Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех
(Дни памяти ст.ст.: cентябрь 6, ноябрь 8)
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
(По материалам сайта "Православный календарь")
Протоиерей Николай Погребняк
Чудо в Хонех: история и святыни
Три четверти века минуло с того дня, когда в Московском Кремле был, как записано в одном из свидетельств, - "без лишнего шума стерт с лица земли" (взорван!) - один из интереснейших памятников российской истории - Чудов монастырь.
Что же представлял собой монастырь, история и само название которого напоминали о чуде Божием - "знаменательном явлении благодатной силы Божией, приспособленном к общему пониманию"? Архангело-Михайловский Алексиевский Чудов монастырь находился в Московском Кремле близ Малого дворца. Основал его в 1365 г. Митрополит Алексий на месте ханского конюшенного двора, подаренного святителю ханом Джанибеком в знак благодарности за чудесное исцеление от слепоты и беснования жены хана Тайдулы. В Орду Митрополит Алексий ездил в августе 1357 г. Сохранившийся ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю, освобождал Русскую Церковь, молящуюся за ханов, от даней, поборов и насилий со стороны светских властей. На месте первоначальной деревянной церкви, заложенной еще самим святителем, был в 1501 г. построен, и в 1503 г. освящен каменный соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Первоначальные росписи пострадали от нескольких пожаров, последняя роспись и иконостас были сделаны после пожара 1626 г. Чудов монастырь стал любимой обителью Митрополита Алексия; там он и был погребен. До 1680 г. в соборе пребывали мощи святителя Алексия (позднее они были перенесены в специально построенную Алексиевскую церковь, а после уничтожения монастыря - в Архангельский собор, откуда в 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I переданы в Елоховский Богоявленский Патриарший собор).
Чудов монастырь как ставропигиальный издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении Митрополитов, а затем и Патриархов Всероссийских. В XVI-XVII вв. он был известен под названием Великой Лавры. В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в нем учреждили кафедру Московского архиерея. С 1775 г. к Чудову монастырю был приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До екатерининского указа 1764 г. о секуляризации церковных недвижимых имуществ монастырю принадлежало около 18 600 душ крестьян по разным губерниям, несколько подворий в Москве. Принадлежал обители и Малый Кремлевский дворец, местопребывание настоятелей - Московских Митрополитов, но в 1818 г. после рождения в нем великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), его причислили к Дворцовому ведомству.
С XVI в. Чудов монастырь был центром духовно-научного просвещения в России. Здесь жили преподобный Максим Грек, архимандрит Павел, управлявший потом Патриаршим престолом, ученый иеромонах Евфимий и другие. При Патриархе Филарете в монастыре учредили Греко-латинское училище, называвшееся Патриаршей школой. Многие иноки Чудова монастыря занимались переводом книг Священного Писания на славянский язык, здесь производилось и исправление церковных богослужебных книг по греческим подлинникам, преимущественно Арсением Греком и Епифанием Славинецким.
Чудов монастырь служил также и местом заключения русских иерархов и других исторических деятелей: тверского епископа Евфимия, участника Флорентийского собора Митрополита Исидора, князя Василия Ивановича Патрикеева. В Чудовом монастыре самозванцем Лжедмитрием был заточен и скончался мученической смертью от голода священномученик Патриарх Ермоген (кстати, сам Григорий Отрепьев был чернецом Чудова монастыря в 1600-1605 гг.). Святитель Геннадий Новгородский находился здесь на покое; похоронили его под спудом, в гробнице святителя Алексия; после разорения монастыря останки святителя Геннадия были утрачены.
С 1904 г. вплоть до революции наместником Чудова монастыря был архимандрит, впоследствии епископ Арсений (Жадановский), превративший обитель в центр духовного просвещения для всей Москвы. В последние годы своего пребывания в монастыре при содействии известного миссионера И.Г.Айвазова он затеял выходившее в десятках тысяч экземпляров и распространившееся по всей России издание для народа под названием "Лепта обители святителя Алексия".
