Школа анти-эгоизма

или Как преодолеть шлагбаум на дорожке к Богу

Новости Москвы 
0
368
Время на чтение 16 минут
Едва ли по нему скажешь, что он - звезда телеканала СТС. Или известный репортер НТВ. Или тот, кого сегодняшние школьницы заваливают письмами. Дверь нам открыл...

"Я - Боря", - поздоровался Борис КОРЧЕВНИКОВ, исполнитель роли Ильи Синицына

в сериале "Кадетство". Сначала он показал фотографу квартиру, чтобы тот посмотрел, где лучше освещение. Потом налил нам всем чаю и принялся намазывать на хлеб масло, сказав, что очень голодный, потому что сам только что пришел. Насыпал в тарелку шоколадных конфет - и только тут успокоился и сел за краешек стола.

По-дружески предложил угощаться. Словом, первый вопрос родился сам собой.


Борис Корчевников родился в Москве 20 июля 1982 года. С 1990 года принимал участие в спектаклях МХАТа им. А. П. Чехова и Театра-студии под руководством О. П. Табакова. С 1993 года - на телевидении. Был ведущим и репортером в программе для детей "Там-там новости" телеканала РТР. С 1998 года - ведущий и репортер в программе для молодежи "Башня" (РТР). В 1998 году поступил на факультет журналистики МГУ и на актерский факультет Школы-студии МХАТ, но выбрал все-таки журналистику. С 2001 года работает внештатно, а с 2002-го - штатно корреспондентом службы информации телеканала НТВ. За годы работы готовил репортажи для программ "Сегодня", "Намедни", "Личный вклад", "Страна и мир", "Профессия - репортер" и др. В 2003 году закончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. В 2003 - 2005 годах в Германии и Америке сдал экзамены на знание немецкого и английского языков. В 2004 году стал лауреатом премии Союза журналистов "Новое имя в журналистике". С 2006 - актер сериала "Кадетство" на СТС.

- Борис, неужели для Вас не существует проблемы "звездной болезни"?

- Чем дольше продолжается история с сериалом "Кадетство", тем меньше у меня веры в то, что популярность, да и просто узнаваемость, как в нашем случае, могут пройти по поверхности, не тронув ничего внутри. Чем дольше я в этом нахожусь, тем мне сложнее понять свое к этому отношение. С одной стороны, профессия актера - это профессия анти-эгоизма: надо забыть себя, раствориться в персонаже и в партнере. А с другой - это профессия, которая сильнее прочих умеет напитать самолюбие и тщеславие. Получается, что быть актером - значит преодолевать эгоизм. Но результат работы предполагает обратное. Какой здесь выход? Не знаю. Заставить себя не замечать результата? Это и невозможно, и тоже будет формой эгоизма. Словом, я только чувствую, что это внимание меня меняет. И не в лучшую сторону.

- А что же плохого в популярности?

- Может, главная задача христианина - стать хорошим человеком. А стать им можно только открывшись другому, то есть искренне им заинтересовавшись. Так, забывшись в другом, перестаешь себя контролировать, это и есть, наверно, предел свободы - свободы от себя самого. Венец счастья! Что же делает популярность: огромное количество людей, которых ты не звал и не ждал, в тебя "залетают", а тебе, как христианину, надо быть открытым. Но не хватит сил искренне всеми интересоваться. Поэтому закрываешься - от фальши, неискренности, от страха: ведь тебя держат не за того, кто ты есть... Вот и получается возвращение к эгоизму. Шлагбаум на дорожке к Богу опускается. Эту "закрытость" и полагают за "звездную болезнь". Но она - как раз борьба с тщеславием, с потерей себя. Правда, все равно почти бесплодная. Потому что шлагбаум закрыт.

"Либо мат, либо крестный ход"

- Путь человека к вере и в вере - это всегда цепочка каких-то событий. Какие события на Вашем пути Вы могли бы выделить?

