Оглашенные, изыдите!

0
439
Время на чтение 3 минуты

Я листаю старую подшивку "Татьянина дня" - за те годы, что был главным редактором газеты. Какие-то тексты кажутся теперь наивными, какие-то - безнадёжно устарели в своих прогнозах. Но вот в № 48 за 2002 год нахожу собственную редакторскую колонку. Читаю и понимаю, что тема, поднятая в ней, не потеряла актуальности и сегодня, спустя десять лет. Прежде чем предложить её вашему вниманию, я слегка отредактировал текст и кое-что заменил в выводах.

Один мой родственник - не крещеный, но искренне интересующийся православием молодой мужчина, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь, известный своей многовековой историей. Он давно собирался побывать на литургии, причем не где-нибудь, а именно в намоленном месте, долго откладывал свое намерение и вот, наконец, решился.

В монастырском храме было, как всегда, многолюдно. Чтобы не выделяться среди основной массы прихожан, мой родственник встал ближе к выходу, за массивной мраморной колонной, и огляделся. Все для него было здесь непривычно: и потемневшие от времени старинные иконы, и внешний вид прихожан, и монотонное чтение пономаря.

      - Нельзя смотреть по сторонам во время службы! - раздался вдруг за спиной пришельца строгий старческий голос.

Мой родственник извинился, обратил взор перед собою и стал прислушиваться к пению монастырского хора.

      - Руки за спиной не держите! - одернула его рядом стоявшая бабуля в черном платочке.

Покорно протянув руки по швам, молодой человек снова углубился в слушание церковного пения. Кажется, уже становились понятными слова некоторых молитв. Незаметно для себя он скрестил руки у живота.

      - Нельзя так стоять: вы от Бога загораживаетесь! - сделала замечание другая старушка.

       - И вообще, слева можно стоять только женщинам, а мужчины должны быть справа! - назидательно добавила третья. - Перейдите на правую сторону!

Мой родственник не сразу понял, чего от него хотят строгие богомолки. Но они в доходчивых выражениях объяснили суть своих претензий, и он перешел на мужскую половину храма. И опять попытался сосредоточиться на богослужении. Но не тут-то было.

       - Не опирайтесь о стену! - толкнул его в спину кто-то. - Стойте прямо!

Молодой человек снова вытянулся в струнку.

      - Вы почему не креститесь? - с раздражением в голосе полюбопытствовал бородатый мужчина. - Креститься надо!

       - Я некрещеный, - попытался оправдаться неудачливый паломник.

      - Все равно можете креститься! - разрешил собеседник.

      - А почему вы вообще здесь находитесь? - нахмурившись, вступил в разговор еще один мужичок. - Пока не примете крещение, вы должны выйти из храма на возглас дьякона «оглашенные, изыдите»! А сейчас уже Символ веры пропели. Вам нельзя тут быть со всеми!

      - Так что мне теперь делать? - растерялся мой родственник.

      - Выйти из храма! - дружно разъяснили оба.

      У самого выхода дорогу преграждала веревка, которую натянул старичок сторож. Он показывал знаками, что нужно прислушаться: хор пел евхаристический канон.

      - Это был какой-то важный момент службы? - поинтересовался мой родственник, когда пение кончилось и веревка ослабла.

     - Да вся твоя жизнь этого момента не стоит! - раздраженно закричал на него сторож. - Что ты пришел сюда, раз таких вещей не знаешь!

Только на паперти молодой человек перевел дух и расслабился.

      - Ну как впечатления? - спросил я его, когда он вернулся из монастыря домой.

      - Больше я в церковь ни ногой! - ответил он мне.

Эта история из реальной жизни наводит на невеселые размышления. С одной стороны, у нас в стране тысячи и тысячи храмов, подавляющее большинство россиян исповедуют себя православными, молитвенные стояния собирают десятки тысяч богомольцев. А с другой стороны, как отнесемся мы к «заблудшей овце», впервые переступившей порог церкви? Обрадуемся обратившейся к Богу душе, как это делают представители иных конфессий? Или придеремся к длине юбки, отсутствию платочка, неумению правильно ставить перед иконой свечку?

Увы, главное препятствие к воцерковлению наших ближних - не зловредные сектанты и не антицерковные СМИ. К большому сожалению, чаще всего таким препятствием являемся мы сами. Нам часто кажется, что наш первостепенный долг - научить впервые переступившего порог храма человека делать нужное количество поклонов и правильно передавать свечку. А на себя мы обращаем внимание едва ли не в последнюю очередь и не замечаем, что своими нравоучениями мы не приближаем, а наоборот, отвращаем людей от Церкви. Ведь мало кто из них имеет столь глубокую и крепкую веру, чтобы за многочисленными замечаниями, переходящими порой в издевательства, разглядеть главное, ради чего и пришел человек в Церковь, - Христа.      

http://www.taday.ru/text/1601202.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Прутцков
Все статьи Григорий Прутцков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41