Чтобы хвалить объективно, человек фактически должен научиться дышать в стихии объективности. Он должен хорошо знать, что речь идет не о субъективной "любезности", личном "удовольствии" или собственном "наслаждении", а о реальном качестве деяния, стихотворения, сонаты и т. д. Мир полон случаев, когда добротно-совершенное людям "не по вкусу", а дурное и мелкое пользуется "большим успехом". И вот объективная похвала говорит не о субъективном "удовлетворении" или "удовольствии", а о действительно добром отношении. Совсем не похоже на: "Ах, это доставило мне большое удовольствие", скорее: "это хорошо", "значительно", "самобытно", "совершенно", возможно - "прекрасно, истинно, справедливо".
Пусть еще или уже нет аплодисментов - деяние говорит само за себя; "труд хвалит мастера", будь мастер даже еще более скромным или вовсе смиренным. Объективная похвала исходит как бы из самого деяния, а говорящий похвалу выступает лишь как представитель деяния.
Разумеется, он должен обладать известной компетентностью и силой суждения в соответствующей области. Хвалящий сапожник, который мерит всех на свой аршин, должен быть готов к расспросам о причинах его похвалы. Тогда его разоблачат по его запутанным, бессвязным, пустым речам. Впрочем, те, кого хвалят, очень редко склонны детально расспрашивать выражающего хвалу; но завистливые соперники - эти часто смотрят в корень...
Искусство объективной похвалы требует еще и многого другого. Так, похвала должна - внутренне и внешне - быть выше скрытого и утонченного эгоизма, умения делать комплименты. Произносящий хвалу должен держаться, подобно приверженцу идеи - искренне, убежденно, от всего сердца; однако быть свободным от всякой аффектации, от всякой позы, без всяких ужимок и речей. У него должна быть одна цель - истина; ему надо не милости хвалимого и не славы "первооткрывателя", который старается вытащить на свет новое дарование. Объективность скромна; объективная похвала дышит целомудрием. Она коротка; она знает, что ее сила рождается из духовной глубины и не требует жеманства. Порою все зависит не от того, что, собственно, сказано, а от того, как это сказано. Часто довольно одного взгляда; возможно, слеза на глазах скажет больше любого краснобайства...
Однако все происходит совершенно по-особому, когда имеешь дело с великим человеком. Тогда надо всегда считаться с тем, что он живет в объективности и обладает чувствительностью, которая часто переходит в ясновидение; что он тонко чувствует всякую разумную лесть, неискренность, искусственность, аффектацию и - презирает их; что ему немного нужно, чтобы многое понять; что он точно знает, как следует толковать его деяние или его труд; что он, наконец, знает себе цену.
И если все это принять во внимание и взвесить, то понимаешь, что объективная похвала скрывает в себе претензию - "я также один из объективных и вместе с вами могу сказать решающее слово", и духовная зрелость и искусство предполагают творческий такт, тонкое чувство меры и формы, объективно-критический дар.
Возможно, поэтому так редко слышишь объективную похвалу. Кто не способен на это, тот застревает в необъективных любезностях; а кто способен, тот часто воздерживается - из скромности. Ибо атмосфера великой вещи делает человека скромным.
http://www.pravmir.ru/article_2294.html