Фестиваль вертепов: пространство радости
В московском театре "Бродячий вертеп" под руководством Александра Грефа состоялся Второй фестиваль школьных и семейных вертепов "Старый Новый год - 2008", который проходил под патронажем Союза театральных деятелей России. Традиционный рождественский вертеп был представлен в исполнении любительских коллективов - студий, воскресных школ, семейных театров.
Вертеп - это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике - вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из трех (иногда двух) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай - земля - ад. Верх предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Нижний этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются сцены с Иродом, воинами, Рахилью, Смертью, приходящей за царем-злодеем.
Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. "Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках - это "персидские цари", пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, - это рождественский кукольный театр, или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш..." Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода" (Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // http://www.bestreferat.ru/referat-78390.html).
Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был реконструирован усилиями энтузиастов. Начиная с 1992 года, Союз театральных деятелей России устраивал в Москве ежегодный фестиваль "Рождественские семейные вечера", объединявший на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра. Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах.
По мнению организатора фестиваля "Старый Новый год" А. Грефа, "семейные театры играют вертеп органичнее профессиональных. Вертеп строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для "публики", не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Можно сказать, что вертеп принципиально любительский театр. И именно поэтому если профессиональные постановщики попытаются отринуть "семейную" стилистику - спектакль не состоится. Вертепное действо - символическое, играется в "простом" ящике "простейшими" куклами, с легкостью прощает практически любые огрехи постановки. Но не прощает одного - неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистической техникой".
Однако фестивали вертепов говорят и о тревожном для знатоков и любителей фольклора размывании границ жанра. Вертепное действо все более превращается в свободный театрализованный рассказ о событиях Рождества. Множатся театры, конструирующие облегченные "ширмы" с нетрадиционными для вертепа способами анимации - с верхним или открытым управлением куклами. Существует даже теневой вертеп. Меняется пластика кукол: они становятся более подвижными и диалогичными. Вместе с этим вертепы теряют и свою особую выразительность.
Вертеп - это театр, выстроенный по своим законам, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. Вертепу свойственна особая техника кукловождения: куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены. Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу. Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником.
Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации его напряженности. Рождение Спасителя, бегство в Египет, избиение младенцев, умерщвление злодея Ирода, раскрытые врата ада - все это изображается в вертепе самыми скупыми средствами. Драма основывается на каноническом сюжете, но о Рождестве лишь возвещается, действие происходит вокруг - волхвы, пастухи, царь Ирод, Рахиль. И зрители, и исполнители объединяются живой сопричастностью происходящему. Театр становится единым пространством - пространством радости.
Фестивали вертепных театров собирают большое количество не только знатоков, но и самой разной публики. Очевидно, что это искусство чрезвычайно востребовано. И тем более отрадно было видеть, что большинство участников и зрителей недавнего фестиваля вертепов - это дети. Их радостные, взволнованные лица, чистые и искренние голоса невольно приводили на ум строчки из стихотворения русского поэта Аполлона Коринфского:
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа!.
("Христославы")
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080121104627
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы);
«Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»);
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»;
«Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО);
«Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»;
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph);
«Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»;
«Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
«Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить