"Проклятый дар". В. Я. Пропп - часть 2

0
204
Время на чтение 4 минуты
Часть 1

Совершить революцию в науке - далеко не всегда приятно и почетно. Потомки будут восхищаться ученым, предвосхитившим уникальные методы исследования фольклора за 30 лет до их широкого распространения, но самому ученому его работа стоила исключения из Академии наук...

...проклятый дар

"У меня есть проклятый дар: во всем, сразу же, с первого взгляда, видеть форму. Помню, как в Павловске, на даче, репетитором в еврейской семье, я взял Афанасьева. Открыл N 50 и стал читать этот номер и следующие. И сразу же открылось: композиция всех сюжетов одна и та же", - записал В. Я. Пропп в своем дневнике спустя сорок лет после публикации своей первой книги. Думается, он верно охарактеризовал собственный подход... Но изучение формы для Проппа никогда не было самодостаточным - лишь путем проникновения в суть явлений. Но обо всем по порядку.

Одно из значений слова "морфология" в словаре Ожегова - самое общее - описано так: "В названиях наук: строение и форма. М. человека. М. животных. М. растений. М. почвы". Но понимание искусства как некой знаковой системы и, следовательно, применение по отношению к нему математических исследований пришли в науку в 60-е годы ХХ столетия. Когда В. Я. Пропп писал свою первую книгу, он был абсолютным новатором. При этом писал он в одиночку, ни с кем не советуясь, без какого-либо руководства, посвящая этой работе немногие свободные часы - ночью, в праздники, на отдыхе... И так 10 лет. (Многие ли сейчас решатся тратить годы жизни на труд, который неизвестно, нужен ли, к верной ли цели направлен?) Лишь завершив работу, он показал ее авторитетным ученым: Б. М. Эйхенбауму, Д. К. Зеленину, В. М. Жирмунскому. Они одобряют работу ученого, а В. М. Жирмунский помогает ее опубликовать. Затем следуют положительные отзывы нескольких солидных ученых (Д. К. Зеленина, В. Н. Перетца, Р. О. Шора, Яна де Фриза), и... пропповское открытие структурных закономерностей волшебных сказок оказывается забытым ровно на 30 лет - до выхода английского издания "Морфологии сказки" в 1958 году.

Причин забвения этого уникального труда было множество, но главная, думается, одна: ученый опередил время, его просто не могли оценить и понять. Сам В. Я. Пропп спустя годы (в предисловии к итальянскому изданию "Морфологии сказки" 1966 года) писал об этом так: "Книга эта, как и многие другие, вероятно, была бы забыта, и о ней изредка вспоминали бы только специалисты, но вот через несколько лет после войны о ней снова вспомнили... Что же такое произошло и чем можно объяснить этот возродившийся интерес? В области точных наук были сделаны огромные, ошеломляющие открытия. Эти открытия стали возможны благодаря применению новых точных и точнейших методов исследований и вычислений. Стремление к применению новых точных методов перекинулось и на гуманитарные науки. Появилась структуральная и математическая лингвистика. За лингвистикой последовали и другие дисциплины. Одна из них - теоретическая поэтика. Тут оказалось, что понимание искусства как некоей знаковой системы, прием формализации и моделирования, возможность применения математических вычислений уже предвосхищены в этой книге, хотя в то время, когда она создавалась, не было того круга понятий и той терминологии, которыми оперируют современные науки".

В чем суть работы Проппа? В "Морфологии сказки" он отказывается от историко-генетического подхода к материалу, избирая объектом анализа структуру волшебной сказки. Свой метод он обосновывает так: "Изучение структуры всех видов сказки есть необходиимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических". Заметим, что почти вековая традиция русской фольклористики строилась либо по генетическому принципу (мифологическая теория), либо по историческому (например, теория заимствований), и усилия, приложенные Проппом для того, чтобы отказаться от привычного для фольклориста подхода, были весьма значительны. Взамен существовавших до него подходов Пропп сделал предметом анализа сами тексты с целью выявления природы их системности.

...крамольный труд

В 1960-е годы уже о многом можно было судить относительно спокойно и непредвзято, а в 1930-е атмосфера вокруг ученого и его работ была весьма недоброжелательной. "Говорили, что В. Я. Пропп изучение архитектуры как искусства подменяет инженерным трактатом о несущих балках конструкции или изучение человеческого организма - рентгеновскими снимками или рассматриванием скелета".

Как ученый реагировал на критику? Он не полемизирует с оппонентами (научные журналы не стали бы публиковать ответные отклики), но и не отказывается от своих идей. Более того, он "воюет" своим же оружием - словом, начиная вести семинар "Морфология сказки" (и все это, кстати, 1942-1943 годы, в Саратове, куда он был эвакуирован в тяжелом состоянии вместе с ЛГУ). Решение поступить так было рискованным, но, как показало время, этот риск был оправдан.

В 1944 году институт возвращается в Ленинград, но В. Я Пропп не может въехать в город, ведь он немец. Отбирают паспорт, возможен даже арест, но спасает ходатайство ректора А. А. Вознесенского.

Пропп продолжает работать в ЛГУ, одновременно сотрудничая в ИРЛИ. А в конце 1940-х годов его увольняют из Академии наук. Причина? Выход в свет второй книги - "Исторические корни волшебной сказки", логического продолжения первой. Цель работы - "найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку". Дав (в первой работе) определение волшебной сказке, выявив ее единство через композицию, ученый пришел к выводу, что причина этого единства - в области очень ранней истории человеческого рода.

И эта книга (вместе, разумеется, с автором) подверглась разнообразной критике и нападкам. Спустя годы видно, что обвинения носили не научный, а идеологический и политический характер. Пропп на обвинения "не реагировал" вплоть до уже цитированного нами предисловия к итальянскому изданию), но отреагировало сердце - случился обширный инфаркт. А работы автора "антимарксистской книги" никто не решался печатать...

Продолжение следует...

http://www.taday.ru/text/92184.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Хорькова
Все статьи Мария Хорькова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59