Кто сказал, что алкоголизм - "свободный выбор"? Разумеется, первую, вторую или третью рюмку человек выпивает добровольно, но дальше болезнь уже не спрашивает. Она хватает всех без разбора, ее жертвой может стать как бомж, так и сенатор. Алкоголизм, как и любое заболевание, равнодушен к званиям и регалиям. Если мы пойдем по пути "этим помогаем, а этим - нет", то зачем тогда лечить, к примеру, рак легких? Ведь никто насильно не заставлял больного курить. Так можно договориться до полного абсурда.
Алкоголизм - биопсихосоциальное заболевание. К кому в первую очередь бросается алкоголик, когда понимает, что не в состоянии самостоятельно справиться с пьянством? Очень часто - не к врачу. К священнику.
Конечно, священник сам, без врача, больному не поможет. Бывает так, что приходит человек к своему духовнику и жалуется: "Пью, не могу остановиться". Священник ему в ответ: "Прочитай сорок раз молитву, дай обет перед иконой". Это, конечно, не вредно, но заменить медицинскую помощь не сможет.
Священник должен уметь определить, где пьянство, где распущенность, а где уже болезнь, и направить человека к специалисту. Очень важно наладить контакт между Церковью и медиками. Например, в Свято-Троицкой семинарии в американском городе Джорданвилле собираются вводить специальный курс по проблемам алкоголизма. Со временем священникам придется ориентироваться и в проблемах наркомании, но сегодня наркомания не может соперничать с алкоголизмом по "популярности".
Когда человек хочет бросить пить, лечится и действительно бросает, ему поначалу кажется: самое главное - бросить, "завязать", а дальше все проблемы улягутся сами собой. Он не отдает себе отчет в том, что стоит ему бросить пить, и в душе образуется пустота. Ну бросил пить, а чем время заполнить? Энергию куда девать? Заполнить вакуум очень трудно. Протрезвевший человек обращается к Богу, но, не зная, как это делается, ударяется в богоискательство.
Свято место пусто не бывает - неокрепшие души вчерашних алкоголиков охотно заманивают сектанты, причем секты эти далеко не всегда безвредны для жизни и здоровья. Поэтому, можно сказать, у Церкви и свой интерес тут есть - не лишиться паствы. Например, католики в США традиционно испытывали недоверие к программе "12 шагов". Они не учитывали того, что в Соединенных Штатах большинство алкоголиков (помимо американских индейцев, алеутов, чукчей) - это итальянцы, поляки, ирландцы, т.е. главным образом католики. А протестанты, которых насчитывается более четырехсот деноминаций, охотно принимали алкоголиков, помогали им. Разумеется, больные шли туда, где их ждут. Католики увидели, что теряют паству, и в конце 60-х стали открывать свои центры.
Иногда представители Русской Православной Церкви воинственно выступают против программы "12 шагов" и ее распространения в России. Не единожды мне доводилось слышать, что группы анонимных алкоголиков - чуть ли не секты, к которым бывший алкоголик привязан по гроб жизни. Такие заявления - либо от безграмотности, либо от ангажированности. Не секрет, что некоторые священнослужители участвуют в коммерческих антиалкогольных программах, и для них любая бесплатная программа - как кость в горле.
Иногда наши священники просто не владеют информацией, а потому и не выполняют постановления своих епископов. В России программы "12 шагов" неоднократно получали благословение высших иерархов Церкви, в частности Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заявления о вреде программы "12 шагов", о ее мифических "подводных камнях", о "сектантстве" делают, как правило, крикливые либо политически ангажированные люди. "Это веяние гниющего Запада!" - кричат они. Почему бы им тогда не отказаться от антибиотиков или сотовых телефонов?
Конечно, США - куда более благополучная страна с более зрелым обществом и как следствие с другим отношением к алкоголизму и алкоголикам. Там не будут показывать на тебя пальцем, если ты не пьешь вместе со всеми, там даже не спросят, почему ты не пьешь, а алкоголизм считается "нормальным" заболеванием - есть же диабетики, сердечники, гипертоники. Есть и алкоголики. В России пока, увы, к такому отношению к проблеме не готовы. И многое тут зависит от духовенства, от того, насколько оно способно всерьез озаботиться национальной трагедией, коль скоро ею пока не озабочено государство.
Евгений Викторович Зубков - врач-психиатр, директор Международного института проблем алкоголизма (США).
http://religion.ng.ru/printed/3046