Я листаю старую подшивку "Татьянина дня" - за те годы, что был главным редактором газеты. Какие-то тексты кажутся теперь наивными, какие-то - безнадёжно устарели в своих прогнозах. Но вот в № 48 за 2002 год нахожу собственную редакторскую колонку. Читаю и понимаю, что тема, поднятая в ней, не потеряла актуальности и сегодня, спустя десять лет. Прежде чем предложить её вашему вниманию, я слегка отредактировал текст и кое-что заменил в выводах.
Один мой родственник - не крещеный, но искренне интересующийся православием молодой мужчина, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь, известный своей многовековой историей. Он давно собирался побывать на литургии, причем не где-нибудь, а именно в намоленном месте, долго откладывал свое намерение и вот, наконец, решился.
В монастырском храме было, как всегда, многолюдно. Чтобы не выделяться среди основной массы прихожан, мой родственник встал ближе к выходу, за массивной мраморной колонной, и огляделся. Все для него было здесь непривычно: и потемневшие от времени старинные иконы, и внешний вид прихожан, и монотонное чтение пономаря.
- Нельзя смотреть по сторонам во время службы! - раздался вдруг за спиной пришельца строгий старческий голос.
Мой родственник извинился, обратил взор перед собою и стал прислушиваться к пению монастырского хора.
- Руки за спиной не держите! - одернула его рядом стоявшая бабуля в черном платочке.
Покорно протянув руки по швам, молодой человек снова углубился в слушание церковного пения. Кажется, уже становились понятными слова некоторых молитв. Незаметно для себя он скрестил руки у живота.
- Нельзя так стоять: вы от Бога загораживаетесь! - сделала замечание другая старушка.
- И вообще, слева можно стоять только женщинам, а мужчины должны быть справа! - назидательно добавила третья. - Перейдите на правую сторону!
Мой родственник не сразу понял, чего от него хотят строгие богомолки. Но они в доходчивых выражениях объяснили суть своих претензий, и он перешел на мужскую половину храма. И опять попытался сосредоточиться на богослужении. Но не тут-то было.
- Не опирайтесь о стену! - толкнул его в спину кто-то. - Стойте прямо!
Молодой человек снова вытянулся в струнку.
- Вы почему не креститесь? - с раздражением в голосе полюбопытствовал бородатый мужчина. - Креститься надо!
- Я некрещеный, - попытался оправдаться неудачливый паломник.
- Все равно можете креститься! - разрешил собеседник.
- А почему вы вообще здесь находитесь? - нахмурившись, вступил в разговор еще один мужичок. - Пока не примете крещение, вы должны выйти из храма на возглас дьякона «оглашенные, изыдите»! А сейчас уже Символ веры пропели. Вам нельзя тут быть со всеми!
- Так что мне теперь делать? - растерялся мой родственник.
- Выйти из храма! - дружно разъяснили оба.
У самого выхода дорогу преграждала веревка, которую натянул старичок сторож. Он показывал знаками, что нужно прислушаться: хор пел евхаристический канон.
- Это был какой-то важный момент службы? - поинтересовался мой родственник, когда пение кончилось и веревка ослабла.
- Да вся твоя жизнь этого момента не стоит! - раздраженно закричал на него сторож. - Что ты пришел сюда, раз таких вещей не знаешь!
Только на паперти молодой человек перевел дух и расслабился.
- Ну как впечатления? - спросил я его, когда он вернулся из монастыря домой.
- Больше я в церковь ни ногой! - ответил он мне.
Эта история из реальной жизни наводит на невеселые размышления. С одной стороны, у нас в стране тысячи и тысячи храмов, подавляющее большинство россиян исповедуют себя православными, молитвенные стояния собирают десятки тысяч богомольцев. А с другой стороны, как отнесемся мы к «заблудшей овце», впервые переступившей порог церкви? Обрадуемся обратившейся к Богу душе, как это делают представители иных конфессий? Или придеремся к длине юбки, отсутствию платочка, неумению правильно ставить перед иконой свечку?
Увы, главное препятствие к воцерковлению наших ближних - не зловредные сектанты и не антицерковные СМИ. К большому сожалению, чаще всего таким препятствием являемся мы сами. Нам часто кажется, что наш первостепенный долг - научить впервые переступившего порог храма человека делать нужное количество поклонов и правильно передавать свечку. А на себя мы обращаем внимание едва ли не в последнюю очередь и не замечаем, что своими нравоучениями мы не приближаем, а наоборот, отвращаем людей от Церкви. Ведь мало кто из них имеет столь глубокую и крепкую веру, чтобы за многочисленными замечаниями, переходящими порой в издевательства, разглядеть главное, ради чего и пришел человек в Церковь, - Христа.