Никто не может благословить любить!

Новости Москвы 
0
342
Время на чтение 6 минут
Создание семьи, выбор жениха, выбор невесты - вопросы настолько сложные и индивидуальные, настолько разные, что редкий совет придется к месту. Создают счастливые семьи прихожане одного храма, кто-то находит свою половинку на светской работе, где никак не ожидал встретить верующего человека, у кого-то вдруг неожиданно распадается семья, а кто-то также неожиданно обретает свое счастье, когда уже никто и не думал, не чаял, не надеялся. Мы попросили протоиерея Игоря Пчелинцева, пресс-секретаря Нижегородской епархии, помочь хоть немного разобрться в сложном вопросе поиска и выбора супруга.

- Отец Игорь, как правильно создавать православную семью и найти православного жениха или невесту?

Протоиерей Игорь Пчелинцев. Фото Марфы Гузеевой
Протоиерей Игорь Пчелинцев. Фото Марфы Гузеевой
- Я думаю, универсальных рецептов нет. Для христианина естественно любое дело начинать с молитвы. Об этом даже говорить нечего, потому что, я думаю, обсуждать надо нам молиться или нет по тому или иному случаю, это почти то же, что обсуждать, нужно ли дышать или не нужно. Конечно можно задержать дыхание на минуту - три, но больше не получится. Я думаю таким же естественным должно быть наше отношение и к молитве.

Ну а дальше как поступать? Мне кажется, если это православный юноша, которого волнует построение нормальной семьи, нормальное воспитание своих детей в православных традициях, или подобная ему девушка, то нужно больше стараться держаться среды, где эти намерения могут максимально реализоваться. В ночном клубе или дискотеке, в походах по еще каким-то злачным местам, может быть и можно найти человека, который по каким-то причинам вдруг оказался в чуждой для него среде, но эта вероятность очень мала. Возможность встретить пару в более или менее живой православной среде, где молодежь может общаться - намного вероятнее.

Если такой среды нет, это очень печально. Скажем Москва, Петербург могут быть примером. Для Нижнего Новгорода и других может регионов - это не очень характерно. Но тогда нужно стараться создавать эту среду. Хочешь найти жениха или невесту, хочешь помочь в этом другим, своим братьям, сестрам - надо прилагать усилия по созданию среды общения православных людей, что бы общение им помогало реализовать творческие способности, а также находить друг дургу спутников жизни.

- Часто возникает такой вопрос, а как понять, нужно ли создавать семью? Например, предположим, человек достигает определенного возраста, допустим 30-35 лет. И так получается, что он хочет создать семью, стремится к этому, а спутника жизни все не встречает. И вот есть ли смысл в этом рассматривать волю Божью о том, что оставаться одному или начинают думать о монастыре.

- Монашество - это удел немногих. Немногие по призванию и по обстоятельствам жизни или еще каким-то способны жить монашеской жизнью. Большинство все равно предназначены для семейной жизни. Человек не может жить без семьи. Если такого призвания нет, я не хочу обижать никого, тех что не нашел свою пару или потерял ее по каким то причинам, но считаю, что несемейное положение - это ненормально. Но это не значит, что человек становится ущербным, и что мы его осуждаем. Но нужно что-то постараться сделать, стараться выходить из этого.

- Смиряться с таким положением неправильно?

- Здесь смирение неправильное слово. Нужно искать пути выхода из этой беды. Повторю, необходимо помочь таким людям создавать среду общения, потому что вопрос как раз от нашей замкнутости. Человек чем старше становится, тем более становится замкнутым. Не все, но многие. Я даже по себе это знаю, хотя и двадцать лет в браке живу. Видимо, это какое-то свойство психологии человека, выйти вовне, из своей психологической самодостаточности трудно.

Конечно, нужно брать во внимание и то, что искушения подстерегают человека, и в таком состоянии человеку легче совершить грех, соответствующий одиночеству, например. Вплоть до самоубийства. Это факт.

Преодолевать свою самодостаточность нужно через положительное общение. Конечно здесь, мне кажется как православному священнику, очень большая роль пастыря помогать таким людям, потому что в наших приходах много есть вот таких людей - одиноких. И женщины приходят одинокие и мужчины воцерковляющиеся. Хочется стабильности, семьи, детей. И если нет возможности своих родить, то усыновили бы одного-двух. "Помогите нам" - с такой просьбой приходят к батюшкам. И вот здесь роль пастыря очень важна.

- Часто спрашивают, насколько уместно познакомиться в храме. Многим кажется, что после службы неблагочестиво подойти к девушке познакомиться. Вроде как молитвенный настрой должен быть, не должно быть помыслов о земном...

- Здесь та же самая беда. Я думаю, что монашескую литературу нужно читать с головой на плечах, по крайней мере. Там много ценного действительно по преодолению психологических проблем и духовных проблем человека. Аскетических подсказок живущим в миру. Но нельзя все брать, применять в жизни в миру, в том числе даже священнослужителям.

Описанная Вами проблема - это проблема того, что у нас храм это чаще всего исключительно место богослужений. И это верно, да, храм - это дом молитвы. Но во многих храмах нет церковной общины. А лучшие примеры церковных общин как раз они показывают: службы самое главное, святое святых, но после службы продолжается общение.

