Женщины Ветхого завета (продолжение)

0
233
Время на чтение 4 минуты
Начало

Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с её стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.

Женщины наравне с мужчинами участвовали в еврейских религиозных праздниках (Второзаконие, 16, 9-15). По закону они так же, как и мужчины, могли приносить жертвы Богу (Левит, 5,4; 6,3,6; 12,5-8). Это значит, что женщина несла личную (а не опосредованную через мужа, отца или брата) ответственность перед Богом.

Причём закон Моисея разрешал женщине приносить жертву без участия мужа. Более того, в ряде случаев главу семьи даже не требовалось информировать о факте принесения жертвы.

Самое важное, что женщина могла напрямую обращаться к Богу в молитве. Так, например, бездетная Анна, не ставя в известность своего мужа Елкану, в молитве обратилась к Богу с просьбой дать ей сына (1-я книга Царств, 1, 9-12). Бог исполнил прошение Анны: она родила будущего пророка Самуила.

Молитва Анны была по форме монологом: Бог лично не говорил с ней. В некоторых же книгах Ветхого Завета Бог напрямую общается с женщинами: например, с Евой после грехопадения (Бытие, 3, 13), со служанкой Сарры Агарью (Бытие, 16, 7-13), с матерью будущего богатыря Самсона (книга Судей, 13, 3-22).

Таким образом, представление, что закон Моисея закрепляет для женщины скромное место при муже и сводит её функции лишь к хлопотам по хозяйству и рождению детей, совершенно неверно. Более того, роль женщины в ветхозаветной истории трудно переоценить. Стоявшие у истоков еврейского народа женщины - Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль - не раз принимали решения и совершали поступки, которые со временем определили весь ход истории Ветхого Завета. В этой истории достойное место заняли не только еврейские, но даже некоторые египетские женщины. Дочь египетского фараона, спася от смерти и вырастив Моисея, будущего первого пророка, способствовала тем самым освобождению еврейского народа от египетского рабства и его возвращению на землю обетованную. Даже безымянные повивальные бабки, не выполнившие приказание фараона бросать в Нил всех новорождённых еврейских мальчиков (Исход, 1, 22), спасли младенца Моисея и тем самым сыграли свою роль в истории Ветхого Завета.

Теперь сравним роль и место ветхозаветной женщины с традициями окружавших древний Израиль народов. Мы уже обращались к теме принесения женщиной религиозной жертвы. Женское жертвоприношение было неслыханной дерзостью для всех соседних с евреями народов, где этим занимались только мужчины. Да и многие другие примеры наглядно показывают, насколько сильно отличалось положение ветхозаветных женщин от всех остальных.

Скажем, по закону Моисея брак мог быть расторгнут в исключительных случаях, таких, например, как совершение преступления (книга пророка Исайи, 50, 1) или супружеская измена (книга пророка Иеремии, 3, 8). При этом требовалось написать так называемое "разводное письмо". Во всех странах, окружавших древний Израиль, муж мог бросить жену в любое время, независимо от наличия каких бы то ни было проступков с её стороны. Такое положение существовало и в Элладе, где, по словам Аристотеля, жена ценилась мужем чуть лучше, чем хорошая рабыня. Закон же Моисея прямо запрещает мужу так относиться к жене.

Да и сама любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине оспаривалась многими афинянами. Так, Аристотель считал высшим проявлением любви любовь гомосексуальную и писал в труде "Большая этика", что лишь она способна "удовлетворить самые возвышенные духовные стремления человека, тогда как любовь между мужчиной и женщиной... с какой стороны ни посмотри, является более низменной". Закон же Моисея, защищая традиционную форму брака, на этот счёт суров и категоричен.

Одна из десяти заповедей гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле..." (Исход, 20, 12). Почитание матери предписывается равносильным почитанию отцу. И наоборот: неповиновение матери равносильно неповиновению отцу (Второзаконие, 21, 18-21). Обычаи соседних евреям ближневосточных народов говорили о почитании лишь отца. Более того, достигший совершеннолетия сын уже должен был почитаться своей матерью.

Закон Моисея прочно защищает и пленных иноплеменных женщин. Мужчине категорически запрещалась всякая близость с нею, а брак разрешался лишь после специально продуманного обряда, длившегося месяц (Второзаконие, 21, 10-14). В то же время среди подавляющего большинства других народов (да и не только того времени) пленная женщина считалась бесправной трофейной добычей, как любая неодушевлённая вещь, и с ней можно было делать всё что угодно.

Итак, закон относился к ветхозаветной женщине с огромным уважением. Исключительное запрещение для женщин касалось лишь священства, причём наказанием за стремлением к священству была смертная казнь (Числа, 18, 7). Но дискриминировало ли женщину это непреложное обстоятельство?
Мужское священство нисколько не являло собой отражение якобы бесправного положения женщин. Женщине запрещалось (и по сей день запрещается) быть священником потому, что Бог явил Себя в мужском, а не женском роде, а священник во время богослужения представляет собой Бога. Именно поэтому священниками всегда были и остаются мужчины. Для ветхозаветного человека это было настолько очевидным, что на протяжении всех книг Ветхого Завета мы не встречаем ни одного случая, когда женщина пыталась бы примерить на себя роль священника.

Зато пророчествовать женщинам не возбранялось. Правда, ни одна из женщин пророчиц не оставила своих книг, как мужчины пророки - от Моисея до Малахии. Но их деяния и пророчества описаны многими авторами ветхозаветных книг. Первой пророчицей была сестра Моисея и Аарона Мариам. Её песня "пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море" (Исход, 15, 21) легла в основу ирмоса первого канона, который читается на утрени. Книга Судей сообщает о пророчице Деворе, которая даже была судьёй Израиля (главы 4-5). Некоторые пророчества иерусалимской пророчицы Олдамы описываются в 4-й книге Царств (22, 14) и во 2-й книге Паралипоменон (34, 22). Во времена восстановления иерусалимского храма после возвращения евреев из Вавилона в Иерусалиме жила пророчица Ноадия. Её упоминает в своей книге пророк Неемия (6, 14).

Закон Моисея, определивший роль и место женщины в обществе, был, безусловно, самым прогрессивным в Древнем мире. Широкие возможности, которые гарантировал закон ветхозаветной женщине, обусловили появление целой плеяды ярчайших женщин. На их примере могут многому научиться не только женщины, но и мужчины всех времён и народов.

http://www.taday.ru/text/101174.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Прутцков
Все статьи Григорий Прутцков
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10