Священники отмечают повышение интереса Церкви к проблемам семейной жизни

0
125
Время на чтение 5 минут
26 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в в Доме наместника Московского Данилова монастыря Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (ПЦДРДМ) был проведен Круглый стол на тему "Семья в современной Церкви". Этот Круглый стол является очередным в серии подобных мероприятий, проводимых по патриаршему благословению в 2006/2007 году ПЦДРДМ по разным актуальным вопросам современной церковной жизни и пастырской практики. Темой предыдущего Круглого стола была "Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса".

Ведущим Круглого стола был игумен Петр (Мещеринов), директор Школы молодежного служения при ПЦДРДМ. Игумен Петр отметил, что обсуждаемая проблема особенно громко звучит в последнее время, например, 6 марта этого года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете был проведен семинар на тему "Таинство Брака: богословские, литургические, канонические и церковно-практические аспекты", в Православном центре Нижнего Новгорода в феврале так же состоялся Круглый стол "Семья - малая церковь".

Обозначая круг обсуждаемых вопросов, игумен Петр напомнил, что святоотеческое отношение к браку в массе своей имеет оттенок нечистоты, попущению по немощи, что путь брака - есть путь худший по сравнению с монашеством и трудно совместим со спасением души, духовной жизнью. В подтверждение этого он привел ряд цитат из творений авторитетных святых Отцов. Подробно богословие брака древними Отцами не рассматривалось, а подавляющее большинство их было монахами. Поэтому, понятие "семья - малая церковь" является относительно новым. Игумен Петр предположил, что нынешний повышенный интерес Церкви к проблеме семьи и брака возник в связи колебанием этого института в современном обществе из-за культивируемого потребительского стиля жизни, женской эмансипации, распространения средств контрацепции и прочих факторов. Некоторые современные священники разделяют несколько снисходительное и пренебрежительное отношение древних Отцов к браку, что находит отражение и в современной литературе. Можно сказать, что это довольно сильная тенденция. Например, брошюра "Что нужно знать девочке", где превосходство монашеского пути преподноситься как неоспоримый факт. Интересно, что на сайт Центра приходят письма молодежи, где разделяется подобное отношение к браку, но при этом, эти люди также не желают вступать в монашество.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата протоиерей Дмитрий Cмирнов отметил упадок христианских ценностей во всем мире и подчеркнул троичность человека по образу Св.Троицы, где муж является отцом и начальником, жена несет своего рода диаконское служение, а дети - это народ который нужно привести к Богу. Без семьи - зачем женщина? - задал отец Дмитрий риторический вопрос. В современных условиях жизнь многодетных матерей о.Дмитрий ставит выше монашеской. По учению Церкви принципиально оба пути равны. Многодетным должна помогать церковная община, создавая особые фонды. В храме о.Дмитрия есть специальная кружка для многодетных, куда по традиции прихожане кладут деньги входя в храм. Так помочь психологически проще, чем лично.

Секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов отметил вред неофитского мечтательного отношения к монашеству, а также осудил пренебрежительное отношение к браку, как манихейство, в котором естественно гнушаться всем материальным. 9-ым правилом Гангрского Собора строго наказываются те, кто гнушается браком как скверной. Исторически подобные еретические настроения обостряются в периоды общественной нестабильности и подобны вирусу герписа, который всегда есть, но активизируется в условиях болезненности организма. Другая крайность - считать все проявления человечка в мире святыми. Нужен средний, Царский путь.

Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов осветил историческое отношение семьи и Церкви, отметил, что связь до 15 в. была слаба и венчание мыслилось обрядом для богатых. Было отмечено, что в житиях святых практически отсутствуют образы святых семейств, одними из немногих исключений являются Петр и Феврония Муромские. Святые жены в житиях томятся браком и полнее раскрывают возможности к святости после него (Иулиания Лазоревская, бл. Ксения). Отсюда почти полное отсутствие замужних жен в святцах. То же и в литературе, где образ женщины начинает воспеваться только с 18-19 вв., и то не в качестве идеальной жены и христианки (даже у Достоевского), тут исключением будут лишь некоторые женщины и семьи рассказов Лескова. Ныне воспеваемые идеалы Домостроя при более подробном рассмотрении, мало соответствуют свету Евангелия. В тот же Синодальный период Церковь берет на себя функции регистрации брака, с этого начинается евангельское воспитание народа в отношении брака как одного и навеки. О. Георгий так же напомнил об антисемейной политике первых большевиков и по труднейшим условиям существования семьи в средний и поздний советский периоды, что было связано с репрессиями, войной, когда возникла серьезная демографическая диспропорция, а так же массовыми стройками, упрощением заключения-расторжения брака и так далее. Он так же высказался о вреде воспитания детей в неполных семьях и в дошкольных учреждениях, которые также были созданы СССР. Такое воспитание отнюдь не готовило детей к будущей семейной жизни. В дореволюционной России отрицательным для семьи фактором о.Георгий назвал общинное сознание, ослабляющее личное сознание, сознание семьи и государственности, что подтвердила общая пассивность народа перед революцией, недоразвитость общины. Некоторым исключением было названо казачество.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский посочувствовал современной молодежи, отметив, что ей трудно найти правильное понимание брака и тем более - вторую половинку. В этом не может помочь и Домострой. Понятия природы и цели семьи сейчас спутаны. Было также подчеркнуто, что исправлять демографическую ситуацию в стране и в мире - не есть задача Церкви, более того, рождение детей в православном понимании (в отличие от католического), является не целью, а следствием брака. Таковой целью являются прежде всего отношения между супругами. Семья есть место где христианин полнее реализует себя как христианин (Еф.5). С этой точки зрения может быть обосновано использование неабортивных противозачаточных средств, аборт в случае возможности смерти матери, и тому подобное, обозначенное и не запрещенное в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Недопустимо, по мнению о.Алексия, внедрение в Церковь внешних идеологий, которые губительны для нее, например призывы к многодетности, звучащих иногда и с амвонов - причем, случается, из уст проповедников, которые сами имеют мало детей. Многодетность должна быть свободным выбором, по силам. Чадородие, через которое спасается, по слову апостола, жена, равно не многодетности, а материнству (отец Георгий Митрофанов добавил, что многодетность была наследована от язычества, когда детская смертность была еще высока). О.Алексий заметил, что связь причастия с половым воздержанием отсутствует, так как "брак честен, ложе нескверное". Было отмечено что наша Церковь живет по монашеским уставам и что, возможно, нуждается в переосмыслении. В том числе супружеское воздержание во время постов, кроме Великого. Нынешнее понятие законного брака очень размыто, люди не видят смысла в ЗАГСах. Было высказано пожелание в более серьезной и продолжительной подготовки желающих к венчанию, а так же отмечено, что Церковью вполне признается брак зарегистрированный государством, но не венчанный. Венчание же мыслиться при взаимном понимании супругов не магического смысла этого таинства.

Были затронуты и другие важные вопросы, но подробно рассмотреть их в рамках одного Круглого стола довольно трудно. В любом случае, можно отметить, что определенные вопросы в Церкви назревают и вполне возможно в дальнейшем потребуют решения на более высоком уровне.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=623
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29