Не время, а вечность

В продолжение дискуссии о российском консерватизме

0
178
Время на чтение 6 минут
Популярность идеологии, которую принято именовать консервативной, в нашей стране ныне очень велика. Не будет особенно оригинальным утверждение, что этот феномен связан, в первую очередь, с поисками "третьего" пути развития страны. Одну из попыток оценки консерватизма в своей публикации в Интернет-газете "Столетие" сделал известный историк и публицист Сергей Сергеев...

Труды создателей консервативных доктрин были практически не востребованы в дореволюционное время, а при Советах находились под запретом. Поэтому их тексты до недавнего времени обладали ещё и ароматом новизны. Ныне пришло время для попыток общей оценки консерватизма, как значимой части национального Логоса и даже шире, как важнейшего фактора национального бытия.

Известный историк и публицист Сергей Сергеев, отметив охранительный характер консерватизма, задал правомерный вопрос - "что консервировать"? Для автора вроде бы очевидно, что основным предметом консервации, или лучше сказать, сохранения могут быть национальные традиции.

Это утверждение, конечно, возвращает нас к знаменитой триаде графа Уварова: "Православие, Самодержавие, Народность".

По мнению публициста, сейчас уваровская формула должна быть подвергнута значительной коррекции. У Сергеева Православие дополняется, а, по сути, заменяется русской классической культурой, самодержавие - сильной государственностью, а народность - национализмом. Социальной базой консервативного проекта Сергеев считает российский "средний класс", у которого "...экзистенциальные и социальные инстинкты... глубоко консервативны". В целом, и это совершенно очевидно, автор предлагает программу, реализованную в позапрошлом веке Наполеоном III. Однако, современная Россия - это не Франция XIX века. При всём кажущемся реализме представленная политическая стратегия, на мой взгляд, внутренне противоречива и, в сущности, бесперспективна. В своё время историк Николай Ульянов отметил; "Двадцатый век приучил нас к сознанию полной нашей заброшенности. Мы ясно видим лишь, как совершается над нами всё сказанное мистиками и историософами". Никакое политиканствующее здравомыслие в нашей стране долговременного успеха не приносило (во всяком случае, оппозиции).

Прежде всего, Церковь и её участие в бытии нации и государства невозможно определить с помощью данных статистики. Напомню, что на статистику во многом опирался Никита Хрущев, начиная свои гонения на веру и обещая в 1980 году показать по телевизору "последнего попа". Как Богочеловеческий организм, Церковь не исследуется по законам изучения общественных институтов. Да и вообще, с трудом можно представить себе человека, идущего в бой с криком "За Пушкина!" (при всём уважении). А смерть за Христа столь же реальна, как и столетия назад (солдат Российской армии Евгений Родионов самый известный, но не единственный случай).

Конечно, наша культура имеет огромное значение в деле созидания "Русского дома", но она никогда не заменит Церковь.

К тому же, увы, в ней имеется и множество разрушительных нигилистических потенций, о чём уже много говорилось в отечественной публицистике. Следует добавить, что в Русской Православной Церкви, одной из самых консервативных (слава Богу!) конфессий мира консерватизм начинается с наименования (православие значит ортодоксия). Поэтому, важнейшим условием реализации консервативного проекта в нашей стране является воцерковление нации и культуры, а как следствие оцерковление государства. Это, конечно, не значит, будто всё население России обязательно должно стать глубоко верующим и стопроцентно воцерковлённым. Это значит, что христианство должно быть, в максимально возможной степени, незыблемой духовной доминантой во внешней и внутренней политике государства.

Восхищение или, по крайней мере, уважение к государству (не путать с сервилизмом в отношении к любой конкретной власти) есть, по моему мнению, частный случай патриотизма - любви к Родине. Но именно участие в государственном, а лучше имперском строительстве объединяло в нашей истории русских с бесчисленными восточными и западными инородцами, которые часто оказывались большими государственниками и империалистами, чем сами русские. В этом было и огромное достижение, но и большая беда нашей исторической жизни.
Послепетровская монархия и советская власть, при некоторых оговорках, оказывались "единственными европейцами", что часто приводило не только к игнорированию насущных потребностей русского народа, но и предполагало отказ от действительного консерватизма, то есть сохранения традиций. Оправдывалось это необходимостью "просвещения", "преодоления отсталости", в конечном счёте, вело к вестернизации России по голландскому, немецкому или североамериканскому образцу.

Совершенно ясно, что после катастроф XX века русский народ нуждается в бережном отношении и важнейшей задачей становится его сохранение. В тоже время, у нас, как в силу конкретных исторических обстоятельств (компактное проживание на территории России множества наций и народностей), так и в силу не менее конкретных психологических особенностей русских, национализм западного образца невозможен, как массовое явление, и крайне вреден, как маргинальное. Замечу, что С. Сергеев не стал раскрывать своего понимания термина "национализм". Более того, национализм, во всяком случае, в России, является таким же противником консерватизма, как и его "брат-антагонист" интернационализм. Как тут не вспомнить "политику национальностей" Наполеона III, направленную против сверхнациональных европейских империй России и Австрии: или резолюцию конгресса США "О порабощённых нациях", направленную против СССР. Недаром Константин Леонтьев именовал национальную политику: "орудием всемирной революции".

