Путь человека к вере - это всегда очень личный путь, и каждый из нас проходит его по-своему. Например, я, положа руку на сердце, до сих пор не могу о себе сказать, что я верующий человек. Ведь в Евангелии Господь сказал: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф 17:20). А разве я стяжал такую веру? Но если уж я говорю о себе, что я неверующий и только стою на пути к вере - хотя стою в храме у престола уже двадцать девять лет, люблю Божественную литургию, жажду причащаться и стараюсь изменять свою жизнь в русле заповедей Божиих - то что уж говорить о тех людях, которых Бог обратил к Себе совсем недавно! Господь неожиданно повернул их взор в Свою сторону, Он дал им познать Свою красоту, дал познать Себя - но все это лишь начало пути к настоящей вере. Новообращенным предстоит еще много сил положить для того, чтобы познать Бога, как апостол Павел говорит, хотя бы сквозь тусклое стекло, гадательно - не говорю уже о том, чтобы увидеть Его лицем к лицу. Только уже после смерти мы сможем познать Бога всем своим существом, и, как продолжает Павел, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13:12).
Без сомнения, все христиане очень радуются, когда еще один человек приходит к вере. Мы сопереживаем новообращенным, счастливы, что Господь им приоткрылся и начал их утверждать в Своем присутствии, в Своей любви, в Своем попечении о них. Но говорить им то, что сказал Христос богатому юноше - если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) - мы не имеем права. Этого может требовать от них только Христос - и к нам самим, кстати, Его слова обращены ничуть не меньше.
Однако нужно сказать, что жизнь во Христе и работа в шоу-бизнесе, безусловно, несовместимы. Преподобный Антоний говорил: "Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом", и в данном случае таким своеобразным "городом греха" служит место работы или творческой деятельности человека. В идеале лучше бросить все сразу, ведь если не изменить свой образ жизни резко, не порвать с прошлой работой, то всегда останутся старые связи, знакомства в шоу-бизнесе, будет еще тянуться эта нить прошлых грехов.
Но иногда человек и рад бы от всего этого отречься, но просто еще не имеет на это сил. Поэтому главное, чтобы, прийдя ко Христу, он понимал (как понимал это Геннадий Бачинский), что, работая в шоу-бизнесе, он неминуемо останется привязан к законам мира сего. Геннадию Бачинскому, судя по его интервью, работа в качестве ведущего развлекательных радиопередач в конце концов стала претить, омрачала его существование, замедляла духовный рост... Но я понимаю, что он наверняка не смог бы бросить шоу-бизнес сразу. Ведь он не только оказался бы лишен тех средств к существованию, которые имел ранее, но и потерял бы все возможные связи с дорогими ему, наверняка порой очень интересными, яркими и талантливыми людьми. Бросив свою работу, Геннадий не нашел бы себя сразу в какой-то другой области, и не смог бы, допустим, сразу же перейти на работу в церковную газету. Можно предположить, что если бы он резко ушел из шоу-бизнеса, то впал бы сначала в уныние, а потом и в отчаяние (то есть в другой грех, ничуть не менее сопасный), и неизвестно, чем такой "эксперимент" мог бы закончиться. И как же быть в такой ситуации?
Представление о том, на что нам стоит опираться в своем жизненном пути, можно почерпнуть из Священного Писания. И в данном случае уместно вспомнить слова о том, что всему свое время, и время всякой вещи под небом (Екк 3:1). То есть иногда нужно просто подождать, не принимать поспешных решений. А в Евангелии Господь говорит, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф 13:33). Здесь тоже говорится о терпении, ведь когда женщина замешивает муку с закваской, она не ожидает, что буквально в одно мгновение тесто сразу же поднимется. Должно пройти какое-то время перед тем, как тесто взойдет в меру своего брожения, и можно будет что-то испечь. Так и Господь, помещая семя Своей любви в душу человека, ждет. А семя постепенно начинает прорастать, пока, в конечном итоге, человек не становится способен оставить очень многое ради любви ко Христу.
Однако, несмотря на сказанное выше, тем христианам, которые остаются в шоу-бизнесе и так вынужденно рекламируют безнравственность - как в музыке, так и в любом творчестве, которое осмысливает и пропускает через себя шоу-бизнес - я хотел бы сказать следующее. Конечно, если уж ты не можешь решиться вообще уйти из этого бизнеса, нужно хотя бы сразу стараться все-таки уходить из тех проектов, которые могут заронить в сердце слушателей яд.
Но все равно шоу-бизнес - это действительно как бы "совет нечестивых", и на этом совете невозможно быть праведником, разве что человек уже стяжал благодать Духа
Святого - но кто из нас может о себе это сказать? Поэтому если ты не можешь прямо сейчас оставить город, в котором ты грешил - свое творчество, свой заработок то хотя бы находись в постоянном духе покаяния. Не оправдывай себя ничем - ни заботой о семье, ни интересом к работе, ни тем, что ты стараешься в этом развратном бизнесе чему-то противодействовать, привнести в среду порока немножко света и чистоты. Подумай, что может получиться ровным счетом наоборот, ведь если ведущий программы говорит о том, что он христианин - это может повлиять на слушателя очень отрицательно.
Верующий шоу-бизнесмен может оказаться для слушателя своеобразным "мостиком" к прослушиванию или просмотру других, гораздо более худших радио- и телепередач. Логика проста: раз этот ведущий - верующий христианин и продолжает оставаться в этом бизнесе - значит, это позволено! Значит, христиане могут работать в этой области, и значит, я, как слушатель, тоже имею права на такое времяпрепровождение.
В свое время в похожей ситуации я обратился к архимандриту Иоанну (Крестьянкину). У меня были знакомые-сектанты, "белые братья", и я относился к ним с большой любовью, но меня смущало, что они ходят в православный храм и вообще мало на первый взгляд отличаются от православных христиан. Я спросил у старца - продолжать мне общение с ними или нет? На что отец Иоанн ответил: если они будут прислушиваться к голосу Вашей веры и постепенно отходить от своих заблуждений - то да, встречайтесь, вступайте в общение с ними, если же нет - то ведь вы тогда сами станете для других православных мостом к этой секте. Об этом необходимо задуматься тем, кто думает, что помогает людям, продолжая работать в шоу-бизнесе. Но хочу подчеркнуть: как пастырь, как священник, я никому никогда не рекомендую делать резких шагов. С приходом к вере человек старается христианизировать всю свою жизнь и творчество - и, безусловно, хорошо, если вера сразу отражается на работе, если есть возможность послужить делу проповеди, оставаясь на радио, телевидении, эстраде... Так что работа в шоу-бизнесе - это дело личной совести человека, его решение, и еще раз повторю - всему свое время. Вообще, я считаю, что человек должен менять профессию только в том случае, когда он просто уже не может работать на своем прежнем месте. Быть может, и хотел бы еще потрудиться, и как-то привязан к прошлому - но просто не может, потому что уже гораздо больше хочет служить или работать в другой области - и, вероятно, уже непосредственно в Церкви.
Екатерина ПРОГНИМАК
http://www.foma.ru/articles/1608/