"Скандал", - воодушевились и загалдели одни. "Поступок", - тихо сказали другие. "Ну и ну!..", - подумали третьи. Дело было поздно вечером в четверг в московском кинотеатре "Пушкинский", где происходила торжественная церемония вручения призов за лучшие большие и малые роли, сценарии, операторские работы, костюмы, фильмы в целом по версии зрителей МТВ. На звание лучшей картины претендовали "Питер ФМ", "Бумер. Фильм второй", "Жара", "Волкодав" и эти самые "Сволочи".
Фильм "Сволочи" рассказывает о событиях, которые, по сведениям авторов, происходили во время Великой Отечественной войны, конкретно в 1943 году, в глубоком советском тылу. Сюжет развивает линию таких картин, как "Штрафбат". Действие разворачивается в тренировочном лагере, где из малолетних преступников готовят диверсантов для заброски в немецкий тыл. Наставники - взрослые преступники, также отобранные из числа заключенных.
Разговоров о "Сволочах" и до эпизода на упомянутом собрании столичного кинобомонда было немало. Имели место негодующие отклики ветеранов ФСБ, фронтовиков, просто граждан России, которых возмущает набравшая силу тенденция смакования всего порочного в прошлой (да и в настоящей) жизни. Вся эта сермяжная "правда", весь этот агрессивный натурализм, считают поклонники "Добровольцев", "Дома, в котором я живу", "Горячего снега", "Августа сорок четвертого", многих других картин, повествующих о военном времени, несут в себе зло.
Владимир Меньшов, прославившийся в том числе и тем, что поставил киношлягер "Москва слезам не верит", сделал на публике то, что, может быть, захотели бы сделать тысячи и тысячи наших соотечественников. Но не каждому предоставлена такая возможность. Точнее, даже так: практически никому из тех, у кого поступок известного режиссера и актера вызвал прилив еще большего уважения к нему, такой возможности нет. У Меньшова она оказалась, и он сделал то, что велела ему совесть. Спасибо ему.
Между тем решение отметить "Сволочей" отразило не только нездоровые вкусы в нашем киноискусстве. Не только пагубное стремление целого ряда производителей самого востребованного духовного материала к оголтелым пляскам на "негативах". Это подтверждает более общую и, к большому сожалению, безрадостную тенденцию в толковании нашей истории и в показе реальной окружающей действительности. Акценты тут расставляются, увы, неоправданно.
Кто-то недавно удачно выразился насчет "табу на хорошие новости из России". Точное замечание, хотя никакого открытия тут нет. На Западе всегда недолюбливали и недолюбливают вести о позитивных переменах в нашей стране. Конечно, это не поголовная склонность. В Европе и за океаном живет немало людей, которые с симпатией относятся к России, рассматривая ее и как родину величайших творений и талантов, и как силу, сумевшую в свое время сокрушить главное мировое зло - фашизм. Но речь-то идет не о них, а о тех, кто формирует общественное мнение, о средствах массовой информации. А тут налицо чуть ли не узаконенное правило выставлять Россию в качестве истока неприятностей.
Так вот, складывается впечатление, что "табу на хорошее" кое-кто хотел бы ввести и внутри самой России. Заметим, что во многом сторонники этого уже преуспели. Что ими движет? Трудно сказать. Но факты есть факты, против них, как говорится, не попрешь. Пресловутая "чернуха" лезет в наши дома через все щели. Она заполняет наше духовное пространство, зовет к себе неокрепшие молодые души, щерится коварством, хохочет какофонией, внедряет в мозги обман и хитрость. Не всегда и не сразу ее разглядишь, поскольку она научилась наряжаться в глянцевые одежды.
"Эпоха победившего гламура", - констатирует Никита Михалков. Не по себе делается от подобных обобщений. Не хочется верить в проигрыш настоящего, цельного, истинно национального. Да и нет пока этого проигрыша. А есть агрессия "негатива". Ее надо остановить. "Негатив" должен знать свое место.
На нашем телевидении, ругать которое стало привычкой, есть немало достойных передач. Случается, что с домашнего экрана на тебя пахнет такой свежей и самобытной мыслью, что невольно воскликнешь: "Браво!" Жаль только, что не хватает у нас какой-то аккумулирующей силы, которая бы превращала одиночные всплески интеллекта в единый поток национальной мысленной энергии.
http://www.redstar.ru/2007/04/21_04/3_01.html