Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени)

Новости Москвы 
0
318
Время на чтение 4 минуты
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как "эпифания" святых, "облако свидетелей", как "тело Христово", как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место.

Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: "Премудрость созда себе дом" (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет "Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной". 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

Нужно отметить, что в народном сознании нередко смещались акценты, и утрачивался Христоцентризм, присущий евангельскому откровению. Многие, например Симон Ушаков и его "школа", всячески старались приблизить иконописные лики к облику живого человеческого лица. Защитники этой манеры стояли на позициях историзма, ссылаясь на легенду о происхождении как первой иконы Нерукотворного Спаса, который, по их мнению, был точной копией внешнего облика Спасителя, а, следовательно, выглядел "живоподобно". Но "живоподобие" не учитывало вне-историчности все-лика Христова, которую ощущал даже упомянутый выше Ф. Буслаев. Защищая индивидуальность, они защищали уродливость, отклоненность индивидуальности во-времени от личностной святости-в-вечности, и тем самым искажали сам смысл иконности. Икона связана со своим прототипом не в силу тождества с ним, что было бы абсурдным; икона связана со своим первообразом тем, что ОНА ИЗОБРАЖАЕТ ЕГО ЛИЧНОСТЬ И НОСИТ ЕГО ИМЯ. Именно это и делает возможным общение с изображенным на ней лицом, познание его. Именно благодаря этой связи "честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу", говорят отцы седьмого вселенского Собора, цитируя слова св.Василия Великого ("О Св. Духе, гл. 18). 3

"Как портрета какого-либо знаменитого лица, например, государя, ни один самый необразованный христианин не почтет за самое то лицо, которое представлен на портрете, - пишет арх. Анатолий (Мартыновский), - так не сочтет он иконы за тот самый предмет, который на ней изображен". 4

Поэтому "живоподобие" - это искаженное идолопоклонство; мы же почитаем икону, делая ее таковой молитвою, то есть призыванием имени изображенной на иконе святой личности, чем возводим обращение это к первообразу. Образ Христа всегда стоял перед искусством, но непонятый Христоцентризм человеческого лица ведет к ужасам индивидуалистических личин индивидуалистического искусства, даже в лучших его образцах. Здесь вспоминается реплика Василия Розанова о картине А. А. Иванова "Явление Христа народу": "Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть, нарисовать главное лицо, до известной степени единственное лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть!) так, что... ничего не видно". 5

Для попытки понять значительность имени в иконописании можно взять выдержку из "Слова на день Антиохийского епископа и мученика Мелетия св. Иоанна Златоустаго: "...И самое дело, которое совершалось, было наставлением в благочестии; ибо постоянно вынуждаемые помнить о том имени и держать того святого в своей душе, имя его имели средством, изгоняющим всякую неразумную страсть и помысл. И этот обычай так усилился, что на всех местах: и на улице, и на площади, и на полях - со всех сторон все звучало этим именем. Не к одному только имени вы сильно почувствовали столь великую любовь, но и к самому изображению тела. Поэтому, что сделали вы вследствие имени, это сделали и по поводу его изображения... так, что не только можно слушать о том святом имени, но и всюду видеть изображение его тела и иметь некое двоякое утешение в его отсутствие". 6

Итак, икона двояко утешает предстоящего ей. И действительно, для древнееврейского мышления тайна личности выражалась в имени, для древнегреческого - в лице ( prosopon ). Икона совместила их вкупе. "Божественная благодать, - поясняет св. Иоанн Дамаскин,- сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается". 7 Икона связана с первообразом тем, что носит его имя. Конечно, изобразимо только то, что проявлено вовне. В греческом языке именно этот смысл и имело слово "просопон" - зримое. "Просопон" ("проглядывающее") - это не столько человек сам по себе, не столько "ипостась" как глубинная личностная сокровенность моего бытия, сколько моя проявленность по отношению к другим. "Просопон" - это то, что другие видят во мне, и имя - это и есть "просопон": то, что соотносительно обращено к другому. Икона связана с первообразом моим соотнесением. Именно мое произношение имени в обращении к иконе делает изображение образом; вне моей молитвы она не связана с первообразом. Другое дело, что эта связь может быть устанавливаема не по моей инициативе - когда икона используется первообразом для обращения ко мне. Это чудотворения от икон: Бог окликает человека через Свой образ. 8



1. Архиепископ Анатолий (Мартыновский). О иконописании.// Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс,1993, с. 87.

2. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: изд-во Общедоступного Православного университета, 1995, с. 88.

3. См. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата, 1989, с. 97.

4. Арх. Анатолий Мартыновский. Ibid., с. 72.

5. Розанов В.В. "М.В. Нестеров"// Философия русского религиозного искусства. М., Прогресс, 1993, с. 148.

6. Преп. Иоанн Дамаскин. Три Защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.,1993, с.80.

7. Преп. Иоанн Дамаскин. Там же, с.26.

8. Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. Москва-Клин: Братство Святителя Тихона.,1994, с.258.

http://www.russned.ru/stats/2116
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Юрьевич Бакулин
Все статьи Мирослав Юрьевич Бакулин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Андрей Х.
13.10.2024 06:14
Сhronicles Мagazine: Упадок рок-музыки
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.10.2024 22:19
Почему тупеют нации
Новый комментарий от prot
12.10.2024 17:31
Как всё начиналось
Новый комментарий от учитель
12.10.2024 16:53
Разговор со стеной
Новый комментарий от viner
12.10.2024 15:16
Москве вновь будут навязывать «мир»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.10.2024 14:35
Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)
Новый комментарий от С. Югов
12.10.2024 13:12