"Молитвами иноков Господь содержит мир сей",- говорил святитель Димитрий Ростовский. К 1917 году тысячи иноков и инокинь совершали подвиг своего личного спасения и спасения мира в сотнях монастырей и общин, украшавших Россию и зримо свидетельствующих о том, что Святая Русь не пустой, хоть и прекрасный символ, а сама жизнь. Монастыри составляли неотъемлемую часть национального бытия, будучи материальным воплощением народного идеала. Известный чешский либеральный публицист Т.Масарик, ставший первым президентом Чехословакии, посетив Россию, проницательно заметил: " Там (в русском монастыре. - А.Е.) сохранились самые характерные, исконные черты русской жизни, чувств и мышления...Россия, древняя Русь это русский монах".
Русское иночество прославленно в великих подвижниках и великих обителях. Весь православный мир знает Лавру преподобного Сергия, Оптину, Дивеево и Саров, славные монастыри нашего Севера. О них написаны десятки книг, сняты фильмы. Однако иноческая жизнь на Руси протекала не только в этих знаменитых центрах благочестия. Сотни других "маленьких" обителей нуждаются в своих летописцах. Без этого трудно будет современному человеку открыть "Атлантиду" великой православной русской цивилизации.
В небольшом сельце Акатово, расположенном недалеко от подмосковного Клина, находился монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского. Основал обитель выходец из крестьян, небогатый купец Фёдор Осипович Захаров, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя - освободителя. Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова - Стрешнева.
Права общины, из -за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в 1890 году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах.
Прибыв в Акатово, Евтихия сразу преступила к созданию храма Божия, в чём ей активно содействовал Волоколамский архимандрит Сергий и настоятельница женского Новоалексеевского монастыря Антония. На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. Как могли, помогали общине и благочестивые миряне. А в 1891 году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря - иконы Божией Матери "Скоропослушница" и святого великомученика и целителя Пантелеимона, которые стали главными святынями Акатовской общины. В 1894 году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери "Боголюбская".
В 1898 году Акатовская община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро - Невским Акатовским общежительным женским монастырём. Русь, в отличии от Европы, не знала "нищенствующих монашеских орденов". Русские иноки много трудились. Сестры Акатовского монастыря выполняли самые различные послушания - от тяжелых сельскохозяйственных работ до шитья золотом и писания икон. Обитель сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. Материальное благополучие сказалось и на внешнем облике монастыря. В 1893 году его территория была обнесена каменной оградой с двумя башнями, построили также двухэтажный каменный корпус для сестер, небольшую гостиницу и странноприимный дом.
Важнейшим событием в жизни обители стало давно ожидаемое инокинями и местными крестьянами начало строительства каменного храма святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1892 года, в день памяти святого, архимандрит Сергий совершил закладку нового храма, который сооружался по проекту известнейшего русского зодчего А.С.Каминского. Строился он шесть лет, в популярном тогда русском стиле. После освящения эта чудесная церковь стала украшением Акатовского монастыря и достойным памятником Царю-освободителю. В канун страшных бед, испытанных Россией в ХХ веке, Акатовский Троице-Александро-Невский монастырь - вполне благоустроенная обитель, где в служении Богу, под управлением игуменьи Анатолии, пребывало полторы сотни монахинь и послушниц.
Преследования, обрушившиеся на обитель после 1917 года со стороны новых революционных властей. Вынудили монастырских сестер объявить себя сельскохозяйственной коммуной, что позволило монастырю просуществовать еще десять лет. В монастырских стенах часто останавливались и укрывались преследуемые архиереи, например Варлаам Дмитровский.
В 1927 году обитель окончательно закрыли, о чем радостно сообщал орган официального атеизма, журнальчик "Безбожник у станка". Впрочем, служба в монастырском храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. Затем на территорию обители въехали дом отдыха НКВД и склады этой организации, а в 60-е годы расположился пионерский лагерь "Факел". Монастырское кладбище кощунственно было превращено в футбольное поле.
В 30-е годы погибло большинство монастырских деревянных построек, в том числе Свято-Троицкий храм. Александро-Невская церковь сохранилась, но была до неузнаваемости перестроена - в ней разместились столовая и кухня. Погибло почти все монастырское имущество. Церковную утварь конфисковали в 20-х годах, иконы выбросили, следов архива найти не удалось, а колокола переплавили под такие веселые вирши:
У попа плохи дела -
Полное безлюдие.
Перельем колокола
В сельские орудия.
Чудом сохранившийся, единственный колокол монастыря, служивший "пожарным" для местных жителей, был похищен уже при нынешней "демократии".
Однако, верится, что Акатовский монастырь возродится, как сотни других монастырей и храмов России.
http://www.pravaya.ru/side/14/12347