Оказалось, что в Китае есть производства, которые штампуют православные кресты и иконы. Причем, не оригинальные, а подделки под греческие или российские. Своими впечатлениями от посещения такого предприятия делится руководитель иконного производства проекта «Символик» Кирилл Шумов:
 Мне рассказали о том, что в Китае уже много лет существуют производства
 православных икон, крестов и другой церковной утвари. Я решил поехать и
 посмотреть, как это происходит. Увиденное шокировало меня. 
 
 В начале мы посетили небольшое частное производство. Оно располагалось в
 обычном доме. Это был трехэтажный коттедж, на двух этажах которого 
трудились работники, на третьем жил хозяин и руководитель. Они 
занимались копированием греческих икон. В прямом смысле копированием - 
на иконах были надписи «сделано в Греции», название греческих 
производителей и даже бумажные сертификаты «подлинности». 
 
 Полиграфия, собственно лики Спасителя, Богородицы, святых, которые они 
наклеивали на деревянные основания, лежала у работников прямо под 
ногами. Никакого уважения к святыне. Это производство существует 7 лет. 
Раньше его хозяин производил пузырьки для духов, потом по совету 
украинского заказчика, переквалифицировался на церковную продукцию. Сам 
украинец (китайцы назвали его дядя Ваня) иконы у них не покупал, но 
помог найти сбыт в России и Румынии.
 
 Следующее производство, которое мы посетили, было уже действительно 
большим - на нем работают около 70 человек. Экскурс мы совершали под 
видом клиентов и я смог сделать несколько фотографий. Все производство 
находится в большом ангаре. Приезжает клиент, показывает образец и с его
 делается копия. Полная копия, включая логотип оригинального 
производителя. 
 
 В Китае тепло и специального помещения для работы не нужно
 
 Производство устроено в больших ангарах, фактически под навесами. Там установлены длинные столы, за ними в ряд сидят работники
 
 Практически все операции делаются вручную
 
 
 Кресты и распятия, после литья обрабатывают вручную
 
 
 
 
 Эта женщина наносит на распятие надпись «Иерусалим». Когда мы к ней
 подошли, наши сопровождающие сказали, что могут нанести любую надпись 
по нашему желанию
 
 Образцы продукции
 
 Раньше они занимались производством швейной фурнитуры, но 9 лет назад к
 ним пришли заказчики и попросили сделать крестики, с тех пор они 
производят только церковную продукцию - католическую и православную.
 
 Оклады элементы православных крестов, распятий, нимбы делают литьевым 
способом - все это валяется на полу, под ногами. После того, как литье 
окончено, они сгребают все с пола лопатой, выгружают на стол, где 
работники разбирают кучу на отдельные части, из которых составляется 
конечное изделие и обрабатывают их вручную. 
 
 Мы задавали работникам вопросы о том, как они относятся к православной 
вере. Нам отвечали, что это только бизнес и их интересуют только деньги.
 Мне кажется, если иконописец должен с постом и молитвой подходить к 
написанию иконы, то человек, который делает копии икон, пусть он даже 
просто их штампует, как минимум должны быть христианином, должен ходить в
 Церковь и уважительно относиться к своему делу. Понимать, что он 
делает.
 
 Не думаю, что можно сравнить изображение Бога с телефоном, компьютером 
или еще чем-то, что сейчас дешево производится в Китае. Мало того, что 
эти иконы делают буддисты и идолопоклонники, а не христиане, так они к 
тому же занимаются подделкой, чем убивают оригинальные греческие 
производства, лишают их прибыли. Все это просто ужасно.
 
 Когда я отправился в Китай, в наших планах было сотрудничество, но по 
итогам поездки, после всего увиденного, от этой идеи пришлось 
отказаться. Мы будем строить свое производство в России, давать работу 
соотечественникам - верующим, православным людям.
 
 Что значит «поддельная икона», могут ли буддисты создавать 
священные христианские изображения и как происхождение иконы влияет на 
молитву перед ней мы спросили у преподавателя факультета церковных 
художеств ПСТГУ, члена Союза художников Светланы Васютиной:
 
 Для того, чтобы стать иконописцем необходимо благословение 
священноначалия. Иконы может писать только человек верующий, молящийся, 
знакомый с канонами церковной живописи. Даже если он делает только копии
 или штампует типовые крестики. В древних памятниках осталось назидание 
иконописцам, где сказано, что человек который работает над священным 
изображением должен в это время поститься. Там даже не обсуждается, что 
он должен быть верующим. Это обязательно.
 
 Если язычники приходят через эту работу к Богу - это можно только 
приветствовать. Но если они не приходят, то оправдания сложившейся 
ситуации нет. Например, один мой знакомый сейчас строит храм и оформляет
 его мозайкой. Для работы он нанял таджиков-мусульман, которые празднуя 
рамадан, выкладывают ему мозаичные образы. Они страшно искушают всех 
вокруг! Нельзя в алтарь пускать грешников, нельзя причастие давать 
богохульникам и нельзя давать писать иконы буддистам, мусульманам и 
язычникам. Это осквернение святыни на духовном уровне, ее разрушение.
 
 Когда я работаю над иконой, я всегда молюсь. Постоянно молюсь. 
Стараюсь, чтобы икона была написана в молитве. И когда иконописец 
молится, в какой-то момент наступает такая ситуация, когда он перестает 
понимать как все пишется. Происходит взаимосвязь с духовным миром. 
Господь управляет рукой иконописца. А какая духовная связь может быть и с
 кем у идолопоклонников во время работы над священными изображениями? 
 
 Конечно, и нарисованная на бумажной салфетке икона может замироточить. 
Дух дышит где хочет. Потому что важна личность человека, который молится
 перед образом. Он получает благодать не благодаря работе иконописца, а 
скорее вопреки. Конечно, что если кто-то купил эту икону и молится перед
 ней, в этом нет ничего страшного. Господь не допускает поругания своей 
святыни. Но быть причастным к созданию или распространению такой якобы 
церковной продукции - духовное преступление. На мой взгляд, это 
бесовские уловки, чтобы обесценить святое.
            
                
                
                
				
                
                