28 октября 1917 г. до Москвы докатилась революционная смута. На улицах лежали убитые и искалеченные люди; ни днем, ни ночью не прекращалась стрельба. Кремль, где находилось незначительное количество офицеров, казаков и наспех мобилизованных студентов, осадили революционные отряды. Участники проходившего тогда в Москве Поместного Собора, стремясь предотвратить братоубийственную бойню, вели переговоры с военно-революционным комитетом. Собор обратился с воззванием не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу во имя спасения дорогих всей России находящихся в нем святынь. Но в ночь на 3 ноября, когда начался штурм, братия Чудова монастыря во главе с настоятелем епископом Арсением, вместе со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, и архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) собралась для молитвы в церкви священномученика Ермогена, куда были перенесены и мощи святителя Алексия. Все исповедовались, причащались Христовых Таин, и, наверное, особенно актуально звучали в эту страшную ночь слова молитвы к Архистратигу Михаилу: "О грозный воеводо Небесных сил, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче! Сохрани ны от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертного..." А ужас смертный был совсем рядом: во время обстрела снаряды попали в митрополичьи покои Чудова монастыря, причем один из них взорвался через минуту после того, как оттуда вышел митрополит Вениамин. На рассвете 3 ноября Кремль был захвачен революционными отрядами; начались аресты, самосуд и расстрелы на месте...
С переездом в Кремль советского правительства монахов Чудова и Спасского монастырей с помощью латышских стрелков, как свидетельствовал комендант Кремля Мальков, по прямому указанию Ленина выгнали. В 1919 г. в монастыре разместился кооператив "Коммунист". В 1922 г. под предлогом изъятия церковных ценностей из Чудова монастыря вывезли более 57 пудов серебряных предметов. Собор был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. - потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они "нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора". Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены.
Но кое-что спасти удалось: часть сокровищ Чудова монастыря поступила в Государственный исторический музей, фрагменты фресок и несколько икон попали в Третьяковскую галерею.
Вспоминая историю праздника, которому была посвящена обитель, начинаешь понимать, что двигало "воинствующими безбожниками" при разрушении Чудова монастыря. Шестнадцать веков отделяют вандалов новейшего времени от фригийских язычников, задумавших разорить храм Архистратига Михаила в Хонех, - но в обоих случаях очевидно их желание уничтожить свидетельство чуда Божия.
Кратко изложим историю праздника по Житиям святых. События относятся к IV в. Житель города Лаодикии в память об исцелении дочери построил в Колоссах, возле целебного источника, храм в честь Архангела Михаила. При храме жил пономарь Архип, примером своей богоугодной жизни и проповедью о Христе многих обративший к истинной вере. Язычники в своем озлоблении на христиан вообще, а в особенности на Архипа, задумали одновременно уничтожить храм и верного служителя Христова: два стремительно текущих с горы потока они пытались запрудить и направить массы воды на храм. Святой Архип усердно молился Архистратигу Божию о предотвращении бедствия, и чудесно явившийся у храма Архангел ударил огненным копьем в склон горы. Образовалась глубокая расселина и вода, пройдя подземным руслом, вырвалась наружу ниже храма, нимало не повредив его. Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали; место, где совершилось чудо, получило название Хоны, т. е. "расселина". Избавленный от смерти Архип неотлучно оставался при храме и мирно скончался в старости; похоронили его в Хонех близ храма, где он удостоился быть свидетелем преславного чуда Архангела Михаила.
В славянских минеях начиная с XI-XII вв. на 6 сентября Воспоминание чудесе св. Архистратига Михаила в Хонех содержит канон Иосифа Песнописца, стихиры Иоанна Дамаскина, но в них нет упоминаний непосредственно о событии в Хонех. Греческие минеи содержат два канона преподобного Иосифа.
Древние Прологи и Месяцесловы содержат сказания о Чуде в Хонех. Святитель Макарий в свои Великие Минеи Четьи включил "Повесть откровения преподобного отца нашего Архиппа"; Слово похвальное Архистратигу Михаилу; Чудо Архистратига Михаила во Святей горе. Память преподобного Архипа 6 сентября указана в первом славянском печатном Уставе (иерусалимской редакции), в рукописных и печатных святцах начала XVII в. Службы преподобному Архипу в Минее нет.
