Подпорка внешнего человека

0
188
Время на чтение 4 минуты
- А ты знаешь, что означают две змеиные головы на архиерейском жезле?.. Это символ Церкви, где одна голова означает белое духовенство, а другая - черное. Еще можно истолковать так, что одна голова - это иереи, а другая - архиереи. Мудрые церковные управители. Была еще третья голова - народ Божий... (из диалога в интернетном пространстве)

Говоря серьезно, изогнутые змеи на архиерейском посохе появились у нас со времен патриарха Никона в подражание греческому Востоку, где змий или дракон, попираемый Христом (или святыми) или пронзаемый крестом, весьма распространенный символ. И весьма древний. Поэтому неудивительно, что у древнего символа много истолкований. Змея действительно часто олицетворяет мудрость - вспомним слова Спасителя: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16).

Неудивительно, что символом архипастырства является жезл, вручаемый епископу при его хиротонии (рукоположении). Древние изображения Христа в виде Пастыря доброго представляли Его обычно с посохом. Когда Господь в беседе на Тивериадском озере трижды говорит апостолу Петру: "Паси овец Моих!", Он, по мнению церковных историков, возвращает ему пастушеский посох (а жезл - это торжественный вариант посоха), ставший в первохристианской общине знаком апостольского достоинства, утраченного Петром в ночь тройного отречения от Господа. От апостолов жезлы перешли с определенным духовно-символическим значением к их преемникам - епископам.

Значение это трояко: пастырство, проповедничество, странничество. Прообразом ариерейского жезла стал обычнй пастушеский посох - длинная палка с загнутым верхним концом (типа клюки),- широко распространенный с древности у восточных народов. Загнутой рукоятью пастух (по ц.-слав. пастырь) ловил отбившихся от стада овец, самой палкой направлял, погонял их - все в соответствии с латинской поговоркой про архиерейский жезл: "Загнутый верх привлекает, собирает; прямая часть правит, держит; наконечник казнит".

Длинный посох и помогает погонять овец, и облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил Моисей, пася стада своего тестя Иофора в стране Мадиамской. Именно его посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божьими - древними израильтянами. Явившись пророку в несгорающем кусте (Неопалимой купине) при горе Хориве, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5). Такая же сила была дана затем посоху Аарона. Своим жезлом Моисей разделил Чермное (т. е. Красное) море, чтобы Израиль мог пройти по его дну (Исх. 14:16). Им же Господь повелел источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17:5-6).

Пастырство неизменно включает в себя понятие о справедливом суде и духовном наказании. Именно это имеет в виду ап. Павел, когда говорит коринфянам: "Чего хотите? с жезлом прийти к вам или с любовию и духом кротости?" (1 Кор. 4:21). На посохе патриарха Московского Филарета - отца первого царя династии Романовых Михаила - было написано: " (жезл) правления, наказания, утверждения, казнения".

Евангелие указывает на посох как принадлежность странничества (о посохе как символе духовной опоры и действенной помощи Божией в жизненном странствии пишет еще псалмопевец Давид: "Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня" (Пс. 22:4) - поддержку, в которой не нуждаются, по слову Спасителя, апостолы, так как у них есть благодатная сила Господа Иисуса Христа (Мф. 10:10).

Посох - это духовна власть, данная Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божие, учить людей, вязать и решить (т. е. оставлять и разрешать, отпускать) грехи. Как обязательная каноническая принадлежность архиереев посох упоминается в Западной Церкви с V в., в Восточной - с VI в. Вначале форма епископского жезла повторяла пастушескую, с загнутым вниз верхним концом. Затем появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, - подобие якоря. По толкованию блж. Симеона, архп. Солунского, жезл "означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему... и находятся рукоятки... как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу".

История архипастырского посоха не обошлась без влияния византийской императорской обрядности. Новоизбранный патриарх Константинопольский получал свой посох во дворце из рук царя (как и патриархи в России в XVI-XVII вв.; а епископы, в свою очередь, - от патриархов). И по устройству жезл, за исключением верхней части, был похож на царский: гладкий, серебряновызолоченный, красивый. В XVII-XVIII вв. жезлы покрывались драгоценными камнями, сканью, финифтью, украшались резьбой по дереву, кости, металлу со священными изображениями (впрочем, нужно иметь в виду, что парадный богослужебный жезл существенно отличается от повседневного, употребляемого при архиерейских выходах). Игуменские посохи (а жезлы вручались также игуменам и архимандритам в знак власти над монашеской братией) и на греческом Востоке, и у нас были скромные: гладкие, без "яблок" (перехватов) обычно черного цвета, типа клюки или с простой поперечной рукоятью, увенчанной крестом. На такой посох удобно облокотиться во время долгих служб.

Особенностью русских архиерейских жезлов (с сер. XVII в.) является сулок - два платка, вложенных один в другой и прикрепленных к верхней части архиерейского и архимандричьего посоха. А. Л. Дмитриевский считал, что сулок имеет функциональное назначение - защитить руку иерарха от холода при зимних богослужениях на морозе. По другому объяснению, происхождение этого элемента, приобретшего ныне сугубо декоративное значение, имеет в основе религиозно-психологические причины: с развитием чувства святости в отношении к богослужебным предметам брать посох голой рукой стало казаться таким же святотатством, как брать диакону или священнику рукой святое Евангелие. Сегодня жезл без сулка - исключительная привилегия патриарха. Также особенностью патриаршего богослужения является право патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских врат.



Использованные материалы:
1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Изд. 2-е (М., 1992)
2. http://st-sobor.belnet.ru/New_proekt_nariad3.html

http://www.taday.ru/text/70371.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06