Почему общество, подобное саудовскому, склонно наказывать жертву? Преступление женщины, которая говорит о том, что она подвергалась насилию, состоит в том, что она разрушает фасад. Там, где людям важно осознавать себя членами благочестивого общества, глубоко приверженного установлениям своей религии, женщина, жалующаяся на насилие, вопиет об обратном - вы грешное общество, ваши притязания чистоту фальшивы. Именно в этом состоит ее преступление, которое должно быть сурово наказано. Она разрушает веру людей в их образ жизни.
Собственно, грех, разврат и преступление существуют в любом обществе - общество состоит из людей, а, по свидетельству Пророка, лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено (Иер.17:9). Однако отношение к язвам общества может быть разным - мы можем признать, что мы общество, погрязшее в беззаконии, назвать происходящее у нас зло своим именем и открыто противостать ему. Мы можем настаивать на том, что таких отвратительных вещей у нас нет и быть не может, а те, кто говорит об их существовании - враги, которых надо подавлять. Саудовское или, по аналогичным сообщениям, пакистанское общество следует именно этим путем; мы можем вспомнить и наш собственный опыт - в СССР официально не существовало ни наркомании, и проституции, ни дедовщины в армии, ни многих других явлений. Все знали, что они есть, но тот, кто говорил об этом слишком громко, нарывался на неприятности.
Христианский подход к общественным язвам, подход, обозначенный уже у пророков, противоположен - наше общество действительно испорчено, мы действительно народ грешный, народ обремененный беззакониями (Ис.1:4). Исправление нравов начинается с признания того, что они весьма нуждаются в исправлении; никакое улучшение в общественной жизни невозможно без признания того, что она плоха и обозначения того, что именно в ней плохо. И на уровне отдельной личности, и на уровне общества Евангелие призывает нас исповедать наши грехи и приложить усилия к исправлению. Замалчивание общественных пороков, и, тем более, враждебность к тем, кто замалчивать их не хочет или не может, подход как нехристианский, так попросту бессмысленный - зло не исчезает благодаря запрету его называть; напротив, именно в тени оно и разрастается хуже всего.
Но вернемся в нашу страну. Святейший Патриарх Алексий Второй предложил создать Общественный совет по вопросам нравственности. Как сообщил Интерфакс, об этом он заявил 19 ноября на встрече с президентом России Владимиром Путиным. В интернете тут же появились испуганные отзывы - какой ужас, какой ужас, Церковь хочет ввести цензуру. Между тем, как мне уже доводилось писать, люди путают - умышленно или нет - политическую и нравственную цензуру. Нравственная цензура - недопущение на общедоступных телеканалах порнографии, непристойной брани, сцен жестокого насилия - практикуется и в странах, возводящих свободу слова в абсолют, например, в США. Порнография и тому подобное просто не имеет отношения к свободе слова. А определенные ограничения необходимы, видно из истории с мультсериалом "Веселые лесные друзья" ("Happy tree friends") который предлагает юным и взрослым телезрителям канал 2х2. Персонажи мультсериала - забавные зверюшки, обычные для детских мультфильмов - убивают друг друга разными мучительскими способами или претерпевают разные виды мучений и смерти; брызжет кровь, летят куски мяса, раздаются крики боли, и все это под веселенькое "мультяшное" звуковое сопровождение. Фанаты сериала, обсуждая очередную серию в интернете, говорят, что они давно так не смеялись.
У нормального человека такое зрелище способно вызвать тошноту, а никак не смех; но как средство воспитания подрастающего поколения сериал трудно переоценить. В самом деле, раз уж взрослые дяди с телеканала 2х2 считают, что чужие мучения и смерть это веселое развлечение, то чего бы и не поразвлечься. Я уже предвижу возмущенное возражение: да кто Вы такой, чтобы определять для всех остальных, что нормально, а что нет? Почему Вы беретесь предписывать другим, от чего они должны получать удовольствие, а от чего нет? Что за возмутительная интолерантность, догматизм, клерикализм и инквизиция! Что же, у меня есть серьезный аргумент в защиту моей позиции. Уголовная хроника. Люди, которых забавляет чужая боль и смерть, встречаются не только в интернете, но и на улицах наших городов. Люди, в том числе подростки, которым сорвали нравственные тормоза, которым позволили считать, что убийство - это очень весело, могут встретится мне или Вам, или кому-нибудь из наших близких. Если мы полагаем, что мы можем обойтись без понятия общеобязательной нравственной нормы, нас могут вернуть к реальности - и вернуть очень сурово. Мир без ясных представлений о правильном и неправильном - это мир, в котором очень опасно ходить по улицам.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2526