- Таких событий было несколько. Человек, наверно, складывается из любви и нелюбви, которые по отношению к нему проявляют. Меня в детстве чаще любили. Когда мне было семь лет, подруга мамы, моя будущая крестная, настояла, чтобы меня крестили. Но я все равно продолжал расти в среде, где не существовало Церкви или даже просто разговоров о Боге. Зато существовала любовь и доброта.

А первое важное событие на пути к вере произошло четыре года назад. Мне предложили съездить в Покровский монастырь к мощам святой Матроны Московской. Мне тогда показалось, что это могло бы стать занятным опытом. мы туда приехали рано утром. Была огромная очередь, мы встали в хвост. Я не знал и даже не думал, зачем я там. Просто стоял, как все. То, что произошло со мной в этой очереди, можно, кажется, назвать первым опытом встречи с Богом. Для этого трудно подобрать слова. Как будто мощный луч прожектора вдруг высветил все-все, что во мне есть. И тогда я просто заплакал. Я не понимал, что происходит. Вряд ли это было всего лишь умилением средой и молитвенными старушками. Я как будто был подброшен на большую высоту, с которой увидел всю свою жизнь. Эта картина взорвала меня. Если посмотреть на город с самолета, то видишь карту и понимаешь логику расположения улиц. Так и я - увидел логику самого себя. В тот момент мне с невероятной очевидностью открылась ложь моей жизни и... истинность именно сейчас, здесь происходящего. Да, наверное, именно так это можно назвать - истинность. Такое ощущение: то, что я переживаю - это и есть правда, это что-то настоящее, а все прежнее - мелко, ничтожно, так далеко от этого открытия.

- Неужели просто так, стоя в очереди, можно сформулировать для себя цель своей жизни?

- Мне просто стал очевиден тот "раздрай", в котором я находился. Поэтому цель жизни тоже оформилась тогда сама собой: все время чувствовать то, что я почувствовал, стоя в очереди. Заполнять себя этим светом. Это переживание взрыхлило все, что во мне было. Я долго думал об опыте, пережитом в монастыре, пытался его с чем-то сравнивать, но не мог. Просто не было слов в лексиконе, чтобы сформулировать этот опыт. Но было ощущение... нет, не света, а освещенности во мне всего того, что раньше было в темноте.

- А в чем здесь разница?

- "Чувствовать свет" - это благостное состояние, некое удовлетворение, покой. А когда свет высвечивает все то, что в тебе есть, - это не благость. Это откровение, момент предельной правды. Этот свет не ублажает, а режет глаз.

Тот опыт все же забылся. Взрыхленная почва так и осталась лежать, и никаких семян в ближайшее время в ней не появилось. Переживание в очереди у мощей святой Матроны стало частью моего прошлого, а в настоящем - прежняя жизнь. Я тогда не умел и не знал, как ее менять.

- Как пришло осознание, что что-то менять все-таки нужно?

- Я познакомился с Владимиром Александровичем Березиным, телеведущим, человеком моей профессии. Мы с ним, кажется, никогда не говорили о Боге или вере, но в нем проступала какая-то невиданная мне прежде доброта - активная, живая. Общаясь с ним, я, наверно, впервые осознанно захотел быть таким же - добрым, очень человечным человеком. И тогда же сформулировал для себя правило, которому надо следовать: также щедро отдавать себя другим и ничего не просить взамен, как Владимир Александрович. Это убеждение пришло раньше, чем знание о том, что это и есть Евангелие.

- А в чем проявлялась доброта этого человека?

