Жизнь и смерть соц-арта

0
277
Время на чтение 5 минут
Скоро на Западе узнают всю правду о Гельмане, Салаховой и отрезанных головах кроликов

На выставке "Соц-арт. Политическое искусство в России", открывшейся 21 октября в парижском La Maison Rouge, были представлены все поколения данного направления, в конце 1960-х рожденного творческим тандемом Виталия Комара и Александра Меламида. По мысли изобретателей соц-арта, он должен был стать оригинальной версией советского массового и концептуального искусства, сочетающей черты дадаизма и социалистического реализма.

Соц-арт воспринимался как эдакий "Крокодил" наоборот, поместивший в фокус иронии и гротеска не просто отдельные явления советской жизни, а советскую жизнь оптом, отраженную в зеркале идеологии. Кривом, разумеется. Столкнувшийся с произведениями Комара и Меламида как бы следовал через комнату смеха, где наблюдал собственную биографию, "трудовую жизнь страны", "советскую мораль" и т.д. под несколько иным углом зрения, который мгновенно обращал все эти явления в абсурд.

Попав за рубеж, соцарт Комара-Меламида плавно трансформировался в пост-арт, где в кофемолку абсурда угодила уже всеобщая история, культура, мифы народов мира... Комар и Меламид сумели донести до западного зрителя неподражаемый дух советского студенческого перформанса, КВНа, и дух этот оказался настолько мощным, что вознес их на вершину мирового признания.

Собственно, дух КВНа и оказался тем искомым zeitgeist'ом, коего чаял contemporary-интернационал. Все эти биеннале, тематические выставки и серийные, лишь капелюшечку отличающиеся друг от друга акции, мгновенно унифицировались под влиянием мощной медиа-споры, напоследок брызнувшей из страны "развитого социализма". Если сетевая коммерческая структура обеспечила взрыв международного интереса к contemporary-art, то КВН оказался его принятой по умолчанию идеологемой.

В КВНе что главное? К Маслюкову не ходи - ответ известен. Массовость. А она при отсутствии четкой отборочной программы со стороны руководства, неизбежно ведет к снижению качества. По щелчку кнута кураторов стадушко "современных художников" бросается извлекать из себя импровизации на заданную тему. Кто-то волочет свои старые работы, более-менее смыкающиеся с главным слоганом, кто-то рождает дежурные откровения (в меру политкорректные, в меру - нет). Можно предлагать любые темы от религии до геополитики, можно экспонировать свой арт на любых площадках от Афин до Базеля, но результат повсюду будет однообразен, поскольку контингент "творцов" современного искусства уныло одинаков. Чем же он определяется?

Истовостью в исповедании незыблемых догм contemporary art. Для российского розлива их вообще только четыре и все они имеют к искусству весьма условное отношение:

Заповедь первая: "Ничего святого";

Заповедь вторая: "Россия - мишень N1";

Заповедь третья: "Помни, что твой зритель - идиот";

Заповедь четвертая: "Добавь порнушки, чтоб не пригорало".

Все четыре заповеди с лихвой воплощены куратором из Третьяковки Андреем Ерофеевым в отобранной им экспозиции, которая открыта для обозрения до 20 января 2008-го на той самой парижской выставке.

Ознакомившись с набором, упакованным Ерофеевым, министр культуры Александр Соколов, отреагировал единственно возможным для своего поста образом: "Если выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной". Однако давление медиа-общественности, заинтересованной в том, чтобы Россия была представлена именно так, оказалось сильнее. Теперь опусы "Синих носов" дружно сравнивают с "бульдозерной" выставкой на пустыре в Беляево 1974 года.

Хотя, объективно говоря, это больше напоминает посещение министром внутренних дел Н.А. Щелоковым весенней выставки на Малой Грузинке в 1977-м... В основе промоушена дип-арта [1] 1970-х, так же как и в нынешнем пропихивании креатур Гельмана и Салаховой на Запад, лежала старая добрая провокативность. Есть, правда, существенная разница, и она не столько в пропорции давления между первой властью и властью четвертой. Она - в качестве материала.

