Неслучайно этот канон назван покаянным. Он сосредотачивает нас на душе своей, на углублении зрения своих грехов.
Мы живем с вами и проживаем достаточно суетливую жизнь. Многое нас отвлекает от того, чтобы вглядеться в свою же душу. Много суеты вокруг нас, много дел «кчемных» и никчемных, которые мы совершаем в жизни. Много праздности. У отца Александра Ельчанинова в его книге «Записи» есть глава «Демонская твердыня». И он говорит, что появлению и углублению веры мешает неведение человеком грехов своих. Нам надо погруженным быть в свою душу. Поэтому Господь Иисус Христос говорит, обращаясь ко всем нам: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего? А бревна в своем глазе не видишь».
Но мы можем увидеть недостатки и ближних своих только отчасти. А свои недостатки - во всей полноте, во всей безобразности, во всем том, что расхищает благодатные силы души нашей, призванной ко спасению.Но, к сожалению, несмотря на то, что мы мечтаем об этом спасении, мы не только топчемся на одном месте, но часто удаляемся от Бога, думая что достаточно того, что ходим в церковь, достаточно молитвы утренней и вечерней, достаточно стремления какого-то, пускай и безвольного, к добрым делам. Но не надо успокаивать себя, не в этом заключается сердцевина христианской жизни. А в духе покаяния, смирения перед Богом, плачем перед Богом о своих грехах, стремлении к совершенству на основе постоянной молитвы. Мы должны стремиться к этой постоянной молитве, ибо Апостол Павел, который, по словам Иоанна Златоуста, являлся трубой Духа Святого, в одном из посланий так и говорит: «Молитесь непрестанно». И нам нужно тренироваться в этой молитве, потому что и к нам относится этот призыв.
Может быть, конечно, сейчас такие времена, когда мы не можем совершать никаких подвигов, когда мы не можем стяжать Духа Святого в связи со своей расслабленностью жизни. Потому что мы живем в греховном мире, наполненном страстями и похотями. И, наверное, на какое-то снисхождение мы можем рассчитывать, но не уповать на него. Всегда стараться продолжать концентрировать свои силы на то, чтобы шествовать, а лучше протискиваться по узкому пути, ведущему ко спасению. Этот путь заключен в двух главных заповедях: «Возлюби Бога своего всем сердцем, всем помышлением и крепостью ума» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Великий пост, как никакой другой из четырех, видно, имеет какую-то особую благодать. Концентрирует на духовную жизнь. Мы подтягиваемся, сосредотачиваемся, утесняем себя не только пищей и питием. Но стараемся больше насыщать свою жизнь молитвой, чтением Священного Писания и святых Отцов.
Я думаю, что все на себе испытывают особенность этого поста, не зря он святыми отцами назван Духовной Весной, когда могут расцвести в нас добрые силы души, свойства ее, заключенные в нас, потому что мы созданы и сотворены по подобию Божьему...
Как никогда сейчас нужно постараться взращивать любовь к Богу и к людям, в особенности в дни Великого Поста, по завершении которого должна была бы состояться встреча со Христом. Эта встреча заключается в стяжании Духа Святого, животворящего наши души - вместилища для Бога живого. И неслучайно Господь нам продлевает жизнь, долготерпит наши грехи, ждет, когда же мы, наконец, обратимся к нему.
Великий пост является самым благоприятнейшим временем для обращения наших душ к Богу. Через смирение, через воздержание, через чтение Священного Писания, через молитву я желаю всем нам как можно более благоприятней провести этот пост. Чтобы каждый из нас, встречая Пасху, Воскресение Христово, оглянувшись назад, увидел в своей душе хотя бы небольшой плод духовный, который был выращен этим постом и который нужно будет преумножать во всю оставшуюся нашу жизнь. Чтобы наконец-то, когда-нибудь, в конце нашей жизни, встретиться с Господом Иисусом Христом, как встретился Семион Богоприимец с Богом...
Храни вас всех Господь!