Ситуация в Македонии, прием которой в НАТО и ЕС блокировала Греция, является одной из тех проблем, которые необходимо решить, или, по крайней мере, надежно заморозить. После столкновений между албанскими боевиками и македонскими силами правопорядка в 2001 году страна фактически поделена на две части (албанскую и славянскую). Западная Македония лишь формально контролируется македонскими силовыми структурами, весьма неохотно входящими на албанскую территорию.
Основная часть "албанских" районов Македонии, в особенности села, полностью перешла под контроль албанцев.
Столкновения между пытавшимися сохранить практический суверенитет над территориями Западной Македонии македонскими силами правопорядка и албанцами в этих областях заметно сократились. Большинство случаев перестрелок или громких убийств связаны с борьбой за власть среди представителей местных албанских кланов (фисов), которые укрепляют свое влияние в отдельных регионах. Обострение ситуации началось в октябре текущего года, когда был убит Джавид Морина, полевой командир из албанской оппозиционной партии ДСИ (Демократический союз за интеграцию), возглавляемой Али Ахмети. Бригада Джавида Морины ушла в горы с твердым намерением отомстить за гибель своего командира, а официальная структура Али Ахмети (также бывшего в 2001 году полевым командиром) официально заявила, что ведущая албанская партия ДПА (Демократическая партия албанцев) должна обуздать своих боевиков. Во главе ДПА стоит другой бывший командир - Мендух Тачи. Его представитель в Тетово лидер боевых структур ДПА Даут Реджепи, "прославленный" своими подвигами в борьбе против македонской полиции за Албанскую независимость, полевой командир Албанской национальной армии, известный под именем "командант Лека", является также депутатом Македонского собрания (парламента) от Демократической партии албанцев. Именно он несколько раз открыто заявлял, что надо рассчитаться с "ослушниками" из ДСИ. Учитывая опасность возможного нападения разъяренной бригады погибшего Морины на сторонников ДПА в Тетово, "командант Лека" (или в нынешнем обличии - депутат Реджепи) объявил, что он сам, в обход полиции, будет защищать Тетово и его пригороды от "мстителей". И это несмотря на протесты члена ДСИ мэра Тетова Хазби Лика, который поддержал ушедших в леса мстителей. Именно они ввели в северо-западной Македонии практику, типичную для современной Албании - ночные вооруженные "дикие" блок-посты, контролирующие движение транспорта по проселочным дорогам.
Такие действия со стороны стремящихся максимально накалить обстановку албанцев вызвали реакцию Запада, который стремится прийти на помощь хрупкой государственности Македонии. Была предпринята попытка в дипломатическом направлении для разрешения патовой ситуации вокруг названия страны, вызывающего неприятие со стороны Греции. Последняя имеет в своем составе провинцию Македония, где присутствует славянское (македонское) меньшинство, и, опасаясь проблемы ирредентизма, продолжает официально именовать Македонию "Бывшей Югославской республикой Македонией". Последнее название официально принято и остальными членами НАТО, невзирая на возражения самой Македонии.
Понятно, что государство "без названия" не может быть интегрировано ни в ЕС, ни в НАТО.
Для разрешения этой проблемы 1 ноября 2007 года в ООН было выработано предложение, которое специальный представитель ООН американец Метью Нимиц передал македонскому представителю Николе Димитрову и греческому -Адамантиосу Василакису. Особое давление оказывается на греческую сторону, которая в 1994 году уже накладывала на Македонию свои санкции, продлившиеся 19 месяцев и отмененные лишь под давлением США. Возможно, что это последнее предложение США окажется действенным и поможет стабилизировать ситуацию.
С другой стороны, НАТО дало зеленый свет и точечной операции македонских сил правопорядка в Западной Македонии. Военнослужащие КФОР, численностью около одного батальона, усиленного бронетехникой, перекрыли 6 ноября границу Косова и Македонии и заявили, что получили приказ открыть огонь в случае попыток вооруженных лиц перейти границу Косова. А на следующий день, 7 ноября получивший отмашку македонский спецназ, несмотря на протесты ДСИ, провел силовую акцию в районе тетовского села Бродец. В ходе операции албанские боевики оказали отчаянное сопротивление и использовали не только автоматы, но и крупнокалиберные пулеметы, и ручные гранатометы. В ходе операции удалось уничтожить шесть боевиков, а также захватить значительное количество автоматического оружия, РПГ, ручных гранат, взрывчатых веществ и даже безоткатное орудие. С другой стороны, пресс-релиз македонского МВД констатирует, что общая численность боевиков отступивших в горы и рассеявшихся по албанским селам, была около 50 человек, а также умалчивает о судьбе руководителей отряда - Лирима Якупи и Рамадана Сити, что косвенно свидетельствует о том, что основным силам экстремистов удалось скрыться. Комментарии о событиях предоставил общественности не только пресс-центр македонского МВД, но и доселе анонимный Военно-политический совет Освободительной армии Косова, который сообщил о сбитом полицейском вертолете (македонская сторона отрицает этот факт) и прямо заявил, что "не может быть мира и стабильности на Балканах, пока Косово не будет присоединено к Албании".