- В его поступках по отношению ко мне, к маме, ко всем людям нашего окружения. Он познакомил меня с отцом Кириллом - настоятелем храма Святой Троицы в Листах. То, что он священник, тогда меня никак не трогало. Я увидел перед собой просто очень хорошего человека. Однажды где-то прочитал, почему люди, когда видели первых христиан, сами принимали христианство. Просто христиане в том обществе были лучшими людьми, самыми добрыми, щедрыми. И этой щедростью заражали язычников. На тех христиан очень хотелось быть похожим. Наверное, схожее чувство я ощутил при встрече с отцом Кириллом. Он заразил именно такой "хорошестью". Конечно, ни о какой вере тогда речи еще не шло. И мне просто очень захотелось с ним говорить. В тех разговорах и вообще в свете этого человека я только-только утверждался в мысли, что быть хорошим - по крайней мере лучше, чем быть плохим. Что-то резко щелк-нуло во мне, когда отец Кирилл во время крестного хода предложил мне нести фонарь. Я снова легко принял это как еще один занятный опыт. Но когда шел в стихаре впереди процессии, я подумал: нельзя нести фонарь на пасхальный крестный ход и жить так, как живу я. Нельзя одновременно делать настолько полярные вещи. Да, именно так - полярность. Полярная разность крестного хода, смысл которого я тогда, конечно же, не понимал, и остальной жизни.

Подумалось: вот я несу фонарь, а потом возьму и в какой-нибудь ситуации выругаюсь матом. И я вдруг понял: либо одно, либо другое. Либо мат, либо крестный ход. И ясно было, что выбирать надо последнее. Потому что тупик и безжизненность первого пути как-то очень ясно выступили.

- Эта мысль о выборе нашла подтверждение в реальной жизни?

- Постепенно. В разговорах с отцом Кириллом слышалось слово "причастие". Я не знал, что это, но попросился пройти Таинство, посчитав его занятным делом. Мы это совершили с ним. Может, я так и думал бы, что вкусил всего лишь хлеб с вином, если бы скоро после того не произошла одна история. Я оказался... перед искушением - обычным для меня тогда, в том смысле, что прежде я это искушением бы не назвал, а убедительно бы оправдался инстинктами... И я остановился. Это было не просто ощущение, что я этого сейчас не буду делать или что не буду этого делать с этим человеком, или что настроение какое-то не то. Нет... Было ощущение, что я этого не имею права делать, что сделав это, я что-то (на самом деле - Кого-то) предам. Этот выбор тогда - был входом в какое-то новое состояние.

- И как дальше пошла жизнь?

- Через несколько дней после этого мне позвонили и предложили попробоваться на роль в сериал "Кадетство". Съездил на пробы, а вечером просто шел мимо храма и решил зайти к отцу Кириллу. Выстоял всю службу - это была вторая в моей жизни служба после причастия. Я, разумеется, тогда совершенно не умел молиться, но как мог просил Бога... о том, чтобы меня утвердили на роль. Мне действительно очень этого хотелось! Стоял и шептал про себя, что если мне это будет полезно, то пускай меня утвердят. Словом, была у меня такая просьба - совсем материальная, но искренняя. И когда мы с отцом Кириллом вышли из храма, зазвонил телефон, и мне сказали, что меня утвердили. Я взвизгнул от радости. В тот момент казалось абсолютно очевидным, что это Бог услышал мои молитвы. Но еще я понял другое: если уж для меня Бог столько всего сделал, я тем более обязан Его отблагодарить. А как я могу отблагодарить Бога? Только перестать жить так, как я раньше жил.

И работа в "Кадетстве" этому помогла: она поменяла внешний строй жизни - я выскочил из суетливого ритма репортерской работы и мог теперь внимательно идти - уже понятно, что новым путем.

- То, что Вы рассказали, похоже на череду счастливых случайностей. Вам так не кажется?

- Случайностей нет, теперь мне ясно, что те слезы у мощей святой Матроны я на самом деле не забыл, хотя сразу ничего в жизни не поменялось. Да и все, что было до тех слез - подготовка: знаете, в семь лет я написал стихотворение, первое в жизни. Оно было такое: "Скажи мне, Церковь, Иисус Христос живой? Ответь мне, Церковь, он существует или нет? И Церковь отвечает мне: "Скажи мне правду, ты в Бога веришь или нет?" И я ответил Церкви: "Я в Бога верю, да, так расскажи ты мне тогда, живой Он или нет?" Дальше я точно уже не помню, но смысл был в том, что Церковь мне отвечает, что Он существует в каждом из нас. А заканчивалось стихотворение так: "А существует Он во мне?" - спросил я тихо Церковь. "Конечно существует", - ответила мне Церковь с улыбкой на лице".

"Если мы не сможем жить без этого до брака..."

- До сих пор есть стереотип, что Церковь - для зашоренных и непрогрессивных. А как себя чувствует современный успешный молодой человек в Церкви? Никогда не было ощущения, что находитесь среди чужих?

- Иногда мыслилось такое. Но когда честно себя спросил: "А кто свои?" - ответ указывал, скорее, на "зашоренных" и "неперспективных" - на тех, с кем ты настоящий. В Церкви мы какие угодно, но точно, настоящие. Потому что тут все говорит о смерти на земле и этот разговор все с тебя снимает - не важно, веришь ты или нет. Этой настоящестью я очень дорожу. Потому так колко внутри, когда в Церкви узнают - механизм "закрывания" здесь не хочется включать.

- А Вы не боитесь открыто говорить о своей вере? Среди друзей, коллег по сериалу, коллег по телевидению?

- Не боюсь. Только понимаю, что еще очень плохо умею это делать - выражать то, что на самом деле ощущаю. Совсем недавно я понял, что лучший способ говорить о своей вере - это... жить. Жить так, как положено этой верой - настолько, насколько хватает сил. Слова, наверно, могут иметь силу, но взволновать, потрясти другого человека может только твой личный пример, пример твоей жизни - как меня взволновал когда-то пример Березина и отца Кирилла.

- Но это не снимает вопрос о том, стоит ли говорить о вере в принципе.

- Наверное, стоит. У меня есть убеждение, что Бог - это очень просто. В основе своей. И самое главное - имеет отношение к каждому. И когда мне доводится говорить с людьми нецерковными, я понимаю: надо не пересказывать то, что ты услышал от священника, но делиться своим личным опытом - тем, что реально сам пережил. Только не надо воображать себя апостолом и стремиться обратить собеседника или наставить его на путь истинный - так недолго и загордиться. Цель одна - поделиться радостью. Если она искренняя, то и другого она захватит.

- А почему Вы считаете, что Бог - это очень просто?

- Потому что Он самые сложные вещи объясняет, потому что о нем можно очень просто говорить. Разговор о Боге с нецерковным человеком, это как погружение аквалангистов: мгновенное попадание на сумасшедшую глубину просто разорвет перепонки. Так что, если заговорил про это, то надо самому "всплыть" из той уже достигнутой глубины, из понимания еще зашифрованных от другого понятий: если я скажу что-нибудь в духе: "нам надо спасаться" или "Христа распяли за тебя"... Он в этом случае, скорее, поймет китай-ский язык, чем свой родной.

- Есть множество хороших и по-настоящему добрых людей, которые не ходят в Церковь или вообще не верят в Бога. Их доброта рождена просто воспитанием. Это, кстати, то, о чем Вы говорили в самом начале беседы - что росли в среде, где не было Церкви, но была любовь...

- Знаете, в школах нас учат грамматике и правописанию, но есть ведь и природная грамотность. Церковь - это ведь школа, курсы "как стать хорошим человеком и быть счастливым". Этот урок длится всю жизнь. Но кого-то Бог этим мастерством наделил и без церковного опыта. Страшно, если такой человек начнет отрицать саму школу, Церковь - потеря дара, наверно, самое безобидное, что с ним может произойти.

Сейчас в ходу такие представления: "Я могу просто идти по улице - и разговаривать с Богом", "Бог - мой друг, он мне помогает", "Зачем эта Церковь, эти иконы, это золото, все это заслоняет Бога" и т. д. Но как английский язык лучше всего учить на курсах, да еще и в англоязычной среде, так и учиться не быть эгоистом лучше всего там, где можно пережить опыт обращения к Богу, хотя бы допустив, что Он есть или есть просто что-то, что тебя создало, перед Кем или Чем я могу не играть, а быть самим собой. Такая встреча возможна, скорее, только в Церкви.

