itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"В рок-культуре есть много произведений, передающих евангельское видение мира"

0
137
Время на чтение 4 минуты
Вот уже несколько лет длится внутриправославная полемика, касающаяся отношения православия к рок-н-роллу. Кто-то в церковной среде считает рок-культуру явлением чуть ли не сатанинским (протоиерей Максим Козлов, профессор М.М.Дунаев), а кто-то видит в рок-н-ролле зерна позитива, дружит с православными русскими рок-звездами и даже проповедует на рок-концертах (диакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко), протоиерей Артемий Скрипкин). Свой взгляд на рок-музыку есть и у руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии протоиерея Олега Кузьминова.

- Для меня рок это не музыкальный стиль. Иначе роком можно было бы назвать песни Ларисы Долиной или Владимира Кузьмина. Рок - это субкультура. Субкультура по отношению к массовой культуре "мира сего", о которой еще апостол Павел сказал, что ее содержанием является "похоть плоти, похоть очей и суета житейская". В этом смысле и Церковь также являются субкультурой. Ведь и она "не от мира сего". Другое дело, что Церковь движима любовью к Богу и людям, она существует при любом политическом режиме, Ее враг - грехи человеческие. Рок же всегда вырастает из протеста по отношению к общественному укладу, политической системе, ее лицемерию, лжи, фальши. Но на смену одному социальному строю приходит другой, одна ложь сменяется другой, а рок-бунтари постепенно превращаются в конформистов, успешных бизнесменов. Оставшиеся же "последние герои" усиленно пытаются понять, а с чем они, собственно, боролись? Оказывается, что борьба велась с ветряными мельницами, а не с собственными пороками.

Но рок-путь полезен тем, что человек на этом пути искренен, не врет ни себе, ни другим, пытается ответить на важнейшие вопросы жизни. Этот путь может увести человека в никуда, а может и привести к Истине. Как это произошло с Петром Мамоновым, Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Дмитрием Ревякиным, Вячеславом Бутусовым, Романом Неумоевым. Много людей в сегодняшней Церкви, даже священников, прошло, в том числе, и по этому пути.

- А какое место занимает рок-культура в вашей жизни ?

- До 1991 года я слушал много рок-музыки: А.Башлачев, "ДДТ", Гребенщиков, группы Омского рок-клуба. А в 1993 году рукоположился в священники...

- И как сейчас?

- Меня нельзя назвать меломаном, но я и сегодня с большим интересом слежу за творчеством Насти Полевой, Егора Летова, Леонида Федорова, Ольги Арефьевой, Псоя Галактионовича Короленко, "Хоронько-оркестра", за фестивалями "Радуга" и "Шипок" с их подкупающе-наивной атмосферой 60-х годов. Из тульских рок-групп мне интересно творчество "Скучающих рыбок", "Красной Книги", "Небо молчит", Владимира Пурцена...

- Некоторые православные священники однозначно говорят, что классическая музыка позитивна по определению, а рок по определению плох, деструктивен.

- Для таких решительных выводов надо, как минимум, хорошо знать и классику, и рок. Как знает и понимает, например, творчество композитора Шнитке духовник Ивановской епархии игумен Варфоломей. Он действительно разбирается в предмете своего интереса, он может объяснить любое произведение композитора, любую музыкальную тему. Думаю, подлинные православные знатоки классики и рока скажут, что и в классической музыке, и в роке есть то, что можно оценить и со знаком минус, и со знаком плюс. Есть масса произведений классики, которые написаны, мягко говоря, нездоровыми людьми и вызывают приступы необычайной чувственности, буйства страстей. И есть много произведений, передающих рок-языком евангельское видение мира и жизни.

- Тем не менее, часто можно услышать критику того же Летова, которого вы упоминали...

- Никто не говорит, что в рок-культуре нет деструкции, но зачастую критики страдают в своих исследованиях крайностями: либо буквального понимания творчества таких авторов, как Летов или Короленко, либо приписыванием им того, что они не вкладывали в произведения. Вы, наверное, не раз слышали, как ребята- пэтэушники ходят под окнами и весело поют летовское "Все идет по плану", радуются, не понимая, что Летов имел ввиду совсем другое. Он имел ввиду, что это плохо, когда все идет по плану, когда человек становится заложником бездуховной повседневности и вертится в ней как белка в колесе. Чтобы адекватно понимать таких сложных авторов, надо знать, что такое постструктурализм, иметь огромный багаж знаний в области мировой поэзии, музыки, философии, вообще мировой культуры. Пример другого подхода. Меня не так давно просто поразила дискуссия в СМИ известного в определенных кругах иеромонаха Григория (Лурье) с одним батюшкой (может, кто-то ее заметил), когда они разбирали текст песни "Тихая охота" группы "Умка и броневичок". Чего только не "раскопали" в ней "критики", в том числе несуществующую тему суицида, а оказалось все намного проще: песня "Тихая охота" посвящена тихой охоте, то есть собиранию грибов в лесу. И только. Автор честно в этом призналась.

- Существует ли, по вашему мнению, "православный рок" ?

- Думаю, нет. Просто есть рокеры, обладающие православным мировоззрением и вольно или невольно передающие его слушателям посредством своего творчества. Христианизировать можно и нужно все. Всюду нужно нести Слово Божие. Ведь Христос и в ад сойдя, проповедовал. Но не все следует воцерковлять. Например, театр, кино, рок-музыку. Потому что воцерковление - это привнесение чего-либо в саму ткань мистической жизни Церкви, в Ее литургическую жизнь, которая определяется не миром человеческой души, с ее поисками, сомнениями, страстями, а благодатью Святого Духа. Надеюсь, что мы никогда не услышим в наших древних храмах хард-рок и не увидим киноперформансы. Хотя Запад к этому уже подошел совсем близко..

- Сейчас идет дискуссия о том, можно ли священнику проповедовать на рок-концертах. Что вы об этом думаете?

- Мне кажется, все зависит от конкретного священника-миссионера и конкретной ситуации. Если у человека есть талант, почему бы не проповедовать?! Я был свидетелем подобной проповеди в Иванове много лет назад. На городскую дискотеку пришли два священника, в рясах, с крестами, обоим за 50. Они не пошли на танцпол, не просили микрофон у ди-джея. Они встали в фойе и начали спрашивать у ребят: что это за музыка, как она называется. И понемногу вокруг них образовалась кучка любопытных подростков, потом их стало еще больше, а потом почти все посетители дискотеки стояли возле священников, забыв про танцы, и разговаривали о Христе...

- Отец Олег, что бы вы могли пожелать молодым рок-музыкантам ?

- Русский рок всегда тяготел к слову, к поэзии. И Евангелие от Иоанна открывается знаменитым "Прологом": "Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог...". Я бы хотел пожелать ребятам открыть для себя церковную поэзию, вчитаться и вслушаться в тексты православных молитв и песнопений, которые звучат ежедневно в сотнях храмов. Поверьте, это настоящая поэзия, потому что ее Автором, в конечном итоге, является Самый Главный Поэт. Поэт (в переводе с греческого, Творец) неба и земли.

Беседовал Валерий Отставных

Справка: тульская рок-среда дала Русской Православной Церкви трех священников, двух псаломщиков, одного религиоведа и трудноопределяемое количество певчих.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=13911&print=1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии