Искушенная в политических хитросплетениях пишущая публика на Украине отказывается принимать столь банальную и бытовую версию. За явной или мнимой болезнью Юлии Тимошенко готовы видеть все, что угодно - от отравления до козней со стороны президента
Ножку Юлии Владимировне подставил "любый друг" Виктор Ющенко
Ющенко. Сама Тимошенко на несколько дней будто выпала из эфира, что, учитывая ее кипучую натуру и бешеную активность, которую она развила с первых дней своего премьерства, выглядит подозрительно.
Наиболее правдоподобной представляется версия, согласно которой ножку Юлии Владимировне подставил "любый друг" Виктор Ющенко. В аналитических обзорах неоднократно уже отмечалось, что два первых лица украинской государственной машины пребывают в состоянии холодной войны. Между президентом и премьером фактически произошло распределение полномочий: кабмин контролирует социально-экономическую сферу, секретариат президента и подконтрольная ему часть кабмина (силовой и гуманитарный блоки), соответственно, вопросы внешней и гуманитарной политики, а также силовые ведомства, традиционно относящиеся к компетенции главы государства. Однако четкая разграничительная линия наблюдалась только в теории. Обе стороны активно вмешивались в компетенцию друг друга. Тимошенко очень плотно оккупировала национальное телевидение, пытаясь играть роль матери нации в силу очевидной слабости отца оной, делала неоднократные заявления о вступлении Украины в НАТО, что, опять же, относится к компетенции главы государства. Не оставался полностью пассивным и президент. Он сам (но чаще все-таки руководители его секретариата) выступали с не вполне дружественными замечаниями в адрес социально-экономической политики, проводимой кабинетом Тимошенко. Высказывались осторожные опасения, что кампания по выплате долгов вкладчикам Сбербанка может привести к инфляции и обрушить коммунальное хозяйство Украины. А совсем недавно руководитель службы обеспечения связей с Верховной радой Украины и правительством секретариата президента Ян Берназюк критически прошелся по другому любимому детищу премьера - реприватизации. Выступая перед прессой, Берназюк заявил, что утверждение перечня предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, должно проходить только после принятия парламентом программы приватизации. И список объектов приватизации должен быть откорректирован и сокращен.
Можно увидеть за этими словами и делами начало позиционной войны вчерашних союзников. Сам президент пока не вмешивается в эту войну, перепоручая руководителям своего секретариата вести исподволь критику сверхпопулистской и радикальной экономической и социальной политики Тимошенко. Постепенно вал этой критики будет нарастать, вещи будут называться своими именами и украинский избиратель будет подготовлен к очередной отставке кабинета Тимошенко. Никто не заинтересован сильнее Виктора Ющенко в провале социально-экономических мероприятий, проводимых кабинетом министров. Даже регионалы.
Юлия Тимошенко со своей стороны еще более жестко, хотя и завуалировано, атакует президента. Это проявляется не только в вышеперечисленных фактах (плотный график выступлений на центральных телеканалах, что само по себе является прерогативой президента, вмешательство в вопросы внешней политики и т.д.), но и в плохо прикрытых обвинениях Ющенко в коррупции. Юлия Тимошенко шла на досрочные выборы в Верховную раду именно под флагом борьбы с коррупцией, что составляло один из смысловых стержней "Украинского прорыва", программы стратегического развития Украины, разработанного в недрах БЮТ. Почему-то мало кто обратил внимание на то, что заявления Тимошенко о ликвидации серых и непрозрачных схем в сфере торговли газом между Россией и Украиной бьют не по России, а по Ющенко. Ниже мы еще коснемся содержательной части программы, с которой Тимошенко планировала ехать в Москву. Ограничимся здесь указанием на принципиальный момент: не назвав ни одного имени, камуфлируя свою речь угрозами в адрес России, Тимошенко по сути обвиняет в коррупции президента Ющенко. Именно с ним связывают создание схемы поставок газа через "РосУкрЭнерго" - посредника, непосредственно осуществляющего поставки российского газа на Украину (который, кстати, был образован пару лет назад по инициативе как раз украинской стороны).