Нужно продолжать после службы хоть немного общаться. Это и приходской чай с пирогом, день именинника, или еще кого угодно. Нужно сплачивать людей вокруг прихода, это делает молитву этих людей более цельной. Приведу пример, который меня очень сильно вдохновил.

Настоятель монастыря в горе Фавор во Святой земле о.Иларион рассказывал, что он долгое время был настоятелем церкви в Назарете в приходском храме. Он пришел туда молодым иеромонахом. В храме молились десять арабских православных старушек: они сидели в храме, маленечко клевали носом, молились потихонечку. А в городе тогда еще много было православных, это потом многие эмигрировали. Стали собираться пить чай, говорить просто о погоде. Просто, чтобы друг другу открыться. И вот когда через несколько лет он был переведен на гору Фавор, там уже лет тридцать сейчас служит, или больше, настоятелем православного Преображенского монастыря, осталась церковная община около пяти тысяч человек, которые знали друг друга, общались друг с другом. Из десяти старушек восстала пятитысячная община. В основном молодые люди, здорового образа жизни, знающие друг друга, помогающие в различных проблемах. Многих всколыхнуло неравнодушие пастыря. И конечно это имеет значение и для литургической жизни, для личной жизни этих людей, потому что это способствует спасению.

Здесь очень важна роль пастыря. А настоятелю нужны активные помощники из числа здоровых прихожан, воцерковленных или воцерковляющиеся и помогающих ему. Потому что священника на все одного не хватит. Помимо создания общины своего прихода у него бывает очень много послушаний: он должен окормлять школы, семинарии, больницы, тюрьмы. Поэтому нужны активные помощники, которые и в приходе помогали бы, и даже в тех послушаниях, которые батюшка несет вне прихода.

- Бывают обратные ситуации. Нам на сайт за месяц пришло два вопроса: когда в одном случае священник благословляет выйти замуж за молодого человека, а девушка совершенно не хочет, и в другом случае даже пару разбили, как я понимаю, молодого человека женили на не знакомой девушке. И оставшаяся девушка очень сильно страдает. Как осуществить пастырское руководство в данном случае?

- Пастырское руководство должно созидать, а не разрушать. Это касается и такого брака, и такого же развода. Поскольку я не знаю конкретно тонкостей этих случаев, не могу рассудить и не буду этого делать. Но в целом надо рассуждать, как говорит Святейший Патриарх, и как говорится об этом в Социальной концепции Русской православной церкви, что подобное духовничество и решение проблем брака в виде навязанного благословения - это недопустимо. Это, своего рода, превышение духовнических полномочий.

- Батюшка, это со стороны нам понятно, а вот предположим, как быть в такой ситуации. А когда оказываешься в такой ситуации, например духовник скажет - выходи замуж...

- Завтра свадьба.

- Именно. И, вроде, с одной стороны думаешь, а может это все-таки воля Божья. К своему духовнику очень сложно примерить слова о младостарчестве. Или надо в таком случае дать батюшке книжку "лжепастырство" со словами: "Батюшка, Святейший не благословляет так поступать". Как быть?

- Думаю, даже и так можно поступить. Определенное мужество должно быть у человека, потому что это опять вопрос ответственности духовной жизни. Перекладывать ответственность на духовника недопустимо по отношению к духовнику. Здесь вина ваша будет, а не духовника.

- Т.е. все то, что происходило в монашестве, предположим, когда на духовника перекладывали ответственность за свою жизнь и поступки...

- И то не во всем монашестве. Это определенный этап развития отношений между послушником и его наставником в монашестве. Никто не может благословить любить. И даже Бог никого не может заставить полюбить Себя! Тем более духовник не может благословить на брак, потому что основа брака это любовь мужчины и женщины между собой. Есть любовь - есть брак, нет любви - нет брака. Вы встретили юношу, мужчину, вы его полюбили, а он вас. И вы твердо уверены, что это любовь, а не страсть, не вспышка, тогда можно идти к батюшке: "Благослови! Мы любим друг друга и надеемся, что мы сохраним эту любовь очень долго". А благословить любить - это нонсенс!

- Когда встречается безответная любовь, обычно девушки задумываются так - меня молодой человек любит, я его как-то не очень, но может быть это воля Божья. Я за него, может быть, выйду. Вот он такой хороший... Ведь он страдает бедный. Может быть создать семью в таком случае?

- Я вижу таких семей множество. И могу сказать, что в большинстве своем они очень несчастливы. И это отсутствие любви становится причиной многих бед в этой семье. И потом рождаются дети, они страдают в первую очередь от отсутствия любви. У супругов возникает привычка от совместного жительства и ведения хозяйства. Мне так думается, я вижу и живые примеры в пределах своего прихода. Пастырь и здесь может помочь, могут помочь настоящие друзья и подруги, которые такие же христиане, и они понимают православную систему ценностей. И, исходя из нее, могут очень хорошо и сердечно помочь. Если их нет - сложнее.

Беседовали Анна Данилова, Екатерина Сысина, Александр Савельев

http://www.pravmir.ru/article_1935.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Пчелинцев
Форпост Русской духовной миссии на Святой Земле
Беседа с протоиереем Игорем Пчелинцевым
10.07.2012
Такие же, как и мы?
Где кончается священник и начинается человек
29.05.2006
Все статьи Протоиерей Игорь Пчелинцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08