Архиепископ Сергий (Спасский) в своем "Полном месяцеслове Востока" сообщает также следующее. В Деяниях святых, собранных болландистами (Acta Sanctorum, Sept. VIII, 38), приводится исследование о чудесах в Хонех и на горе Гарганской. Древнегреческие и римские авторы: Геродот (V в. до Р.Х.), Плиний, Страбон (жившие в начале I в.), - говорят о том, что река Ликос, бравшая начало на горе Кадмос, входила при Колоссах в расселину земли и через пять стадий опять выходила наружу и впадала в Меандр. Посему издатели Деяний полагают, что чудо состояло не в том, что вновь явилась расселина, ибо она была еще до Рождества Христова, но в том, что воды, вдруг накопившиеся пред расселиной, их не вмещавшей, угрожавшие храму архистратига Михаила, удержаны были архангелом, или расширена была им самая расселина. Очень вероятно, что злобные враги соединили с Ликом (Ликосом) другую реку, о которой говорит Страбон и которая носила имя горы Кадмоса, а после Куфоса. По сказанию о чуде можно видеть, что храм находился вне Колосс и что была другая река Хрисас. Что касается до переименования Колосс в Хоны, то известно следующее: на VI Вселенском Соборе 692 г. значится имя епископа Колосского, а на VII Вселенском Соборе 787 г. - имя Досифея, епископа Хонского. Впрочем, на сем основании нельзя утверждать, что переименование произошло не ранее VII или VIII в.; оба имени могли быть безразлично употребляемы в древности. Cwnh, воронка для излияния реки или рек. Из повествований о чуде в Хонех одно приписывается Сисинию, а другое самому Архиппу; но они оба согласны между собою. Под Сисинием издатели разумеют не Константинопольского Патриарха, но одного из восточных епископов, может быть, Иерапольского, а в принадлежности другого сказания самому Архиппу сомневаются и вообще сие событие относят к последующим векам, более отдаленным от апостольского, чем показано в сказании. Но благоговейное почитание ангелов во Фригии, простиравшееся даже до сверхдолжных пределов, современно еще апостолу Павлу, который за то и обличал колоссян (Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом - Кол. 2:18). Феодорит, объясняя это место апостола, говорит: "Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон. Приверженность эта долго держалась во Фригии и Писидии. Поэтому собор, сошедшийся в Лаодикии Фригийской, законом воспретил молиться ангелам (правило 35, т. е. как богам!). Но в тех и сопредельных тем местах и доныне можно видеть храмы святого Михаила". К повествованию о чуде в Хонех св. Димитрий присоединил из римских источников сказание о чуде архангела Михаила на горе Гаргане в Италии. Оно было 8 мая. В древнейших римских мартирологах 29 сентября показано освящение церкви архангела Михаила на горе Гаргане. По Деяниям святых явление Архангела Михаила епископу Сипонтскому Лаврентию было около 520-540 гг. Гора Гарган упоминается у древних христианских писателей: Страбона, Мелы, Виргилия и других. Чудо Архангела Михаила на Афоне в монастыре Дохиар, основанном св. Евфимием в IX в., описано в Афонском патерике. Два повествования о чуде в Хонах см. Analecta Boll. VIII, 289-316. По свидетельству А.Норова ("Путешествие по семи Церквам, упоминаемым в Апокалипсисе"), Хоны не одно и то же, что Колоссы, но находились близ Колосс.
Как бы то ни было, Священное Предание удержало память о Чуде в Хонех, не вводя в богослужебный обиход песнопений, посвященных непосредственно самому событию, но особо прославляя предводителя Воинства Небесного общими стихирами и канонами. Самому событию в Хонех были посвящены не только сказания, включенные в Прологи и Четьи минеи, но и достаточно часто встречающиеся иконы. Иконография Чуда в Хонех в Византии сложилась полностью к Х в. С этого времени по сути она уже не менялась, будучи единообразной для всего православного мира - как греческого, так и славянского. Как самостоятельный сюжет она встречается в клеймах икон Архангела Михаила и в книжной миниатюре.
В Киевской Псалтири 1397 г. иллюстрация на сюжет Чуда в Хонех помещена при 92-м псалме: на вершинах двух высоких скалистых холмов язычники пытаются направить потоки воды на выстроенную внизу церковь в честь Архангела. Архистратиг Михаил ударяет жезлом в камень и уводит потоки в глубь земли; преподобный Архипп взирает на чудо у стен воздвигнутого над источником храма. Надпись: Еже в Хонех чудо Архистратига Михаила. Художник очень кстати вспоминает и изображает Чудо в Хонех, когда молитвою преподобного Архиппа церковь была спасена Архангелом от потопления водами - в 92-м псалме говорится о реках, возвышающих свои волны, и о силе Господа, которая способна их укротить: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (Пс. 92:3-5).
Посмотрим, что говорят об иконографии Чуда в Хонех иконописные подлинники: "Воспоминание преславнаго чудесе святаго Архистратига Михаила, еже бысть в Хонех. И преподобнаго отца нашего Архиппа пономаря. Михаил стоит пред церковию, скипетром ударив в камень; церковь каменна о едином версе. Архипп пономарь подобием стар, сед, плешив, брада аки Иоанна Богослова, и власы на главе таковыж, риза преподобническая, гора у церкви празеленная, а другая вохра, и с обоих гор реки текут в место в камень, который лежит у дверей церковных, а на горе люди ломают гору, и роют лопатами, копорулями и ломами; в Минеи Четьи: "преподобный Архипп пономарь, поживе 70 лет, одежда его два вретища, едино убо ношаше на теле, другим же покрываше одр свой, иже бе острым каменем постлан".
В.Д.Фартусов, учитывавший в своем "Руководстве к писанию икон угодников Божиих" многочисленные иконописные подлинники, приводит следующие подробности. В Малой Азии близ Иераполя, над источником воды, исцелявшим больных, была построена малая каменная церковь во имя Архангела Михаила (вероятно, - с плоской крышей, как все постройки на Востоке). В ней был служитель по имени Архипп; он подвизался в молитве, трудах и посте, вкушая пищу раз в неделю, да и то только зелень, а не хлеб. По подлиннику - он старец лет семидесяти, худой, бледный, плешивый, с большой бородой; носил убогое вретище (т. е. грубый мешок с прорезями для головы и рук), подпоясанное веревкой. Церковь, где он был служителем, стояла вблизи высокой горы, с которой устремлялись две реки и протекали в полуверсте от церкви, сливаясь в одну реку. У самого алтаря церковного находился огромный камень; от него язычники прорыли канаву с целью затопить ненавистную им христианскую церковь с целебным источником. Когда они уже спустили плотину и вода бурно ринулась по прорытой канаве, внезапно явился Архангел Михаил в образе человека, блистающий. Он поставил преподобного Архиппа по правую руку от себя и ударил о камень жезлом, бывшим у него в руке. В камне явилась глубокая расселина; по повелению архангела вода, шумя и пенясь, устремилась в нее и вышла на поверхность земли уже в другом месте за версту от церкви и там образовала реку. Язычники, стоявшие на горе, влево от церкви и ожидавшие потопления святого места, увидев чудо, окаменели от страха. Так Бог посрамил их нечестивый замысел.
Наиболее древней нашей иконой считается "Чудо в Хонех", написанная на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) - ранее выносной иконы XV в., принадлежащей ныне Третьяковской галерее. По-видимому, ближайшим прототипом этого произведения является икона "Чудо в Хонех" из афонского монастыря Хиландар, находящаяся ныне в Национальном музее в Белграде.
Икона конца XV в. из Русского музея восходит к иконографии XIII в.: два мощных светло-голубых полукружия рек вертикально низвергаются в центр пронзаемого жезлом Архангела Михаила камня и членят композицию пополам, образуя как бы две арки. Внутри левой изображен огромный, распластанный на плоскости Архангел Михаил; в правой - белый одноглавый храм, на фоне которого выделяется стоящий в молитвенной позе пономарь Архипп. Над ними помещены крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна; в ней наглядно выражены идея чудодейственной силы Первостоятеля Божественных чинов Архангела Михаила и необоримость веры Христовой. Текст надписи в нижней части иконы гласит: "Чудо Архистратига Михаила на месте, нарицаемом Хиротопа, идеже искипе святая вода силою Христовою, творяще исцеления недужным. Многие лики прихождаху, исцеляеми, вероваху Господу нашему Иисусу Христу, и крещахуся; и создана бысть церковь во имя св. Архангела Михаила над святою водою..."
Дополним эту надпись стихирой на Господи, воззвах: И вид твой огнен, и доброта чудна, Михаиле Первоангеле, невещественным бо естеством преходиши концы, исполняя повеление всех Творца, силен в крепости Твоей познаваемь, и источник исцелений храм твой соделовая, званием твоим святым почитаемый.