- Как этот закон влияет на обычную повседневную жизнь?

- После прихода в Церковь на место старых правил моей жизни стали приходить новые. И всякое новое правило я учился пристраивать к себе. От прежней манеры жизни я долго не мог себе уяснить: как я смогу жениться и не иметь близости до свадьбы - такой опыт оставался в косных древних книжках, но не в тогдашней моей среде... А потом вдруг пришел простой ответ: если мы не сможем жить без этого до брака, то мы и с этим в браке жить не сможем. И если ты не будешь держаться никакого правила до брака, то что тебе помешает и в браке не держаться правил и изменить? Абстрактное чувство, что я этого человека люблю и он мне дорог? Но это только названия, которыми ты сам назвал необъяснимое. Названия легко могут потерять действия. А Церковь - это, по-моему, очень логичный и простой закон: "Сделай так, и будет тебе счастье". То, что кажется ограничением - просто формула счастья, которую можно уложить в одну строчку.

- Вы сказали, что для Вас человек нецерковный и неверующий - почти одно и то же. Почему?

- Когда я люблю женщину, я очень хочу с ней встречаться. Люблю ее дом, ее черты, запах, цвет волос, почерк... А тут человек говорит, что любит Бога, но при этом не любит место, где Бог на земле присутствует. Не признает мощей, не почитает святых, то есть родных твоей Любви... Как-то нелогично выходит: любишь, а быть в близости не хочешь, ведь нигде так сильно нельзя пережить чувства присутствия Бога, как в Церкви.

- А как в Вашей семье относятся к тому, что Вы начали воцерковляться?

- Мама - нецерковный человек. Но, кажется, она видит, что от этого как минимум не хуже.

- Как Вам кажется, с мамой нужно разговаривать о своей вере?

- Может, это прозвучит немного по-детски, но я часто думаю о тех людях, с которыми хотел бы разделить вечность, хотел бы быть всегда. В первую очередь - с мамой. Но у меня есть ощущение, что это возможно только через Церковь. Только когда и она поверит в то, во что верю я. Но разговаривать с мамой о вере очень-очень сложно и... у меня не получается. Потому что это мама. Мы не умеем меняться ролями: мама всегда учитель, я всегда ученик. А вера - это та область, где у меня уже есть какой-то опыт, а у нее еще нет. Думаю, и здесь нужно стараться, чтобы за тебя говорили твои поступки.

Когда я маму познакомил с отцом Кириллом, она сказала ему: "Спасибо Вам, от общения с Вами Боря стал лучше ко мне относиться". Вот это эффективнее любых разговоров - если мама заметила реальный действенный результат прихода в Церковь.

И еще: мне кажется, что мама - человек большей веры, чем моя. Я не помню, чтобы она когда-нибудь молилась, но не знаю человека, который сделал бы столько добра людям, так дарил бы другим себя.

Мама для меня - лучший пример того, что добрый человек - уже верующий.

- Вы в одном интервью сказали, что мама - ваш лучший друг. Нечастые слова, учитывая то, что молодежная культура диктует культ отрицания родителей...

- Я в свое время стал замечать неизменное действие одного правила: когда у нас с мамой все в отношениях хорошо, то и во всех прочих жизненных делах проблем нет. Как только в отношениях что-то нарушается (причем я четко сознаю, что это всегда по моей вине), то тут же рушится и все остальное. Я понял это еще давно - задолго до своего воцерковления. Только потом узнал, что оказывается, даже заповедь такая есть - про почитание родителей. Поэтому сейчас я бы уже не сказал, что мама - это друг. Потому что сказать так - значит упростить значение слова "мама". Она конечно друг. Но больше, чем друг. Мама - это мама. Я теперь сильнее осознаю святость этого понятия.

"Это был шприц с чем-то добрым"

- Как, с Вашей точки зрения, относиться к жанру сериалов в принципе?

