ШОК И ВОЗМУЩЕНИЕ
В чем смысл очередных нововведений в Вооруженных силах, вряд ли кто понимает. Тем более что все было сделано "тихой сапой", без обсуждения (как это, скажем, имело место по срокам службы и отсрочкам призывникам) и даже без предварительного зондирования армейского общественного мнения. Если данное решение как-то связано с пресловутой экономией бюджетных средств, то очевидно, что оно не выдерживает критики: на фоне общих расходов, какие сегодня выделяются на оборону, сумма сбереженных денег будет ничтожно мала. Но особенно цинично произошедшее на фоне постоянных заявлений высших лиц в военном руководстве страны о неусыпной заботе о повышении социальной защищенности людей в погонах и членов их семей. И, что называется, без комментариев, если таким образом решили найти необходимые средства, скажем, на покрытие задолженности военным пенсионерам за многолетние недоплаты по продпайку.
Суть указа N 364 читатель поймет из таблицы, приведенной на с. 2 этого номера еженедельника. Несложные арифметические подсчеты подтверждают сказанное командиром части. Добавим лишь, что для высших офицеров особых изменений не сделано. Разве что теперь для получения очередного генеральского звания им придется прослужить на данной штатной должности не год, как ныне, а два.
"Как разъяснило мне вышестоящее командование, - посчитал также нужным довести до подчиненных командир части, - видимо, военное руководство надеется на то, что благодаря увеличенным срокам прохождения службы между получением очередных воинских званий офицеры будут набираться больше опыта в исполнении своих должностных обязанностей, а значит, будут куда больше готовы к службе на вышестоящих должностях".
Об этом полковник - уже не без эмоций - сам рассказал "НВО" по телефону и добавил: "Мое руководство тоже было в шоке от этого указа. И хотело бы посмотреть в глаза тому главному исполнителю в генеральских лампасах, кто инициировал удлинение сроков, обосновал и провел через все инстанции вплоть до Верховного главнокомандующего. Это, конечно, надо еще суметь - "протащить" столь явно антиофицерский указ. В армии только-только наметилось сокращение числа досрочно увольняющихся молодых офицеров из войск - и на тебе!.. Да и что это за метания: в 1999-м году сроки сокращают, проходит не так много времени - и бездумно их увеличивают..."
Это мнение определенно выражает общее крайне негативное отношение офицерского корпуса к указу N 364.
"По сути, нанесен такой точечный психологический удар, - сказал по этому поводу источник "НВО" в Минобороны, также удрученный свершившимся. - Любой офицер, которому расти в званиях, постоянно косит взгляд на погоны, мечтая об очередной звездочке. Я-то уже полковник, но отлично понимаю тех офицеров, особенно молодых, кто благодаря нашим арбатским головотяпам - да-да, не надо думать, что эту дичь предложил кто-то в администрации президента или в правительстве, - лишается динамичного карьерного продвижения, что в армейской среде имеет большое значение".
Автор этих строк хотел бы подтвердить слова собеседника одним примером. В начале 1980-х мне довелось служить в Тоцких лагерях. Там одному взводному, который "выходил" лейтенанта, но был обвешан взысканиями, не присваивали следующее звание. Он подождал с месячишко, а потом сам прикрутил себе на погоны по третьей звездочке. Ему: да как ты смеешь без приказа командующего?! А он: мол, срок присвоения вышел, все мои сокурсники старшие лейтенанты, а чем я хуже? Мне вашей десятки за звание старлея не надо! Его утешало то, что солдаты его "товарищем старшим лейтенантом" называли. Кстати, взводом он действительно неплохо командовал. И ведь добился - присвоили. Случай, конечно, редчайший и отчасти анекдотичный, но он только подчеркивает важность проблемы.
Не случайно ни один из генералов военного ведомства (впрочем, как и военачальников, сегодня являющихся членами комитетов по обороне Госдумы и Совета Федерации) никак не прокомментировал выход в свет указа N 364. Очевидно, что любые комментарии внесли бы дополнительное раздражение в офицерскую среду. Попытки "НВО" выяснить, в чью "мудрую" голову при нынешних настроениях в офицерском корпусе (бесквартирье, низкие зарплаты) затесалась идея увеличения сроков службы по званиям, ныне воплощенная, успехом не увенчались. Лишь один источник обмолвился об имевшем место кулуарном разговоре на этажах Минобороны, когда один генерал говорил другому: ситуация, дескать, в войсках такая, что, скажем, чтобы офицер получил капитана, надо назначать его ротным командиром, а он командовать ротой еще далеко не готов. И так повсеместно: звания "гонятся" за должностями, а должности "не готовы терпеть" скороспелых неопытных выдвиженцев на них.
ОШИБКУ ИСПРАВИТ ПРЕЕМНИК?