Уже в IV в. почитание Архангела Михаила было распространено не только в Малой Азии, но и в Константинополе. Византийские императоры видели в Небесных чинов наставнике и служителе славы Божественной Архистратиге Михаиле как своего военного покровителя, так и защитника от неверных столицы империи - Константинополя. Дольним всеизряднейше дался еси, Михаиле, ограждение и утверждение, и оружие, враги закалающее и потребляющее (песнь 1-я канона). Именно его, Небесных чинов наставника, христианом ходатая спасительного, - Архангела Михаила, - повелел изобразить император Михаил III Палеолог, когда в 1261 г. отвоевал у латинян Константинополь: бронзовая группа, изображала Архангела Михаила, которому император подносил модель освобожденного города.
В Константинополе и его окрестностях в разное время существовало до 40 церквей, построенных в честь Архангела Михаила, причем в одной только столице их насчитывалось более пятнадцати. Крестоносцы, помимо награбленных в Константинополе сокровищ, принесли в Западную Европу почитание Архангела Михаила; центрами этого почитания стали Monte-Gargano в Италии (Апулия) и Mont Saint-Michel во Франции (Нормандия).
Но особым почитанием пользовался Архангел Михаил на Руси, яко божествен проповедник, яко предстатель верных непостыден, заблуждших путевождь и наказатель (канон, песнь 3). Свидетельство тому - множество монастырей и храмов, сооруженных в его честь как на юге, так и на севере страны в XI-XIV вв. Назовем соборы Выдубицкого (1070-1088) и Михайловского Златоверхого (1108-1113) монастырей в Киеве, Михайловский монастырь в Великом Устюге (начало XIII в.). На Руси, как и в Византии, Архангела Михаила особо почитали князья: более половины посвященных ему храмов было сооружено в качестве придворных княжеских церквей. Уже в XIII в. известны и древнерусские изображения Чуда Архангела Михаила в Хонех: это клейма на вратах XIII в. в соборе Рождества Богородицы в Суздале. Добавим, что только в Московской епархии насчитывается около пятидесяти храмов в честь Архистратига Михаила. В годы воинствующего безбожия большинство из них было закрыто: новые язычники пытались "взять реванш" за Чудо в Хонех.
В IV в. язычники хотели уничтожить храм в Колоссах, сооруженный во свидетельство о чуде исцеления, - это им не удалось, и заступничеством Архистратига Михаила Господь явил новое чудо, вошедшее в Священное Предание под именем Чуда в Хонех. Построенный святителем Алексием в память о чуде исцеления Тайдулы монастырь вандалам ХХ в. уничтожить удалось. Но сегодня Господь являет новое чудо - чудо возрождения множества храмов и монастырей. И возрождают их дети и внуки тех, кто когда-то разрушал, принося тем самым действенное покаяние: Рекл еси, Человеколюбче, в Писаниих Твоих, множеству радоватися Ангелов на небеси о человеце едином кающемся (икос). Это общее наше покаяние стало сегодня знамением времени. Чудом, вошедшим в историю Церкви Христовой.
Источники и литература:
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984.
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Вздорнов Г.И. SunaxiV twn Arcaggelwu. - Византийский временник, т. 32. М., 1971.
Вздорнов Г.И. Исследование Киевской Псалтири. М., 1978.
Добиаш-Рождественская О.А. Культ святого Михаила в латинском средневековье V-VIII веков. Пг., 1917.
История Москвы в документах XII-XVIII веков. М., 1997.
Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Символика изображений и одеяний ангелов. - Православная икона. Канон и стиль. М., 1998.
Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Лаурина В.К. Икона "Чудо в Хонех" из деревни Камарицы. - Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник - 1982. Л., 1984.
Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М. - Афины, 1999.
Малков Ю.Г. Икона "Чудо Архангела Михаила в Хонех" из Национального музея в Белграде. - Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
Московский кафедральный Чудов монастырь. М., 1896.
Памятники славяно-русской письменности. Великие Минеи Четии. СПб., 1868.
Сорок сороков. Сост. Паламарчук П.Г. Т. 1 Кремль и монастыри. М., 1992.
(По материалам сайта "Московские епархиальные ведомости")
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46626&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)