- Сериал - это кинонаркотик. Он убивает время и никак не напитывает. Просто несет мимо жизни. Но иногда - и это большое достижение - в химический состав этого наркотика удается влить что-то, что может как-то перестроить человека.

- А "Кадетству" это удалось?

- Кажется, да.

- Получается, Вы производили "полезный наркотик"? Так разве бывает?

- В одном из последних номеров "Фомы" интервью режиссера Павла Лунгина заканчивалось словами о том, что в сегодняшние сердца все труднее прорваться... Может, сериал и нужен, чтобы стать более легким путем в сердца? В "Кадетстве" наркотик удалось... обхитрить. Под его видом вливалось что-то очень полезное.

- И какие конкретно идеи "Кадетства" Вы считаете правильными, живыми?

- Да хотя бы мой герой - Илья Синицын. В его жизни есть одна девушка, и он уже очень твердо решил, что другой не будет. И эта его верность выражается совсем не менторски. "Кадетство" - это вообще не нравоучение. Есть общее место, от которого никуда не деться: телевидение рисует стереотип поведения. Сложно воспитывать, когда надо еще и понравиться зрителю. Есть путь, которым хочет понравиться вечерний эфир канала ТНТ. А есть - путь сериала "Кадетство" на СТС. Мне отчего-то кажется, что в последнем случае путь чуть сложнее.

- То, что в "Кадетстве" много правильных идей, - это, как сейчас принято говорить, продуманный режиссерский "месседж" или так просто сюжет сложился?

- Здесь есть принципиальный момент: никто никого не хотел учить. И никакого намерения донести до зрителя что-то высокое не было. Была задача просто показать среду, где мальчики растут, становятся мужчинами, и как это происходит. Выразить момент детства, которое заканчивается.

- Получается, чтобы говорить о нравственности, достаточно показать среду? А если эта среда современных девятиклассников из спального района Москвы? Помню себя в девятом классе - это далеко не нравственные поступки и мысли... Так каким же образом из попытки показать среду родились образцы нравственного поведения?

- Думаю, как и с любой средой, здесь вопрос не ее вида, а взгляда на нее. Просто Суворовское училище и без труда сценаристов очень ясно проявляет, что хорошо, а что плохо. Конкретность - свойство любой военной среды. Я часто слышу, что, мол, "загустили", "так в жизни не бывает". Просто в жизни нам многое свойственно усложнять. А тут, в СВУ, становишься проще: либо скажешь правду, либо соврешь, либо выручишь, либо - крыса.

Этот недостаток простоты в обычной жизни - может, главное чувство, которое я вынес из полутора лет съемок сериала.

- А зачем человеку простота?

- Это вид открытости. Вид анти-эгоизма. Ведь что такое наша "сложность"? Эта такая углубленная мысль о себе. Мне это один священник сказал, и я навсегда это запомнил. Когда говорил ему что-то типа: "У меня то-то и то-то не получается, я, дескать, недостоин", он мне ответил: "Да Вы попроще к себе относитесь, попроще..." Когда проживешь в Суворовском училище три года на глазах друг у друга - навсегда отучишься быть эгоистом. Оттого и кажется, что там больше белого, чем черного, потому что думают друг о друге больше, чем о себе и своем.

- А была ли реальная отдача от сериала? Есть ли уже результаты того, что в вечернем эфире СТС появились примеры хорошего и плохого?

- Из очевидного: вал желающих поступить в Суворовские училище по всей стране. А еще - письма, множество писем. Те, что я прочитывал, кажется, заполнены светом. По сути - это одно большое послание. И когда читаю, понимаю, что в центре такого послания - не просто очарованность каким-либо героем, а все-таки сообщение о появлении нового идеала. Дети в школах дают друг другу клички Печка, Сухой, Трофим и играют во дворе в кадетов. И я не могу себе представить, чтобы в такой игре вдруг появился пистолет и один мальчик понарошку застрелил другого. Может, кого-то сериал вообще не тронул. Но хуже вряд ли кто-то стал.