Так или иначе, а указом N 364 Верховный главнокомандующий "отбросил" сроки присвоения званий даже не за 1999-й год, а в 1960-1970-е. Помнится, в ту пору лейтенант носил свои погоны с двумя звездочками 3 года. И даже тогда, при всем престиже военной службы и обеспеченности ее материально, это было для молодого офицера, начинающего свой карьерный рост, психологически нудным испытанием.
На третье году лейтенантства многие взводные работали спустя рукава. Поняв это (кстати, без всякой помощи военных психологов, института которых в те годы не существовало), военное руководство в начале 1970-х году уменьшило срок до 2 лет. Надо было видеть, какое приподнятое настроение царило тогда в среде офицеров! Тем более что сокращалась с 4 до 3 лет и "дистанция" от капитана до майора. Хорошие служаки, окончившие училище в 21 год, становились старшими офицерами в 29, а звание "полковник" получали в 38 лет и очень гордились этим. Разумеется, далеко не всем потом удавалось выбиться в генералы, но, как говорят офицеры, "привинтить три шайбы раньше сорока лет" было весьма престижно и почетно.
В 1999-м президент Борис Ельцин, чтобы хоть как-то остановить массовый исход профессионалов из армии, скостил еще пару-тройку промежуточных сроков получения офицерами очередных звезд... Наверное, стать полковником в 35 лет - это все же "слишком". Опыта явно маловато, особенно если кого-то назначали командиром части. Поэтому система сроков между званиями, существовавшая до 1999 года, представляется, по мнению опрошенных автором этих строк старших офицеров, наиболее оптимальной. Как говорится, раз уж так хотелось, то вполне можно было вернуться к уже апробированному, а не повышать летоисчисление для каждого звания.
В последние годы стремление "быстрее" получить очередное воинское звание на фоне бесперспективности скорейшего получения жилья и слабых надежд на существенное повышение денежного довольствия было одним из важнейших моментов в мотивации офицеров к службе. Президентский указ N 364 практически лишает офицеров этого реально действующего стимула: пусть нет квартиры, пусть по ночам я подрабатываю, охраняя автостоянки и фирмы нуворишей, но хоть очередное звание получил.
"Скорее всего, - сказал "НВО" упомянутый выше командир части, - военное руководство уже в ближайшие месяцы поймет, что допустило ошибку. Революций среди офицеров, конечно, не будет (уж если монетизацию льгот пережили, то о чем говорить!), но, думаю, что указ в определенной степени вновь спровоцирует отток офицеров из войск. Сужу это по настроениям своих подчиненных..."
Вряд ли ошибку будет исправлять допустивший ее ныне действующий Главковерх (хотя бы потому, что ему о ней просто побоятся доложить), а вот кандидат в президенты на выборах 2008 года мог бы использовать это как один из "козырей" в борьбе с конкурентами.
С КОНТРАКТНИКАМИ ТОЖЕ НЕ ВСЕ ЛАДНО
Что касается "верхней части" указа, касающейся солдат и сержантов контрактной службы, то в настоящее время сложно говорить, какие сроки между званиями будут мотивировать их "верой и правдой" выполнять свои обязательства после заключения соответствующей договоренности с Минобороны. Если уж к офицерам такое отношение, то проблему сроков для контрактников наверняка и вовсе никто не изучал. Однако известно следующее. Минувшей зимой были обнародованы данные о том, что даже в считающихся элитными Воздушно-десантных войсках (ВДВ) наблюдаются большие проблемы с комплектованием частей и подразделений добровольцами. По сообщению службы информации и общественных связей ВДВ, более чем по тысяче десантников в год в период с 2004 по 2006 год досрочно прервали контракты с МО (или каждый четвертый из 13 тыс. "голубых беретов", влившихся в "крылатую пехоту" на добровольной основе). По словам представителей ВДВ, основная причина досрочного ухода добровольцев из войск - все та же "социалка": отсутствие жилья и низкая зарплата (на 1 января 2007 года рядовой контрактник ВДВ получал в среднем 7800 рублей, а сержант - на одну тысячу больше).
В ВДВ отмечают, что сейчас работа по повышению статуса контрактников, их социальной защищенности - одна из главных задач в деятельности командования. Вряд ли добровольцы в голубых беретах получат "дополнительную мотивацию" к службе, видя, как высшее военное руководство "дополнительно мотивирует" к этой самой службе их командиров-офицеров.
Кстати, главком ВДВ генерал-полковник Александр Колмаков 14 марта радостно довел до сведения общественности, что в настоящее время во вверенных ему войсках прекратился процесс досрочного увольнения молодых офицеров. По его данным, если в 2001 году ВДВ покинули 62 выпускника, в 2003 году - 27, то в 2006-м уволились всего 2 лейтенанта... А уже через неделю после этого главный "крылатый пехотинец" страны мог ознакомиться с содержанием указа N 364. Что он по этому поводу думал, остается только догадываться...
http://nvo.ng.ru/wars/2007-03-30/1_ukaz.html