28 февраля митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обсудил подготовку визита Алексия II с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. Не исключено, что в администрации Виктора Ющенко планирующийся визит Алексия II могут использовать для реализации своего проекта создания единой независимой Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче служили и поочередные переговоры Ющенко с представителями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которые проходили в 2006-2007 годах. Однако межцерковные консультации по вопросу православного единства тогда так и не начались. В Московском Патриархате не соглашались садиться за стол переговоров с "раскольниками" без выполнения ими ряда условий. Выступление Виктора Ющенко в роли "объединителя Церквей", подобно Владимиру Путину 17 мая 2007 года, откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви объединяться не хотели. Не дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно, теперь украинский президент решил подключить к этому процессу Московского Патриарха: если в 1990 году Алексий II привез для Украинской Православной Церкви автономию, то, может быть, теперь привезет и автокефалию, то есть полную независимость?
Но в Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по нотам, написанным в секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II может вообще отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный график работы, или жестко, со ссылкой на "сложившуюся ситуацию, которая делает участие Патриарха в торжествах невозможным". Поводом может послужить любой неосторожный шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный конфликт вокруг Киево-Печерской лавры. Для того чтобы "испортить праздник", Виктору Ющенко достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета (Денисенко), которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит Алексия II состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские "коллеги", как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего автомобиля и скандировать "Геть москальского попа!". Очевидно, подобный прием Алексию II не нужен.
Патриарх едет исключительно к своей пастве и не будет делать громких заявлений ни по церковным, ни по политическим проблемам - похоже, это единственный возможный формат визита Алексия II в Киев, который на сегодняшний день устраивает Русскую Православную Церковь. Это означает, что патриаршая делегация будет всячески уклоняться от разговоров о независимости Украинской Православной Церкви, даже если Алексия II спросят об этом напрямую. Но как долго можно "играть в прятки" подобным образом? Если Алексий II все же поедет в Киев, то ему придется четко обозначать свою позицию по украинской проблеме. Вместе с празднованием 1020-летия крещения Руси в Киеве состоится всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем Алексий II не может не выступить.
Между тем, по информации "НГР", отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха.То, что не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно после Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года (см. о нем "НГР" N 1 от 16.01.2008). Наконец, по этому поводу счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.
Выступая 18 февраля в Варшаве по случаю получения степени почетного доктора Христианской богословской академии, митрополит Владимир прочитал лекцию о современном состоянии Церкви, которую он возглавляет, и ее отношениях с государством. "Все три президента Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и являются сторонниками создания "единой Поместной Церкви", видя в ней один из механизмов становления и консолидации украинской нации, - заявил митрополит Владимир. - За это время Церковь испытала на себе всю гамму "оттенков влияния": от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложения статуса по существу государственной Церкви в обмен на те или другие условия. Но в состоянии ли сегодня само государство объективно и обстоятельно ответить себе и православному обществу, для чего ей нужна "Поместная Церковь"? Какими гипотетически могли бы быть его отношения с Православной Церковью с приобретением ею автокефального статуса? Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось лишь желание, чтобы Церковь такой статус получила".
По мнению митрополита Владимира, украинская автокефалия бессмысленна, если государство само не скажет о себе "я православно". Пока же УПЦ МП не имеет статуса юридического лица, пока ее глава не может совершать богослужения в кафедральном соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не возвращено имущество, отобранное в советский период, об особом статусе православия на Украине говорить не приходится. Да и Конституцию, в которой сказано о светском характере государства, никто менять не собирается. Не предлагая Церкви ничего, украинские власти хотят видеть ее автокефальной. Отношение митрополита Владимира к церковным инициативам Виктора Ющенко неоднозначно: "Президент Украины действительно является сторонником объединения всех православных верующих страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая свою позицию по этому вопросу, президент не оказывает систематического политического давления на нашу Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с Московским Патриархатом".
Принуждает ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с "раскольниками" или нет - вопрос для серьезной дискуссии. Определенные усилия по "объединению всех православных верующих страны" в УПЦ МП тем не менее предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ, которую возглавляет митрополит Мефодий (Кудряков), началось и обсуждение условий начала диалога с самопровозглашенным Киевским Патриархатом (именно так митрополит Владимир расценил свою встречу с епископом УПЦ КП Димитрием (Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с "самопровозглашенными Церквами" идет с канонических позиций, он вызывает у многих радикально настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и утихомирить страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре прошлого года осудила "политическое православие", то есть использование религии в политических целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось деление по признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше православных в России и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий II в Киев? Будет ли де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и самостоятельной? Как тут не вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с польской автокефалией сказал: "Если они посмеют это сделать (самочинно провозгласить автокефалию. - "НГР"), то я отниму у них и автономию, как у сынов противления". Но если РПЦ проявит несговорчивость, то инициатива в украинских делах может в недалеком будущем перейти уже к Константинополю...
http://religion.ng.ru/politic/2008-03-05/1_ukraina.html?mpril