- То есть Вы согласны с той точкой зрения, что ответственность художника в искусстве выражается не в том, чтобы человек, прочитав стихотворение, стал лучше, а в том, чтобы он не стал хуже?

- Я для себя однажды сформулировал, чем отличается искусство от неискусства. Неискусство может поражать, удивлять, развлекать, но оно никогда не сможет объяснить что-то про жизнь. Это может сделать только искусство. И такое объяснение никогда не сможет сделать хуже. Я не очень понимаю, что такое ответственность художника. Он выразил то, что у него внутри. Большего он сделать не может. У него одна ответственность - перед Богом, как мне кажется. Художник просто может сказать, обращаясь к Нему: "Ты дал мне что-то почувствовать, что-то вдохнул в меня, и все, что я могу сделать, это вернуть этот дар в виде своего творения".

- Было у Вас так, чтобы Вы подходили к работе в "Кадетстве" как христианин?

- Помню наш разговор с исполнительницей роли моей девушки Олей Лукьяненко о том, что Церковь не разрешает прерывание беременности. Мы долго это обсуждали.

И, играя сцены с ее абортом, меня кошмар схватывал от мысли о его греховности, о том, что это убийство, что за это - потеря Бога, несчастье, развал всего в жизни. Так и происходит - у Синицына все рушится, даже училище он бросает.

Я думал, снимаясь: такой финал закономерен для отношений, в которых с самого начала было нарушено правило - они встречались, были в близости, не будучи женатыми... Но откуда Синицыну было это правило знать?! Кто ему о нем сказал? Он только неосознанно его ощущал, как часто мы неосознанно ощущаем какую-то неправильность, в которой живем, и смиряемся с ней. Так и он: спешил помолвиться, твердо знал, что женится, уродства того, что называют "гражданским браком" - это когда люди вроде вместе, а никакой ответственности друг за дружку не несут и всегда могут разбежаться, - не принимал...

Беременность Ксении - для него взрыв, но приближение, осо-знание Закона. Он не говорит ни слова о Боге или грехе, но ясно поступает по закону Бога.

Мы скажем это по-христиански, а для него - по-человечески. Это на самом деле одно и то же!

"Что-то невысказанное"

- Иногда на материалы в "Фоме" бывает реакция, что, дескать, человек "крестик нацепил", вы обрадовались и побежали брать у него интервью. А он как жил своей обыкновенной жизнью, так и продолжает ею жить. Не боитесь такой реакции на нашу с Вами беседу?

- Знаете, ощущения человека, который только "крестик нацепил", часто точнее и горячее, чем у того, кто уже давно в Церкви и привык... к Богу. Вот этой привычки я очень боюсь.

P.S. Когда мы уже были почти на пороге квартиры и собирались уходить, Боря заговорил о митрополите Сурожском Антонии. меня его книги в свое время просто перевернули. "А Вы видели о нем фильм, "Апостол любви" называется?" - спросил хозяин. "Нет", - ответил я. "А хотите дам Вам посмотреть?"

http://www.foma.ru/articles/1385/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Корчевников
Краткое выступление в Оптиной Пустыни после
Крестного хода со святынями вдоль линии фронта в зоне СВО
12.03.2024
«Святой Дух. Плоды и Дары Духа».
Третья серия трилогии Бориса Корчевникова
01.08.2023
«Святой Дух. Как Его стяжать?». Вторая серия
трилогии Бориса Корчевникова
31.07.2023
Все статьи Борис Корчевников
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Памяти Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.06.2024 20:46
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от учитель
18.06.2024 20:13
О причинах травли РАЦИРС протоиерея Андрея Ткачева
Новый комментарий от РОНОЛ
18.06.2024 19:39
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
18.06.2024 18:35
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Советский недобиток
18.06.2024 18:25
Путин против идеологии?
Новый комментарий от влдмр
18.06.2024 17:31
Демографический набат (Русский Крест)
Новый комментарий от Человек
18.06.2024 17:09