (туда приходят те, кто заинтересовался их темой) и в палатах, где лежат люди, не имеющие возможности, а иногда и желания прийти послушать лекцию. Самое важное - заинтересовать далекого от Церкви человека, потому что многие думают: раз пришел миссионер - сейчас будет призывать покаяться, читать мораль... Я захожу в больничную палату под предлогом, что принес журналы и книги, которые можно бесплатно взять и почитать. И под предлогом, что рассказываю о книгах, рассказываю о Православии. У меня всегда в запасе истории про известных людей, новости, которые можно подать в связи с Православием и Церковью. Конечно, это только повод, чтобы не прогнали сразу, а вступили в беседу, но и ступенька к разговору о Боге.
А в зале, где люди, придя, уже проявили интерес к вере, я рассказываю о научных открытиях и фактах, подтверждающих религиозную картину мира, привожу примеры из истории, в советское время многое замалчивалось, поэтому удается удивить и заинтересовать слушателей. И так снова перехожу от ликбеза к проповеди.
Но миссионерам отца Даниила надо сразу переходить к делу. Я верю, что он знает, что и как следует сказать в нескольких фразах человеку, чтобы он задумался о Боге и своей жизни. И этим словам он научит своих учеников. И даже если у большинства из них не получится, но так среди них выявятся искусные.
А "приставание" на улицах, кстати, не прерогатива протестантов. Основатель католического ордена иезуитов Игнатий Лойола тоже начинал с того, что залезал на камень и на углах улиц кричал прохожим о Боге. И потом эта кучка миссионеров (на взгляд обывателя, сумасшедших) со своими последователями обратила ко Христу целые страны. Но почему, когда наша Церковь бросала клич, что алеуты нуждаются в миссионерах, во всей России нашелся только один желающий - будущий святитель Иннокентий Московский? Когда в Японию приезжали сотни католических и протестантских миссионеров, среди них оказался только один православный - святитель Николай Японский? И хоть их мы прославляем в лике святых, почему же в общей массе православная Церковь в миссии так не активна?
Отец Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ:
- Любой вид миссионерской деятельности должен, как в медицине, отвечать принципу "не навреди". И когда мне говорят: батюшка, вы не правы, Христос сказал: "Идите и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15), - и я могу ответить цитатой из Евангелия: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской" (Мф. 18, 6). Что если хотя бы один человек соблазнится навязчивыми миссионерами? Кто может оценить, что нам будет стоить на Страшном Суде один приведенный к Богу человек, против одного, которого мы оттолкнули от Господа?
Я помню такую историю: один батюшка в больнице на Крещение закатил стихийную проповедь для врачей о смысле праздника. Его никто не просил, был рабочий день, всех оторвали от работы. Врачи из вежливости слушали, устали, расходились с раздражением, ворча на Церковь, и все это - в великий праздник.
Богу дорог осознанный выбор человека. Я служу в больничном храме и по моему опыту знаю: самый сложный контингент в больнице - те, кто согласился исповедоваться и причаститься "заодно" с соседом. Обычно они оказываются совершенно не готовы слушать священника и участвовать в Таинстве.
В проповеди можно и нужно использовать средства массовой информации, можно проводить беседы, организовывать комфортные условия в храме, встречать человека, но так, чтобы он сам пришел, сам включил радио или телевизор или сам пришел в библиотеку за православным журналом. Человек должен сделать над собой усилие - это ключевое понятие.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=9&article=917