Еще одной экстренно решаемой в рамках стабилизации Западных Балкан проблемой является ускоренное переваривание и уничтожение Республики Сербской в Боснии. Более подробно об этом вопросе мы уже писали. Стоит лишь сказать, что 30 ноября был принят новый регламент Парламента БиГ, что является переломной точкой в развитии Республики Сербской. Отныне и законодательно ее существование зависит от доброй воли большинства парламентариев Боснии и Герцеговины, что превращает ее в исключительно декоративное образование. Правительство Республики Сербской в лице Милорада Додика, оказывавшее сопротивление этим новым и достаточно резким решениям высокого представителя ООН в Боснии, капитулировало. Вздохнувший с облегчением ЕС готовится во вторник 4 декабря подписать с Боснией и Герцеговиной "Договор о стабилизации и присоединении" - первый официальный шаг к евроинтеграции.
Посол США в Боснии и Герцеговине Чарльз Инглиш раскритиковал руководство РС, делавшее невнятные намеки на возможность референдума о целостности страны. Посол США в Хорватии Роберт Братке столь же резко осудил антибоснийские действия хорватов, не имеющих в Боснии и Герцеговине своего конфедеративного образования и страстно желающих его получить. И одно, и второе, грозные и властные по риторике заявления с почтением и подобострастием были выслушаны всеми тремя государствообразующими сторонами Боснии и Герцеговины. Таким образом, можно сказать, что и западный фланг Сербии и Косово также усилен и на сегодняшний день надежно (хотя и не без определенных усилий) закреплен.
Что же касается самого Косово, то тут ситуация еще более очевидна. Прошедшие 120 дней переговоров окончились полной неудачей. Сербская сторона вносила несколько планов: "14 пунктов", предложение о попытке решения по модели Гонконга, заморозку нынешней ситуации на 20 лет и, напоследок, модель Аландских островов. Несмотря на многочисленные попытки сербской стороны избежать хотя бы формальной независимости Косова, албанцы остались непреклонными.
Уже 6 ноября участвовавший в переговорах бывший командир ОВК Хашим Тачи заявил, что компромисс Белграда и Приштины невозможен, и что даже "100 лет переговоров не принесли бы никаких компромиссов.
Желание и право албанцев, чтобы Косово обрело независимость". А 18 ноября Демократическая партия Косово, которой руководит Х. Тачи, получила большинство на выборах и превратила Тачи в нового премьера Косово. Такое развитие событий в контролируемом силами КФОР Косово еще раз показало - независимость неизбежна, так как полностью поддерживается не только ЕС и США, но и гарантирована силами размещенных на территории Косова войск КФОР. Впрочем, это было ясно уже после того, как 10 июня текущего года в Тиране президент США Джордж Буш сказал, что "Албания - верный и надежный союзник США, который может надеяться на США так же, как США надеется на Албанию". Еще он уточнил, что "конечная цель переговоров о статусе Косова - независимость" и пожелал албанцам "настойчивости и хладнокровности". Ясно, что после такого благословения со стороны президента самой богатой и мощной страны современного мира албанцы не свернули бы ни на шаг, воспринимая 120 дней переговоров как простую формальность. Они даже отказались подписать договор о том, что в дальнейшем независимое Косово не образует с Албанией совместного договора. Единственная "уступка", на которую пошли албанцы, - предложение о подписании независимым Косовом договора о дружеских отношениях и сотрудничестве с Сербией. Еще одной "уступкой" стало "соглашение" на международное присутствие и наблюдение за развитием ситуации в независимом Косово со стороны международных институтов. Впрочем, и без того ясно, что натовскую базу Бонд Стил в Косово возле Урошевца никто бы им трогать и не позволил. В этих условиях даже доброжелательная позиция России не могла принести никаких плодов на Балканах. Перед началом последнего тура переговоров представитель РФ Александр Боцан-Харченко абсолютно реалистично констатировал, что "объективно говоря, шансов на успех нет", и что у него есть лишь надежды. Он не уточнил корней этих надежд, что свидетельствует об их полной призрачности, а, скорее всего, об отсутствии таковых и упоминании о надеждах лишь в форме риторической фигуры.
Стоит отметить единственное предложение, которого сербская сторона не выдвигала (по крайней мере, публично) - это вопрос о разделе Косово, с выделением из него нескольких сербских общин на севере. Не уточняли сербы и проблем статуса сербских общин в составе независимого Косово.
Словом, переговоры, несмотря на обширный спектр сербских предложений, проводились под девизом - "Aut Caesar aut nihil" - или все, или ничего.
В данном конкретном случае, это, по-видимому, означает ничего.
В настоящий момент, согласно заявлению представителя ЕС в дипломатической тройке Вольфганга Ишингера, одностороннее провозглашение независимости Косово стало "единственным возможным сценарием". В сущности, кроме технических вопросов (даты, когда албанцы пойдут на этот шаг, и порядка признания нового государства международным сообществом), остались лишь две важных проблемы. Это реакция на будущее провозглашение со стороны России и Сербии. Предпримет ли первая какие-либо шаги, кроме официального демарша, то есть, воспользуется ли прецедентом и признает независимость одного из непризнанных государств на территории Грузии или Молдавии? И, во-вторых, как быстро Сербия проглотит горькую пилюлю отделения 15% ее территории и продолжит (что неизбежно) диалог с ЕС. Если позиция России будет зависеть от руководства России, то поведение Сербии определится курсом ЕС, которое может подсластить эту пилюлю для Сербии, а может и прибегнуть к простому игнорированию, что непременно вызовет ослабление позиции правящей в Сербии коалиции. Ответы на эти вопрос даст время. Его у жителей Косово осталось крайне мало. Пока Западные Балканы замерли в ожидании.
http://stoletie.ru/slavyanskoe_pole/pered_okonchatelnim_resheniem.htm