Сейчас мы стоим перед нашей святынею, пред ликом Бога Живаго и пред лицом Истины Его. Мы стоим здесь и перед ликами наших предков святых, перед ликом великомученика косовского князя Лазаря, великомученика Стефана Дечанского. Стоим здесь в судьбоносный час нашей истории, призванные свидетельствовать перед Богом, и людьми, и перед всеми народами Земли, вновь сказать и подтвердить, кто мы и что мы собою являем. Мы вновь осознаем, что все сербы - косовцы, что колыбель наша, колыбель народа нашего, место рождения нашего есть Косово и Метохия. Свидетельствуем, что на Косовом поле мы вписали себя в среду? зрелых исторических народов и благодаря Косову встроили себя в фундамент той, благородной Европы и всего честно?го мира Божьего и его народов.
Когда я говорю это здесь перед ликом Бога Живаго, перед ликом св. Саввы, нашего духовного отца, в ком душа наша встретилась со Христом и утвердилась в Нем, в вечной Божественной Истине, сие означает, что для нас Косово и Метохия не суть землеописание некоего пространства, но - топонимия, исполненная жизненного смысла, указывающая наше предназначение. Бу?ди и теперь свидетель, Христе Боже наш, великомучениче косовский Лазарю и святой Савво: ни за что на свете не смеем мы отречься от Печьской Патриархии [1] и мощей святых архиепископов сербских, кои суть святейшая и могучая земельная крепость [2] нашего народа и его бытия. Мы не можем отречься как народ, у которого есть свое место под солнцем, данное Богом, от святой раки святого короля великомученика Стефана Дечанского [3] .
Да будет и теперь и вовеки веков свидетелем нашим святая глава князя Лазаря [4] , что тверда наша вера перед Богом и перед людьми.
Теперь мать Юговичей [5] - мать каждого из нас. А сестра всем нам знаменитая косовская девица [6] .
Не смей, сын мой, лжесвидетельствовать, даже если речь идет о брате твоем. Не смейте, нынешние властители мира, лжесвидетельствовать, когда речь идет о подельниках ваших, но отвечайте по Правде Бога Истинного. И теперь витязь Обилич [7] спрашивает у каждого из нас: кто верный подвижник, а кто предатель. Вот здесь перед нами и вождь Карагеоргий [8] и его потомок Александр Карагеоргиевич [9] , они свидетельствуют, что человек, что народ ничто без свободы и без собственного достоинства. Внимаем мы и Косовскому Завету, что посылает нам с Ловчена косовский обетник Негош [10] . Косово - это Страшный Суд. И сегодня в Косове судятся и сербы, и албанцы, и американцы, и англичане, и французы, которые ныне отрекаются от своего Виктора Гюго, от своего де Голля [11] .
В эти минуты в присутствии таких свидетелей мы должны объединить свои сердца волю народа, чтобы вместе едиными устами и единым сердцем сказать всему миру - и не только сейчас, но и завтра и послезавтра, и пока мы живы, и пока будет жив хоть один потомок сербского народа - сказать: Косово - зеница нашего ока, Косово - сердцевина нашего сердца, Косово - наш святой град Иерусалим, и мы не можем отречься от него, как не можем отречься от души своей и судьбы своей ни в земной жизни, ни в Божественной вечности.
Мы должны сохранить, братья и сестры, печать сербов в Косове и Метохии, месте грозном, где мы родились как народ, как Божий народ. А потому Косовский Завет предков мы несем в себе как предание, понимая, что народ теряет только то, от чего отрекается. Именно потому мы являемся народом историческим. Сербы немногочисленны и не могут влиять на важные события в современном мире, но разве из-за этого до?лжно отказаться от того, что мы народ великий по своему характеру и по своему историческому званию и призванию. Косово не может быть словом забвения ни для нас, ни для кого бы то ни было на свете.
