С чем же связаны упования Ватикана? "Велика моя радость за вашу верность Христу и Церкви, которую вы проявляли даже перед лицом страшных страданий, - пишет в своем послании Бенедикт XVI. - И все же некоторые аспекты вашей церковной жизни вызывают у меня обеспокоенность". В эпоху Мао Цзэдуна и "культурной революции" в КНР Католическая Церковь, как и другие религиозные организации, подвергалась гонениям. Теперь же коммунистический режим сменился гибридной системой, в которой сам коммунизм играет роль официальной идеологии, а экономически Китай движется в сторону агрессивного капитализма. И Понтифик предлагает Пекину содействовать преодолению раскола, в свое время навязанного китайским католикам коммунистическими властями.
В 1951 году Пекин разорвал отношения с Ватиканом после того, как Папа Пий XII признал независимость Тайваня. До сих пор статус Тайваня - камень преткновения между КНР и Святым Престолом. Тогда же, в 50-е годы, китайские власти попытались подчинить себе Католическую Церковь в стране. При их участии была образована так называемая Китайская католическая патриотическая ассоциация (ККПА), не подчинявшаяся Ватикану и Папе и даже посвящавшая епископов без его ведома. Большинство из примерно 10 млн. китайских католиков не признали "патриотов", долгое время подвергались преследованиям и до сих пор ведут фактически подпольное существование.
Бенедикт XVI чтит память жертв репрессий и даже объявил 24 мая Днем молитвы о Церкви в Китае. При этом в своем послании он заявил о готовности вести диалог с властями КНР, "потому что Церковь не может жить в постоянном конфликте с государством". Он, конечно, осудил ККПА как "организацию, чуждую структуре Церкви", цели которой "несовместимы с католическим учением". Несмотря на это, Ватикан готов протянуть Пекину руку. В письме Папы отмечается, что многие епископы, посвященные без санкции Святого Престола, уже получили каноническое признание.
Ватикан готов идти на компромисс с правительством КНР "с целью решить такие вопросы, как выбор кандидата в епископы и его признание гражданскими властями". Некоторые аналитики обратили внимание на то, что в послании Бенедикта XVI напрямую не говорится о соблюдении прав человека в Китае, а призывы к уважению религиозной свободы имеют общий характер. Многие рассчитывают на то, что взаимоотношения между Католической Церковью в Китае и местными властями действительно сдвинутся с мертвой точки.
"Письмо Папы отражает ценный баланс между его стремлением к истине и любовью к пастве. Оно должно стать точкой отсчета для диалога между католическим духовенством и китайскими властями", - передает Asia News слова гонконгского кардинала Джозефа Цзэна. Между тем ККПА осудила участие Цзэна в антиправительственной демонстрации в Гонконге, имевшей место 1 июля. "Если Ватикан поддерживает таких, как Цзэн, то каким образом он хочет завоевать доверие Китая?" - задается вопросом вице-председатель ККПА Лю Байньян. Тот же вопрос могли бы задать и китайские власти, официально так и не прокомментировавшие папское послание. Надежды Ватикана на нормализацию диалога с КНР пока выглядят, прямо скажем, тщетными.
http://religion.ng.ru/events/2007-07-18/3_vatikan.html