Парижские погромы как плод пелагианской ереси

0
205
Время на чтение 3 минуты
Как сообщается, в пригородах Парижа начались - вернее, после двухгодичного перерыва, возобновились - беспорядки, организованные молодежью из бедных, главным образом арабских, кварталов. На этот раз они носят даже более жестокий характер - полицейские подвергаются обстрелам, уже произнесены вслух слова "гражданская война".

Некоторые усматривают у текущих беспорядков расовые или национальные, некоторые - религиозные причины; однако похоже на то, что в текущем французском кризисе проявляется определенный этический подход - а именно отрицание личной ответственности. В том, что человек совершает преступление, виноват не он; виноваты те, кто довели его до таких крайностей. "Отчаянные люди делают отчаянные вещи". Представление о том, что поведение человека определяется социальной средой, восходит еще к философии Просвещения, возникшей в XVIII веке, оно было глубоко присуще коммунизму, и теперь вполне еще живо в современной Европе.

Обеспечьте людям нормальные условия для жизни - и они будут вести себя хорошо. Если они ведут себя плохо, надо вкладывать больше усилий и денег в решение их социальных проблем. На практике это оборачивается верой в то, что беззаконие можно остановить, задабривая беззаконников; в самом деле, если буяны буянят в ответ на несправедливость, прекратите несправедливость - и буйство прекратится. Власти не столько стремятся подавить, сколько задобрить погромщиков - понять, чего не хватает этим людям, почему они ведут себя таким образом.

Этот подход, как я бы предположил, тесно связан с неверием в человеческую испорченность; в мировоззрении, котрое в христианской традиции ассоциируется с пелагианской ересью. Пелагий учил, что человек от природы добродетелен и не нуждается в сверхъестественной благодатной помощи для своего спасения. То же верование в человеческую добродетель популярно и в современном мире. Люди, как предполагается, достаточно добры и разумны, чтобы с ними всегда можно было договориться по-хорошему; это один из побочных эффектов мировоззрения, в котором нет иной надежды, кроме надежды на людей.

Как постхристианская ересь, этот подход повторяет христианское требование стремиться к миру; как ересь, он верит в то, что мир всегда достижим. Как отмечал Честертон, ересь стоит на частичной истине, выдавая ее за всеобщую. Мы обязаны стремиться к миру, и, во многих случаях нам удастся его поддержать. Мы обязаны избегать насилия и, во многих случаях - чаще, чем мы обычно думаем - нам удастся без него обойтись. Долг государственного деятеля - и любого гражданина - поддерживать мир и избегать насилия. Это частичная истина, дополняемая другой -

Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.(Рим.13:3,4)

Служение Богу совершает не только искусный политический деятель, миротворец, мастер соглашений и компромиссов, но и начальствующий с мечем, "страшный для злых дел". Фактически, они могут чего-то добиться, когда работают вместе, осознанно или нет поддерживая друг друга. Мартин Лютер Кинг, мирно победивший вековую несправедливость, действовал в условиях государства, которое поддерживало порядок и вязало как Ку-Клукс-Клановцев, так и "Черных Пантер". "Сила безоружной истины" была явлена в условиях законности и порядка, который поддерживали вооруженные слуги государства. Знаменитый миротворец Махатма Ганди мирно действовал против колонизаторов под покровом колонизаторской же государственности, и когда эта государственность утратила силу, он ничего не смог поделать с разразившейся сразу после этого колоссальной резней.

"Диалог в обстановке уважения" между различными социальными и этническими группами возможен, когда начальствующий со своим мечем эффективно подавляет беззаконное насилие. Там где насилие можно чинить безнаказанно, никакой диалог невозможен; возможна только эскалация насилия. Буяны, нигде не видя устрашающего меча (или видя только смехотворный поролоновый меч), будут возрастать в наглости, граждане, чтобы защитить свое достоинство и имущество, наконец сорганизуются и начнут давать буянам отпор - со всеми злоупотреблениями, сопровождающими такую народную самодеятельность.

Люди недостаточно добры и разумны, чтобы поддерживать мир в отсутствии вооруженного принуждения к миру. Весьма возможно, что арабские жители Франции сталкиваются с серьезными проблемами, и властям следует принять меры для их разрешения. Однако в демократическом государстве у людей есть возможность заявлять о своих проблемах и добиваться их разрешения мирными и законными средствами - создавая политические партии, выдвигая кандидатов в парламент, проводя мирные манифестации и т.д. Причина, по которым молодые арабы выбирают немирные и незаконные формы протеста - за них не наказывают.

Люди начнут решать проблемы мирными и законными путями, когда им четко покажут, что немирные и незаконные пути во первых, бесплодны, во вторых, сурово наказуемы. Люди ведут себя цивилизовано, когда нецивилизованное поведение жестко пресекается. Цивилизация, мир и законность не удерживается на одной доброй воле людей. Все это ограждается мечем начальствующего - мечем, который он не смущается время от времени пускать в ход.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2539
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии