Открывший вечер-встречу генерал-майор Виктор Батмазов тезисно изложил основные задачи, принципы и виды морально-психологического обеспечения боевых действий соединений и частей ВС РФ, перечислил привлекаемые в войсках для достижения этих целей силы и средства, ответил на ряд вопросов участников "Боевого содружества". Но этим дело не ограничилось. В частности, поясняя суть процесса проведения инструктажа личного состава, заступающего в караул, генерал Батмазов предложил, что называется, воочию увидеть ряд фрагментов работы российских военных психологов с караульными (практическое занятие на базе российского караульного городка полевого лагеря "Мирной миссии-2007" состоялось днем позже. - Прим. авт.).
В ходе многостороннего диалога "Боевого содружества" выяснилось, что бывшие союзные республики, а ныне суверенные государства предпочли не ломать наработанные еще в Советском Союзе испытанные временем и не единожды оправдывавшие себя как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов каноны войсковой морально-психологической работы. Выступившие на вечере-встрече представители Казахстана, Узбекистана и Таджикистана рассказали, что параллельно с развитием в их вооруженных силах уже имеющегося опыта "гуманитарной" работы с личным составом воспитательные структуры военных ведомств этих государств продолжают заимствовать лучшее из современных наработок российских коллег.
Вот почему на этом фоне всем было интересно узнать, как же строится идеолого-воспитательная работа в воинских коллективах у нашего ближайшего соседа - в войсках Народно-освободительной армии Китая.
- Если рассказывать о системе морально-психологической подготовки в НОАК применительно к участию в "Мирной миссии-2007", то мы стремимся воспитывать воинов Китая в духе наращивания дружеских отношений и взаимопонимания с товарищами по оружию и единомышленниками в вопросе совместной борьбы с проявлениями терроризма, - пояснил в своем рассказе генерал-майор Ли Вейпин.
Если же говорить в целом о направленности существующей линии психологической борьбы в армии Поднебесной, то, по словам генерала НОАК, активно исповедуется учение одного из древних китайских мыслителей: побеждать врага без применения силы. Иначе говоря, сделать все возможное, чтобы громить противостоящую силу без военного соприкосновения. Этот метод в ходе достижения поставленной цели в современной китайской армии считается вершиной военного искусства. Именно в таком духе и воспитывается сегодня личный состав НОАК.
В качестве примера генерал Ли Вейпин привел один из финальных моментов разгрома гитлеровской Германии, когда на подступах к Берлину Георгий Константинович Жуков сделал ставку в том числе и на психологическое воздействие на противника, задействовав в ходе атаки в темное время суток свыше сотни мощных прожекторов и механические сирены, что в свою очередь принесло желаемый результат на этапе прорыва глубоко эшелонированной и хорошо оснащенной огневыми средствами обороны гитлеровцев.
"Надо поднимать боевой дух солдат путем поднятия самого боевого духа, - глубокомысленно заключил свое выступление генерал-майор Ли Вейпин. - А это направление достигается лишь в том случае, когда ведется широкомасштабная работа по патриотическому воспитанию личного состава. В Народно-освободительной армии Китая этому придается огромное значение".
Кстати, в ходе "Боевого содружества" об усилении воспитательной работы в войсках за счет всестороннего изучения "исторических корней и национальных традиций" говорил и офицер вооруженных сил Республики Узбекистан Джамшед Хасанов. После окончания вечера-встречи я попросил майора Хасанова пояснить, как используют в своей работе узбекские войсковые воспитатели те самые "исторические корни и национальные традиции".
- Всем известно, что на российском Кавказе отношение к своему национальному прошлому, сложившимся традициям проживающие там народы хранят достаточно трепетно, - рассказывает Джамшед Хасанов. - Точно так же и у нас, в Узбекистане, на протяжении веков основополагающим в процессе воспитания молодежи остается сохранение памяти о национальных корнях. Но здесь надо сделать акцент на том, что любовь к Родине, патриотизм в душе следует развивать, увы, не в армии, а с детства. Взрослому 18-20-летнему парню уже поздно объяснять, "что такое хорошо и что такое плохо". В гражданине этап начального формирования мировоззрения должен происходить с младых ногтей. Что, собственно, и делается сегодня в Узбекистане.
У нас в образовательных учебных заведениях пока нет кадетских или иных классов военно-патриотической направленности, как в России. Но у нас за каждым классом закреплены кураторы, ведущие уроки, методические часы по национальной культуре, патриотическому воспитанию. Поэтому в вооруженные силы республики молодые люди приходят со сформировавшимся идеологическим багажом. Я говорю об этом так уверенно, потому что у самого двое детей - школьники. Общаясь с ними, я вижу, что в своем возрасте они уже свободно ориентируются в вопросах, которыми мы занимались на заре становления узбекской армии. И это, надо сказать, серьезное достижение. Потому что на данном историческом этапе нашим армейским воспитателям уже не надо работать "с чистого листа", тщетно пытаясь в считанные месяцы воспитать патриота.
Под занавес вечера-встречи "Боевое содружество" российские войсковые воспитатели представили участникам мероприятия поставляемые в Вооруженные Силы РФ новинки ТСВ, задействованные в пропагандистской, культурно-досуговой и воспитательной работе с личным составом: уникальный полевой автоклуб ПАК-2007 с перевозимым безаналоговым каркасным кинотеатром, походную дивизионную автотипографию и "интеллектуальную" звуковещательную станцию ЗС-96.
http://www.redstar.ru/2007/08/17_08/3_01.html