Произведения Оскара Рабина или Виталия Линицкого (при всем различии творческих установок) все-таки отличало прекрасное владение кистью, глубокий художественный и философский контекст, а шедевры "Синих носов" с группой "ПГ" повторит любая девочка, знакомая с компьютерной программой MSPaint и любящая пощелкать с мобильника. Если проекты Комара и Меламида - это КВН, но КВН качественного советского ВУЗа, то соц-арт в версии Ерофеева - это КВН "кромешной путяги" из аниме-сериала "Sakigake!! Cromartie High School". Между тем, судя по отчаянной борьбе, которую ведет за своих любимцев Андрей Ерофеев, им должно быть уготовано не менее блестящее будущее, чем судьба мэтра Ильи Кабакова. В плане финансового подъема, конечно. Кабаков, все-таки, художник - в отличие от ПГ.

Пока же "синих носов" встраивают в хвост уходящего соц-арта, хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь. Насколько можно понять из нечленораздельного "му-у", поднятого антисоколовским лобби, оно наивно полагает, будто цензура существует лишь в пределах так нелюбимой ими России.

Корни этого убеждения высоко. Одной из самых влиятельных покровительниц вторжения "контемпорари" в госмузеи является Айдан Салахова, дочь известного советского арт-магната Таира Салахова. Она пока еще входит в состав Общественной Палаты РФ. Основной функцией Палаты является экспертиза принимаемых законопроектов. Единственным фактором, позволявшим до сих пор хоть как-то сдерживать напор контемпорари-тусовки на госбюджет, было отсутствие экспертного совета по данному направлению, что позволяло здравомыслящим работникам Минкульта и музеев давать им от ворот поворот. В этом плане кандидатура А.Т. Салаховой, успевшей за рекордно короткий срок вырасти из "одалиски авангарда" до доцента Суриковского училища и (с этого года) до действительного члена, члена Президиума и академика-секретаря Российской Академии Художеств, безальтернативна. Надо думать, в ближайшее время, таковой совет будет сформирован и кому как не ей, его возглавить?! Вполне вероятно, что спровоцированный Ерофеевым скандал, призван запустить механизм по созданию такого органа при Минкульте или, на худой конец, при федеральном комитете М.Е. Швыдкого (ФАКК).

С цензурой для "контемпорари", нежно лелеемого Айдан Таировной, на всем постсоветском пространстве можно будет тогда попрощаться. Ведь академик Салахова до сих пор с гордостью вспоминает о проведенной ею в 2004 году выставке Наталии Эденмонт. Эта шведка ялтинского происхождения собственноручно умерщвляла кошек, крыс и кроликов для своих фотоколлажей. Отрезала головы, другие части тела. Не из живодерства, понятно. Ну, что вы?! Ради искусства современного, ведь "если промедлить, глаза питомцев начинают стекленеть и пропадает эффект живости и свежести", - откровенничала Эденмонт, против которой уже шесть раз защитники животных возбуждали судебное разбирательство.

Думается, что тогда любая критика подобных произведений будет приравниваться к "экотерроризму", и защитникам животных в России придется совсем не сладко. Ведь Салаховой с Гельманом, несмотря на усердно раздуваемый имидж "гонимых", живется более чем вольготно.

Однако про заграницу с подобным арт-багажом придется забыть. Там, особенно в государственных галереях, "телега" про "экотерроризм" не прокатит. И оправдываются там на самом высоком медиа-уровне даже не за отрезанные головы кроликов, но и за невинные шубки из лисьего меха. Счастье наших "гонимых" контемпорари-артистов, что далеко не все их подвиги известны западной художественной общественности. И далеко не все связи. При столь бурной активности, это вопрос времени.

Так что с экспертным советом следует поторопиться, Dr. Salakhova.



[1] Cм. подробнее в статьях историка искусства Андрея Ковалева "Новый Карфаген" и "Dip-art: Deep Art of the Cold War".

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=6554
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Владимирович Багдасаров
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи Роман Владимирович Багдасаров
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06