Юный Зосима, говорится в его житии, был тих, миролюбив, кроток, любил читать книги духовного содержания, из которых "приобретал бисер разума". Привез его на необитаемый Соловецкий остров в 1436 году инок Герман, который был сподвижником преподобного Савватия, первого инока, жившего на острове "в подвигах поста и молитвы". Наутро Зосима, выйдя из шалаша, был удостоен пророческого видения. Он увидел яркий луч света, а на нем в воздухе - обширную и прекрасную церковь. В трепете побежал рассказать о чудном видении Герману. "Через тебя Господь хочет собрать здесь множество монахов", - ответил тот. И рассказал ему о чуде, когда ангелы заставили семью рыбака удалиться с острова, предназначенного Богом для создания на нем иноческой обители. И никто с того времени не осмеливался поселяться на Соловецком берегу.
Но, видимо, Зосима не мог предвидеть, какие испытания готовят русским людям эти Соловки. Сам он перенес много испытаний, прежде чем увидел свою обитель населенною иноками. Пустынники своими руками рубили лес, строили кельи, добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю.
А первое испытание было одиночеством. Герман уехал за продовольствием. Из-за непогоды не успел до морозов вернуться обратно. Преподобному Зосиме пришлось остаться на необитаемом острове на много месяцев совершенно одному. От голода и холода, от "немощных дерзостей" защищался крестным знамением и молитвой. И к нему, говорится в его житии, явились два незнакомца и вручили запас хлеба, муки и масла, со словами: "Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе". Зосима решил, что это были ангелы.
По весне вернулся на Соловецкий остров Герман с рыбаком Марком, который потом остался там послушником.
Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми. На том месте, где Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Но самым тяжелым испытанием стали притеснения завистников. Боярская челядь, являясь на остров, отнимала у иноков рыбные ловли. Лопари также обижали пустынников. Эти нападки тревожили Зосиму. Он пошел за помощью в Новгород к архиепископу Феофилу. Тот созвал бояр и убедил их помочь монастырю. Но ослушалась знаменитая вдова посадника Исаака Борецкого - гордая и могущественная Марфа, известная, как Марфа-Посадница. Она велела слугам прогнать Зосиму со своего двора, как последнего нищего. Зосима терпеливо перенес незаслуженную обиду. Однако сказал спутнику: "Настанет время... этот двор опустеет". В конце концов, своенравная боярыня раскаялась, дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Приглашенный ею на обед Зосима вдруг увидел видение, которое привело его в ужас. Шесть знатнейших бояр сидели за столом без голов. Зосима предсказал боярам скорую смерть. И предсказание сбылось: в 1478 году, смирив Новгород силою оружия, великий князь Иоанн III повелел казнить именно тех бояр, а Марфу Борецкую отправить в ссылку.
Благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она являлась и является поныне.
Преподобный Зосима не забыл и своего предшественника преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перевез святые мощи на место последних его подвигов. Незадолго до своей кончины преподобный Зосима сам приготовил себе гроб, в котором был погребен 17 апреля 1478 года за алтарем Преображенского храма в Соловках.
Неоднократно угодник Зосима являлся людям на море и на суше, помогая в нуждах и "обстояниях". И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и "заступлении". Преподобный Зосима также - покровитель пчеловодства и хранитель пчел, его именуют даже "пчельник". В обители собрана целая книга его чудес, достоверность коих засвидетельствована многими. Поэтому и поныне почитают русского святого.
За прошедшие века более полусотни местных священнослужителей удостоены церковного прославления - целый собор Соловецких святых! На протяжении пяти столетий обитель оставалась одной из самых известных и почитаемых святынь России. Спасо-Преображенскому монастырю исторически принадлежал весь Соловецкий архипелаг, на островах которого располагались скиты и пустыни.
Савватий нашел это место - Зосима позже основал здесь монастырь - время их объединило.
Наиболее часто на иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя эти подвижники никогда не встречались друг с другом. Святые угодники Зосима и Савватий особенно почитались казаками. Они приходили в Соловецкий монастырь на богомолье: "Много погрешили, пограбили, пора и душу спасать". Сюда дважды приходил на богомолье Степан Разин. Когда соловецкие иноки подняли восстание против "новой веры" патриарха Никона, к ним примкнули разинцы. Монастырь-"фиал раскола" долго сопротивлялся осаде царских войск. И восстание продолжалось дольше крестьянской войны под руководством азина.
В Соловках принял иночество и погребен Авраамий Палицын, сподвижник князя Димитрия Пожарского. Сюда был отправлен в пожизненную ссылку (да не доехали "из-за льдов" и оставили в заточении в Арохангельской епархии) свергнутый с престола Елизаветой младенец император Иван Антонович...
В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до 1920 года, который стал роковым для большинства мужских и женских монастырей Архангельской губернии.
В 1923 году Соловецкий монастырь был превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН. Среди погибших заключенных - целый Собор новомучеников и исповедников Соловецких - более пятидесяти священномучеников, священноисповедников. преподобномучеников, преподобноисповедников и мучеников.
До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении лагерного начальства. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.
...Работая в издательстве "Молодая гвардия", я услышал признание одного из сотрудников ЦК ВЛКСМ, которого, "по знакомству", провели по всем "девяти кругам" Соловецкого ада, в роли заключенного. Чем глубже к центру СТОНа - тем суровее наказания политических преступников. Действительно, СТОН И СКРЕЖЕТ ЗУБОВНЫЙ. "Подставной заключенный" от ужаса "злобной игры адских служителей" стал подозревать, что его обманули, и больше не выпустят из этого лагеря смерти. А когда вышел на волю - у парня появилась седая прядь волос на голове...
В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской православной церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Кстати, именно тогда был привезен в Москву и памятный Соловецкий камень, символический мемориал для тех жертв репрессий, чьи могилы неизвестны.
Только в 1992 году, после более чем семи десятилетий запустения Соловецкого монастыря, мощи Зосимы с Савватия снова "вернулись" в стены возрожденной Соловецкой обители.
Теперь уже они вместе почивают в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в деревянных раках, над которыми в 1997 году сооружена кипарисовая резная сень.
Недавно в праздник Преображения Господня архиепископ Орехово-Зуевский Алексий освятил новые колокола обители. На самом большом колоколе, 14-тонном Благовесте, изображены крест и терновый венец, символизирующие многострадальную судьбу Соловков, а также - лики святых.
Недавно был в Соловках Патриарх Алексий II, священноархимандрит ныне возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. "XX век начался для обители разрушением, а закончился возрождением, - говорил Патриарх Алексий II. - Ныне воссоздается эта политая кровью исповедников обитель, которая в XXI веке должна вновь стать тем, чем была прежде для русского православного человека, - неиссякаемым источником мира и обильной благодати".
Такой благодати, о какой мечтал основатель Соловецкой обители русский святой Зосима.
http://stoletie.ru/territoriya_istorii/u_soloveckogo_kamnya.htm