- Как лучше и скорее добраться на самолете до Вашингтона? - неожиданно спросил в 1942 году Сталин командующего АДД Александра Голованова. Просчитав возможные варианты такого полета, Голованов предложил маршрут Москва-Англия, проходивший... над вражеской территорией. А затем из Англии предстояло лететь в США.
Он считал этот вариант самым безопасным именно потому, что полет совершался над вражеской территорией. Даже в том случае, если немецкая разведка узнает о предстоящем полете, никому не придет в голову, что самолет полетит по такому опасному маршруту.
Такое предложение Голованова вызвало в Кремле резкий протест: "Как? Через вражескую территорию? Не может быть и речи..." Но Сталин в конце - концов согласился с таким вариантом.
Даже сам Голованов не знал тогда, кого предстояло вести.
Дело было в том, что президент США Франклин Д. Рузвельт предложил Сталину послать в ближайшее время в Вашингтон наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова, на что 20 апреля 1942 года был дан ответ:
"Советское Правительство согласно, что необходимо устроить встречу В.М. Молотова с Вами для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время. В.М. Молотов может приехать в Вашингтон не позже 10-15 мая с соответствующим военным представителем. Само собой понятно, что Молотов побудет также в Лондоне для обмена мнений с Английским Правительством".
Летчикам, как вспоминал Пусэп, сообщили "под величайшим секретом, что наше правительство, якобы, закупило у союзников партию бомбардировщиков и что нам предстоит в ближайшее время перебросить в Англию экипажи ГВФ для перегонки этих самолетов в Советский Союз. Нас же посылают для того, чтобы выяснить, насколько этот маршрут пригоден для этой цели и как мы сумеем его преодолеть".
Пробный перелет прошел успешно. В самолете находился так называемый дублированный экипаж: два командира-летчика, два штурмана, два радиста. Вел машину Сергей Асямов, Пусэп летел в качестве дублера.
Пе-8 успешно пролетел над территорией Швеции, Норвегии, Балтийским и Северным морями и приземлился на английском аэродроме.
Для командира экипажа Сергея Асямова это оказалась последняя посадка в жизни...Он вскоре погиб при катастрофе британского самолета, где летел пассажиром. Обратно самолет вел бывший его дублер - Пусэп.
Ему и поручили везти в Англию, а оттуда в США (с посадкой в Исландии) Вячеслава Молотова.
19 мая 1942 года самолет стартовал, экипаж успешно справился с поставленной задачей, доставил наркома в США и привез обратно.
Как просто это звучит... Многочасовые полеты в кислородных масках, при низкой температуре. Один из моторов вышел из строя над морем, атака вражеского ночного истребителя, зацепившего очередью антенну радиокомпаса - все это было с экипажем во время полетов в Англию и США..
Родившемуся в Сибири эстонцу (его родители вместе со многими соплеменниками переселились в Сибирь до революции, чтобы обзавестись землей) очень пригодился богатый опыт полярного летчика. Еще в 1937 году Пусэп участвовал в безуспешных поисках пропавшего в Арктике летчика Сигизмунда Леваневского. Вместе с известнейшими летчиками он прокладывал сложные трассы над просторами советского Севера, неоднократно встречался с О.Ю. Шмидтом и И.Д. Папаниным.
С первых дней войны Пусэп - военный летчик, участвует в первых налетах на фашистскую столицу - Берлин, защищает Ленинград. Интересно, что много летавший над морем Пусэп совершенно не умел плавать. Впрочем, где-нибудь в районе Земли Франца - Иосифа это никакой роли в спасении летчика в случае катастрофы не играло...
После успешной доставки Молотова Герой Советского Союза Пусэп - командир полка АДД, летавшего на Пе-8, самом мощном отечественном бомбардировщике, выпускавшемся в очень небольших количествах.
Элитный полк был на особом положении и вылетал по приказу Ставки Верховного командования. До него объект бомбила авиация "помельче" - например, самолеты Ил-4, Б-25, Б-20Ж, Ли-2. А потом летели Пе-8 с большими бомбами для особо важных объектов. В полку 5-тонные бомбы называли "Мария Александровна", в честь полной заведующей полковой столовой.
На вопрос - кто такой Пусэп, и почему его память следует увековечивать, можно ответить - это летчик, выполнивший особо сложное задание, которому доверили везти наркома иностранных дел над вражеской территорией, это командир элитного воздушного полка.
Анна Толчинская, старший научный сотрудник ЦГИА Москвы
http://stoletie.ru/minuvshee/070531130654.html