itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Миссия истории

0
144
Время на чтение 5 минут
История как учебная дисциплина и как наука теперь существенно различаются. Научное социальное знание, переданное в "обычные" руки может представлять угрозу и самому обществу. Вопрос преподавания истории - это не вопрос истины, это вопрос формирования позитивных людей и ценностей, которые чувствуют свою сопричастность общему Делу своей страны.

По отношению к истории в общественном сознании сохранилась иллюзия XIX века о том, что научное исследование и учебная дисциплина - это одно и то же. В XIX веке, когда история как наука только формировалась и не вполне отделилась от литературы, возникали т.н. универсальные работы по истории. Они включали элементы научных исследований, учебных дисциплин и литературных произведений. Эти сочинения, безусловно, представляют собой необходимые элементы нашей культуры, однако при этом не являются сегодня научными образцами. Нынешнее понимание истории существенно иное - более сложное и многоплановое. Историческое знание в понимании современных исследователей представляет собой систему различных явлений:

во-первых, это логика истории - знание о целом (о конце истории), направленности и закономерных стадиях развития, научные исследования и концептуальное обоснование идеологий;

во-вторых, это конкретно-исторические исследования по отдельным проблемам, которые включают в себя, как научные исследования, так и идеологические;

в-третьих, это историческое самосознание общества - один из системообразующих элементов идеологии. В этой форме оно является частью культуры, включая в себя социальную и семейную мифологию, а также систему передачи социального самосознания (инструментами такой передачи являются семья, СМИ, школа и вузы).

История как самосознание общества

Итак, историческое знание является необходимым элементом сохранения общества, содержанием его самосознания, синонимом общественного "я". Разрушение исторического самосознания неизбежно ведет к исчезновению социума, хотя сами его представители могут физически продолжать свое существование. Может быть и обратная ситуация, когда сохранение исторического "я" при отсутствии наличного социума сохраняет его "виртуально", без государственно оформленного общества.

Самосознание общества, или его история никогда не могут быть объективны в том смысле, как это понимается в естествознании. Самосознание общества (история) включает в себя как реальные факты, так и их отбор через систему цивилизационных ценностей, социальную мифологию истории; осознание своего места в ней и сверхличностного предназначения социума.

Попытка найти подлинную "правду" в истории есть лишь разрушение смыслового ядра социума и может означать либо смену вектора его движения, либо сознательное разрушение этого ядра другим обществом.

Миссия истории

Если мы посмотрим учебники по истории разных стран, то увидим что "правда" одних и тех же исторических событий в них существенно отличается. Хотя факты они могут описывать одни и те же. Означает ли это, что истории как науки не существует? Означает ли это, что история - это только система оценок, система разных исторических "самосознаний"? Нет, это означает всего лишь то, что преподавание истории играет в обществе несколько другую роль, чем физики, математики, химии и других предметов.

Роль преподавания истории состоит в формировании социального самосознания общества и передаче системы цивилизационных ценностей (мировоззрения). Как и в случае с индивидуальным самосознанием, в общественном чрезвычайно важно оптимистичное отношение к себе - к своей истории - на всем протяжении развития общества. Иначе возникает болезненное сознание, "комплекс вины". И если в случае с индивидуальным сознанием помощь может прийти от профессиональных психологов, для общественного сознания есть только одно "лекарство" - позитивная история своей страны.

Эра "экспериментальной истории"

В XX веке родилось новое направление социальных исследований и практики, которое можно было бы условно назвать "экспериментальной историей". Это направление, представленное многообразием теоретических, практических дисциплин и организаций особенно бурно стало развиваться после второй мировой войны в связи с формированием глобальной двухполюсной модели мироустройства. Она предполагала сознательные социальные трансформации со стороны сверхдержав на подконтрольных им политически и экономически территориях.

Центры разработки теоретических и прикладных проблем экспериментальной истории возникли, прежде всего, в научных и политических институтах двух "сверхцивилизаций" - в США и в СССР. В США, например, три лауреата Нобелевской премии создали в Санта-Фе, расположенном неподалеку от ядерного центра в Лос-Аламосе, институт исследования сложных систем, куда ушли многие ведущие физики и математики из центра ядерных исследований, чтобы специально заняться социальными проблемами. Подобные институты есть и в других странах. Возникли такие научные организации и в СССР, есть они и в России, например, Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН; Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН) и др.

Не случайно одними из первых сотрудников таких "специальных" центров по изучению общества стали физики, математики и другие представители "точных" наук, традиционно не считавших возможным для себя заниматься социальными проблемами. Это связано, не в последнюю очередь с тем, что роль социального знания качественно изменилась в этот период. Экспериментальная физика и экспериментальная история приблизились друг к другу как по разрушительным масштабам своего воздействия на социальные организмы, так и по общим математическим методам моделирования процессов развития сложных систем.

ХХ век показал возможную созидательную и разрушительную общественную силу и реальные границы социального действия общественных теорий. И Октябрьская революция 1917 года в России, и политическая революция середины 80 - 90-х гг. в России показали, что социальные технологии, основанные на общесоциологических теориях, для общества могут иметь такие же последствия, как физические теории для создания и использования ядерного оружия. Применение ядерного оружия (результата деятельности физиков-теоретиков и экспериментаторов) разрушает общество (материально-вещественные его элементы) и приводит к их физическому уничтожению; применение социально-революционных технологий (результат деятельности философов и "обществоведов") разрушает социальную систему как целое, уничтожает идеальный элемент ее системообразования, приводит к исчезновению определенного типа социального организма.

Физика и историка как социальный тип "чистых" ученых сменили сегодня ученые-инженеры, ученые-технологи. Социальные катастрофы из естественно-исторических катаклизмов превратились в сознательно подготавливаемые и осуществляемые сценарии, модели и эксперименты. В результате этого социальные инженеры конца XX века заговорили о "конце истории" и о появлении в мировой истории вместо "игры Бога" или естественно-исторической закономерности (кому что ближе) нового сознательного субъекта в обществе исторического целеполагания и управления.

Элементы управления "историей" стали использоваться не только для увеличения эффективности управления, но и для дезорганизации или изменения направленности движения других государств, т.е. как средство ведения войны.

История как учебная дисциплина и как наука теперь существенно различаются. Больше того, научное социальное знание, переданное в "обычные" руки может представлять угрозу и самому обществу. Вспомним, что есть преподавание физики в школах и вузах, и есть преподавание специальных курсов физики только для специализирующихся студентов, по учебникам, которые нельзя встретить в открытой продаже и получить обычным путем в библиотеке.

Можно обострить постановку проблемы. История и другие социальные науки по своим последствиям воздействия на общество с XX века могут играть такую же разрушительную и созидательную силу, как и атомная физика.

Вопрос преподавания истории - это не вопрос истины, это вопрос формирования позитивных людей и ценностей, которые чувствуют свою сопричастность общему Делу своей страны.
Алексей Ананченко, кандидат исторических наук, научный руководитель Сектора теории управления социальными процессами Самарского центра аналитической истории и исторической информации

http://www.pravaya.ru/look/12713
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09