Итак, два магических заклинания Юлии Тимошенко - коррупция и непрозрачные схемы в торговле газом - как две стороны равнобедренного треугольника сходятся в вершине. То есть, сам собою напрашивается вывод о президенте Викторе Ющенко, который лично или через членов своей команды несет ответственность за: 1) коррупцию, 2) непрозрачные схемы. Еще раз обратим внимание: никаких имен пока не называется. Юлия Тимошенко хорошо усвоила уроки 2005-го. Тогда, не рассчитав своих сил, она устроила разборки с окружением президента, за что поплатилась должностью.
Тем самым она ведет войну на два фронта. Явный враг Юлии Тимошенко - Россия. Враг скрытый, имя которого пока не произносится (все выводы избиратель сделает "самостоятельно" и в свое время) - президент Ющенко.
В свете вышесказанного понятна обеспокоенность президентской команды излишней активностью и агрессивностью премьера. Она ведь не только бед может натворить (два года назад Украина уже пережила "газовую" войну), но и раскопать и обнародовать, чего не нужно.
Тем более, что главным переговорщиком с Россией де-юре является президент, один из сопредседателей комиссии "Путин-Ющенко". Недаром в секретариате президента было заявлено, что приоритетом Ющенко на российском направлении является проведение в ближайшее время второго заседания украинско-российской межгосударственной комиссии под председательством глав государств. Ющенко и его НУ-НС не для того устраивали разгон парламента, поставивший Украину на грань гражданской войны, и досрочные выборы в Верховную раду, чтобы вместо одного "диктатора" - Януковича, получить другого (точнее, другую), еще горше. Поэтому версия о болезни Тимошенко, по всей видимости, является попыткой премьера сохранить лицо.
Но даже "газовая" война рискует оказаться в тени другого возможного события. Киев посетил сопредседатель комитета по иностранным делам сената США Ричард Лугар. Американский сенатор, буквально фонтанировал идеями и щедро раздавал советы руководителям суверенного государства, фактически запустив процесс евроатлантической интеграции Украины. Все сказанное Лугаром можно свести буквально к одной фразе-квинтэссенции: для вступления Украины в НАТО не обязательно проводить референдум. Это соображение было высказано Лугаром 16 января на пресс-конференции в Киеве, на которой прозвучало впервые сообщение о "письме 3-х": содержащемся в совместном обращении президента Украины Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и главы Верховной рады Украины Арсения Яценюка к Генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу заявлении руководства Украины о присоединении Киева к Плану действий по вступлению в НАТО. Это заявление, принятое в обход парламента (даже "своего", "оранжевого"), по сути, открывает Украине дорогу в альянс.
Правда, не все лидеры "оранжевых", подобно экс-министру иностранных дел Борису Тарасюку, формально солидаризируются с инструктором из вашингтонского обкома. Обсуждается вопрос о проведении консультативного референдума, иными словами, референдума, который ничего не решает. Вероятно, даже подконтрольная Ющенко и Тимошенко часть Рады не вызывает полного доверия. Не говоря уже об оппозиции в лице регионалов и коммунистов и самом украинском обществе, мнение которого забыли спросить при принятии такого судьбоносного решения.
Понятно теперь, что чересчур амбициозная Юлия Тимошенко оказалась бы не ко двору на переговорах с Москвой: на кон поставлено нечто большее, чем вопрос с "трубой". Но из сказанного не следует, что "газовый" вопрос будет снят с повестки дня. Он будет инициирован украинской стороной еще и для того, чтобы заручиться дополнительным аргументом в споре о вступлении Украины в НАТО. Лучшая оборона - нападение и список украинских требований-ультиматумов в адрес России будет лишь расширяться.
http://www.novopol.ru/material34506.html