Святая наука смирения
Когда на человеческом теле появляется опухоль, тогда к больному месту без страданий нельзя и прикоснуться. Подобно этому, когда на душе, по выражению преподобного Нила Синайского, появляется опухоль от гордости, тогда, дотронется ли кто до нас обидой, болит сердце, назовут ли нас как-нибудь - не терпим, укорят ли - ропщем, не исполняются сердечные молитвы наши - отчаиваемся и ропщем. Кто же не излечит души от этой страшной опухоли, тот не наследует Царства Небесного. В наше время, по пророчеству святого Нифонта Цареградского, люди будут спасаться в безызвестности, без частых поразительных знамений благодати Божией и спасутся, именно уничтожив опухоль гордости смирением сердца. Много и ныне таких смиренных избранников благодати Божией. Преподобный Серафим однажды, будучи в состоянии благодатного восхищения, видел всю русскую землю, как дымом покрытую молитвами тайных рабов Божиих. К лику их-то должны примкнуть и мы двумя путями - смирившись пред Богом и пред людьми. Смириться пред Богом - значит всем сердцем чувствовать и умом всегда помнить, что мы всецело зависим от Бога и без Его помощи - ничто. Кто возбуждает в нас чувство сокрушения, кто сохраняет нас от ведомых и неведомых опасностей и укрепляет волю к добру? Бог. Он просвещает ум наш светлыми мыслями, радует души наши веселием благодати, утешает чудными движениями незримой силы сердца скорбные и наболевшие. Если Он отнимет силу Свою, иссякнет сила наша. Как тело умирает по разлучении с душой, так душа, разлучившись с Богом, умирает для умиления. Нет в ней тогда ни духовной радости, ни мира, ни безмятежия. Свою зависимость от Бога и ныне чувствуют простые душой люди, и Бог являет им Свою помощь, когда нужно.Нередки ныне, например, такие случаи. Заболевает человек тяжело - смертельно, едва шепчет побелевшими губами просьбу пригласить перед кончиной священника. Приходит священник, видит - глаза больного уже стекленеют, осторожно после глухой исповеди влагает Святые Дары в уста умирающего, и тот еще находит в себе силы проглотить их и через три дня после причащения ходит здоровым. Иногда выздоравливают после соборования и помазания святым елеем даже неизлечимо больные. А инородцы, эти младенцы чистой веры, при всех несчастных случаях с верою ставящие, по обычаю, свечу за рубль Всевышнему, как они говорят, всегда получают помощь от Бога за свою детскую простоту. Если мы теперь и здоровы, и сильны, и покойны, так это оттого, что Бог нам, по словам преподобного Макария Египетского, как нищим, дал в помощь сокровище благодати. Кто забудет об этом, у того Бог отнимет дар Свой или перестанет охранять его, и тогда чаще всего гордый впадает в блуд. Пусть гордые говорят: "Я не знаю Господа" (Исх. 5, 2); "Взойду на небо" (Ис. 14, 13); "Осушу ступнями ног моих все реки Египетские" (Ис. 37, 25); "Как забирают оставленные в гнездах яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул" (Ис. 10, 14), а смиренные пред Богом пусть отвечают: "Смирися в персть душа наша" (Пс. 43, 26); "Если скажу, что не знаю Бога, то буду подобный вам лжец" (Ин. 8, 55); "Я уподобился пеликану в пустыне... и сижу, как одинокая птица на кровле" (Пс. 101, 7-8).
В знак смирения пред делами и при совершении их призывайте на помощь благословение и силу Божию с чувством раба ничтожного, ничего не стоящего по грехам своим. Так смиряется душа пред Богом. Смириться же пред людьми - значит кротко и в простоте переносить все, что ни случится скорбного, и всем бескорыстно, насколько возможно, оказывать любовь. Надо иметь, говорит преподобный Кассиан Римлянин, "наготу", то есть совершенное бескорыстие.
Святитель Иоанн Златоуст заметил, что истинное смирение необходимо показывать не только старшим и равным, но и низшим себя и уступать менее достойным, чем мы. Смиренная любовь, говорит апостол Павел, не ищет своего (1 Кор. 13, 5), не ждет заслуженной благодарности, памяти и уважения. Она всю душу открывает для всякого человека. О святителе Иоасафе Белгородском рассказывали, что он по ночам раздавал беднякам своего города милостыню, с келейником зимой рассылал подводы с дровами или дарил полушубки. В Оптиной пустыни жил схимонах, у которого была потребность чем-либо услужить монахам; на вопрос, почему он без просьбы благотворит, тот младенчески отвечал: "Я тебя люблю".
Многие из вас, наверно, читали рассказ про одного старца, жившего близ Иерихона в Палестине. Он лучшие годы жизни провел в том, что провожал путников, шедших близ его жилища в Иерусалим, больных носил на плечах, кормил голодных, запекшиеся уста жаждущих освежал холодной водой. Если и мы хотим смириться ради Христа пред ближними своими, не станем смущаться чрезмерно и огорчаться, когда к нам холодны или враждебны те, кому мы сделали добро, или проникнуты чувством неприязни. Иногда знакомые отвращаются от нас неожиданно, как от святого пророка Давида, ближние становятся нам далекими. Будем тогда повторять себе в утешение слова апостола: "Любовь... не ищет своего" (1 Кор. 13, 4-5) - и не придадим встречному недоброжелательству никакого значения. Иногда в семьях дети восстают, по пророчеству Иеремии, на родителей, на любовь их отвечают дерзостью, непослушанием и равнодушием, забывают труды отцов, болезни матерей своих, когда они в печалях носят их под сердцем своим и, родив, болеют о их участи. Да смирится тогда ради Христа родительская душа, да понесут родители с терпением тернистый крест непрестанных попечений о грубых детях в чаянии небесного воздаяния за слезы и труды свои от Бога.
Случается попрание любви со стороны кого-либо из друзей. Да потерпит смиренно любовь оскорбленного друга это расхождение, да будет неизменна в крепости своей. Нередко в среде супругов взаимное согласие расстраивается несхожестью характеров, привычек и влечений. Бежать ли тогда из семьи, требовать ли развода? Нет, но надо смириться, потерпеть. Без труда не делаются люди святыми и без горечи не достигают покоя и на земле. Не станем же ожидать благодарности и памяти о себе людей, а, помня о своих великих немощах, будем бескорыстно изливать лучи добра на тех, кому можем оказать благодеяние. Его запишет Бог, совесть наша и совесть облагодетельствованных лиц, и когда Господь придет на землю для суда над живыми и мертвыми, представят Ангелы-хранители наши память пред Богом о наших делах, и тогда по заслуге каждому будет похвала от Бога. Смиримся же под крепкую руку Божию. Взыщем от Бога, Помощника и Покровителя нашего, благодатной силы во спасение и покажем друг другу бескорыстную любовь, которая, по апостолу, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). Аминь.
О помощи Отца Небесного
Ныне, возлюбленные, хочется назвать нас всех детьми, потому что как дети нуждаются в помощи своих родителей, так и мы не можем ничего сделать без помощи Отца Небесного. Ведь все, что есть у нас, дал нам Господь. Он дал нам силы и здоровье, и если отнимает это у человека, то он делается слабым, беспомощным. Он дал человеку ум, без которого тот не способен мыслить. Он дал нам все земные блага. Но если мы дети Отца Небесного, почему Он не слышит нас, почему не приходит к нам на помощь? Есть в некоторых семьях неверующие члены, о них молятся, а все нет помощи, все остаются неисправимыми. Болен ли кто, молятся о нем, а все нет поддержки, все не может он встать с одра болезни. Молятся за человека, впадшего в разврат, в пьянство, а он все не бросает своей страсти, и поэтому нам кажется, что Господь не слышит нас, не хочет подать нам своей благодатной помощи.Но прежде чем получить ее, мы должны подготовить сердце наше к восприятию этой помощи Отца Небесного. Апостол Иаков сравнивает каждого человека с земледельцем, который ждет драгоценного плода от земли, терпит долго, пока не получит дождь, ранний и поздний. Он прежде вспашет землю свою, удобрит ее, затем бросит семя в готовую почву и ждет дождя, который посылает Господь и от которого зависит урожай его. Так и мы должны прежде вспахать свое сердце, удобрить и засеять его, а уж потом ждать от Господа благодатной помощи. Вспахать сердце наше нужно страданиями. Если жена имеет мужа неверующего, пусть страдает о нем; если родители видят своих любимых детей больными, пусть мучаются за них; если у кого-либо есть родные, страдающие различными пороками, пусть тот страдает, ибо страдание размягчает сердце. Господь посылает страдания даже святым людям. Так, преподобный Серафим три года лежал без движения, а Господь все не помогал ему, потому что хотел привести к полному смирению его душу.
Удобрять свою душу мы должны молитвой смиренной. Если мы молимся о неверующем, то не должны говорить: "Господи, обрати его к вере, вот тогда-то сделай его вот таким-то", но молиться должны с полным смирением, прося Господа сделать все, как Ему угодно и когда угодно,- вот такая молитва удобрит наше сердце. Наконец, мы должны бросить семя. Этим семенем у нас будет борьба со своими страстями посредством противопоставления им дел добрых и угодных Богу. Если человек одержим какой-либо страстью, например завистью, он должен сделать или подарок тому, кому завидует, или что-нибудь хорошее и тем самым затушить в себе огонь пагубной страсти. Если кто-то кого-либо ненавидит, то пусть молится от всей души за того человека, противопоставляя ненависти любовь.
И вот, вспахивая свою душу страданиями, удобряя сердечной молитвой и бросая в нее зерна борьбы со своими пороками, мы можем ждать раннего или позднего дождя, который сойдет на душу в виде благодатной помощи Отца Небесного, дабы возрастить добрые плоды. И тот, кто страдает, молится и борется, несомненно получит эту помощь, которая рано или поздно явится человеку, ибо человеколюбив Отец Небесный, Ему же слава во веки веков. Аминь.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4634&Itemid=3