Сегодня те, кто хочет вычеркнуть нас из истории, стереть с лица земли, отбирая Косово, говорят нам, что Косово - это уникальный случай. Так точно! Косово - это единственный случай, судьба Косова необычайна, но также невероятно и то, что теперь делают с ним, что хотели бы сделать на заре XXI века сильные мира сего. Все, что сегодня пытаются сделать с Косовом, все это может происходить только во время оккупации, время тирании и насилия. Как объяснить, что в зрелый период человеческой истории, когда существует ООН, Совет Безопасности, у которого есть свои полномочия, когда работает международное право и конвенции, твердящие о правах человека... как объяснить, что все это, эти права и эта правда имеют силу в любой точке Земного шара, для любого народа, для любого государства, но только не в Косове и Метохии? Да, Косово уникально. И там вершится суд, там выносится приговор всем державам нашей эпохи.
Сегодня, братья и сестры, односторонние и силой навязанные решения суть знак моральной дряблости и немощи, но не силы, знак доверия силе как крайнему способу разрешения людских споров и конфликтов, но не веры в Бога и Божию и человеческую правду, на которых покоится мир. Знает обо всем этом и Америка, и Европа, но не знают их властители. Мы принадлежим этой Европе с самого начала сложения своего самосознания, своей исторической зрелости и стремимся к единству с ее народами, достойному и равноправному. Но если цена, которую требует Европейский Союз, означает отречение от себя, от своей исторической памяти, отречение от Косовского Завета, который по природе своей есть Завет Новый, запечатленный не чернилами, но кровью нашего народа, означает отречение от собственного достоинства и вместе международного порядка, на котором зиждется мир, воскрешенный после трагедии Второй мировой войны, то мы как народ не признаем такую цену. И никогда ее не признавали! И до царя Лазаря и после него до 41-го года. И до сего дня мы не согласны на такое вымогательство, не согласны с призывом растоптать - нет, не свое достоинство, но правду, которая хранит страны и города, растоптать достоинство всех государств и народов мира. Этого мы не можем себе позволить. И сегодня мы собрались здесь по этой святой причине, чтобы защитить честь и благообразие, свободу, себя и достоинство не только свое, но и достоинство униженной Европы. Никогда Европа не была более униженной, чем ныне. Никогда Соединенные Штаты Америки не были более униженными, чем ныне, когда растоптали сами себя неслыханной ложью и таким насилием над честным народом и над его достоинством.
Стоя перед Богом, перед Святынею, распрямим спины и вспомним, что было сказано в 1941 году и уготовано нам как косовское предначертание: "Если нам суждено жить, то жить свободными. Если же суждено умереть, то умереть за свободу". И не только за свою и нашего Косова и Метохии, но за свободу каждого честного человека и каждого честного народа на Земле.
Да возвернёт Господь разум сильным, которые сегодня своими решениями позорят свои народы, растаптывая правду и честность. А нам дай, Боже, верность святому Косовскому Завету, нашему человеческому и национальному достоинству, верность святым ракам архиепископов печьских, святого короля Стефана Дечанского и святого великомученика косовского Лазаря. Их молитвами, Господи, укрепи народ наш в истине и добре и просвети всех людей и все народы, и да живут они по правде, в мире и в Божией милости.
Я бы хотел еще просить, чтобы мы разошлись так же, как и собрались подле этой святыни в мире Божием. Мирно разошлись. Я бы просил всех кто сегодня собрался здесь, в столице нашей, показать, что мы народ полный достоинства, что мы народ, который не рушит, не разоряет, но строил веками и ныне созидает и свою душу, и свое достоинство, и свое будущее. Итак, в мире Божием, с молитвой Богу, да сотворит Он то, что мы, люди, не можем, сотворит с нами и среди нас и с народами земными. И да свидетельствуем еще раз, что мы поистине потомки великомученика косовского Лазаря и всех тех, кто жизнью своею жертвовал за ближнего своего и за Отечество. Да благословит вас Бог и да подарит вас всеми благами небесными и земными.
Аминь. Подай Господи!
21 февраля 2008 года
[1] Еще во времена сербского царя Душана Сильного (1331-1355) в 1346 г. в его столице Скопле был созван Собор, на котором в присутствии болгарского патриарха, греческих митрополитов и других церковных лиц был избран первый сербский патриарх св. Иоанникий († 1349, память 3 сентября). Резиденцией для патриархии был избран монастырь свв. Апостолов на окраине города Печь (на Косовом поле), почему патриархия и получила название Печьской.
[2] Акт на владение землей.
[3] Св. король Стефан (1274/76-1336) вместе со св. Саввою и св. князем Лазарем образует дивную триаду святости, благородства и самопожертвованья, рожденную сербским народом. В благодарность Господу за исцеление от слепоты построил храм Дечанский (монастырь Дечаны в Косове), одно из редчайших творений сербско-византийского зодчества и один из самых знаменитых памятников сербского благочестия.
[4] "Войско Лазаря сражалось защищая Христианство, защищая Отечество, защищая Балканы. Войско Мурата билось за диктат ислама, за диктат владычества, за диктат рабства и бессловесности. Может ли возникнуть сомнение, чья цель в борьбе и смысл страдания были справедливее? Как же в таком случае Лазарь мог быть побежден? Нет, он не был побежден. Его [отсеченная] окровавленная глава, катясь по Косову, написала смертный приговор лжепобедителям. Воистину, никогда смерть не оправдывает своего существования в такой мере и не выказывает столь красоты и благородства в себе, нежели, в то мгновение, когда принимает в свои объятия человека как жертву за нечто большее, чем его неприметная жизнь. Смерть тогда теряет свое острие, раздирает свою темную завесу и становится в ряд с жизнью. И сие есть прикосновение к главному нерву христианской религии" (Велимирови ћ Никола j, епископ. Сабрана дела. У 13 к њига. Химелстир, 1983-1986. Књ. 9. С. 351-352)
[5] Легендарная героиня Косовского предания, потерявшая в битве с турками (1389) девятерых сыновей и мужа и умершая от горя. "Правый Боже, чудо совершилось/ Как на Косово сходилось войско,/ Было в войске Юговичей девять/ И отец их, Юг-Богдан, десятый./ Юговичей мать взывает к Богу,/ Просит дать орлиные зеницы/ И широкие лебяжьи крылья,/ Чтоб взлететь над Косовым ей полем/ И увидеть Юговичей девять/ И десятого Богдана Юга... ("Смерть матери Юговичей". Перевод Анны Андреевны Ахматовой). [6] Героиня одноименной песни Косовского цикла, символ глубочайшей печали и милосердия.
[7] Воевода Милош Обилич в Косовской битве нанес смертельную рану султану Мурату.
[8] Георгий Черный Петрович (14. XI. 1768-25. VII. 1817), Карагеоргий - народный герой, вождь Первого Сербского восстания (1804-1813), положившего начало национальному возрождению и освобождению от турецкого ига. Основатель династии Карагеоргиевичей. В Белграде, на Врачарском холме, перед храмом св. Саввы установлен памятник Карагеоргию.
[9] Принц Александр Карагеоргиевич (17. VII. 1945) - сын короля Петра II Карагеоргиевича, в настоящее время живет в Белграде, принимал участие в манифестации и молебне 21 февраля 2008 г.
[10] Петр II Петрович Негош (1813-1851) - величайший сербский поэт, мыслитель; правитель Черногории с 1830 г., митрополит. Похоронен на горе Ловчен ( 1660 м ) в Черногории.
[11] Шарль де Голль (1890-1970) - президент Франции в 1958-1969 гг; в 1940 г. основал патриотическое движение "Свободная Франция", примкнувшее к антигитлеровской коалиции; после войны основатель и руководитель партии "Объединение французского народа"; в годы его правления Франция вышла из военного блока НАТО.
Перевод и примечания Н. В. Масленниковой
http://www.voskres.ru/bratstvo/amfilohi.htm