Не боясь показаться архаичным утопистом, берусь утверждать, что фундаментом существования и сосуществования народов и наций у нас должна быть соборность, то есть основанное на взаимном уважении (и на взаимном интересе тоже) сотрудничество при сохранении собственного исторического лица.

Это, конечно, не означает снисходительного отношения к этнической преступности, вытеснения русских из престижных социальных сфер различными национальными кланами или либерального отношения к разного рода захолустному шовинизму.

Сомнительным представляется мне и рационализация Сергеем Сергеевым понятия "консерватизм". Консерватизм не только и не столько идейно-политический феномен, сколько феномен психологический. Если хотите, то он есть мироощущение определённого возраста, а именно зрелости. В социальной конкретике сорокапятилетний представитель "среднего класса" может быть вполне житейски и политически консервативным, а его двадцатилетний сын, студент престижного университета, оказывается активистом троцкистской ячейки. Напомню, что практически весь левый европейский терроризм 70-х годов прошлого века, "Красные бригады", "Фракция Красной армии" и т. д. имел корни в студенчестве. В то же время, вполне обычно превращение юного бунтаря в зрелого консерватора. Вот почему бывшие якобинцы со временем стали чиновниками, графами и маршалами Наполеона (а некоторые даже "прыгнули" в короли).

Стоящие ниже "среднего класса", так называемые простые люди оказываются весьма консервативны, во многом из-за традиционного, почти биологического уважения к сильной государственной власти. Юрий Самарин писал, что в России "крестьянская изба единственное прибежище торизма". Ныне всё по-прежнему, разве что изб стало меньше. Как правило, зрелые люди, думающие о своей семье, работе, о своём доме, о своих друзьях, часто недовольно бурчащие на молодёжь и не желающие никаких внешних и внутренних потрясений вполне консервативны. (Это поняли в XIX веке Пётр Ткачёв, а в XX Ж.П. Сартр, утверждавшие, что для победы революции, необходимо уничтожение всех людей старше 25 лет). Таким образом, потенциальной социальной основой консерватизма является не "средний класс", а средний возраст.

Поражает у Сергея Сергеева ещё и то обстоятельство, что он, по сути, почти полностью уничтожает связь не только с "буквой", но и с "духом" отечественного консерватизма. Славянофилы, Данилевский, Достоевский, Леонтьев, наши знаменитые духовные писатели, Лев Толстой, наконец, не поверили бы, что публицист начала нашего века, позиционирующий себя, как консерватор, считает первичной объединяющей ценностью не религию, а культуру. Что самодержавие станет рассматриваться всего лишь, как одна из исторических форм власти.

И, наконец, опорой традиции окажется не крестьянин и вообще не простой человек, а представитель "среднего класса", этот, по мнению наших мыслителей, "мировой пошляк", "идеал и орудие всемирного разрушения".

По моему мнению, обычная ошибка секуляризированного внецерковного сознания состоит в непонимании того очевидного факта, что любая традиция, любая иерархия имеют основание и оправдание в трансцендентном. Без религиозной санкции всякая традиция становится лишь "продуктом своего времени" и её не только бесполезно, но и не нужно защищать. Тогда место умерших традиций занимают новые "традиции", сменяющиеся в свою очередь следующими. И поэтому понятно, что "традиционалист" Сергеев сочувственно цитирует германского романтика-националиста Эрнста Юнгера, провозглашающего, что у него есть воля "не говорить о традиции, а творить её".

Свой текст Сергеев завершает, очень верным, с моей точки зрения, пассажем: "Самая сложная задача для современных традиционалистов - не поддаться двум тяжелейшим искушениям. Первое из них - стремление немедленно переделать живую жизнь по образцу своего "символа веры", - это дорога к сектантству. Второе - растворение в конъюнктуре текущей политики, в "многомятежном хотении" людских толп, - это дорога к самоизмене". Дело однако в том, что предлагаемые автором составляющие косервативной "real politiс" в конечном счёте ведут и к сектантству и к самоизмене.

Сектантство будет обязательным следствием обращения не к нации, как к "соборной личности", имеющей общие, особые, в случае русских, великие цели и задачи, а к различным классам, слоям, социальным группам и т. д. Самоизмена неизбежна в проведении всякой партийной политики с её специфическими, глубоко чуждыми коренному русскому уму законами. Наш путь - это объединение, а оно в долгосрочной перспективе возможно лишь вокруг действительных вневременных традиций, ибо за истинным консерватизмом стоит не время, а вечность.

http://stoletie.ru/project/070516140724.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Ефремов
Майдан: оптимистическая трагедия
Размышления историка о настоящем и будущем Украины
18.02.2014
Утомленные державным бременем
Русские националисты и апология государственного суицида
29.05.2012
Дух Истины и дух разделения
О Православии на Украине
26.03.2010
Как возникла мова
Немного из истории украинского языка
03.03.2010
Все статьи Александр Ефремов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06