itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Ночной охотник" повенчался с "Черной акулой"

Как бы ни были хороши или плохи отечественные боевые вертолеты, а летают они на заграничных двигателях

0
257
Время на чтение 6 минут
В российских армейских кругах, экспертном сообществе вот уже несколько лет ведется горячая дискуссия по поводу сравнительных боевых возможностей вертолетов Ми-28 "Ночной охотник", Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор". Преобладает убеждение, что милевское детище по многим характеристикам проигрывает камовским "хищникам". Конечно, все точки над "i" может расставить только опыт участия винтокрылых машин в реальных военных действиях. И все же "НВО" попыталось прояснить ситуацию с помощью создателей названных геликоптеров и специалистов.

СОПОСТАВИМЫЕ МАШИНЫ


Известно, что между милевцами и камовцами шла острая конкурентная борьба за заказ на серийное производство уже созданных ими вертолетов. Еще когда были сконструированы, построены, успешно испытаны Ка-50 "Черная акула" (прошла апробацию том числе и в ходе контртеррористических операций в Чечне) и Ка-52 "Аллигатор". Предполагалось, что камовские машины в определенной степени потеснят испытанного в боях воздушного "бойца" Ми-24. Однако этого не случилось. Год назад начался выпуск вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник", на которые сделало ставку Минобороны РФ. Если верить военному руководству, то до 2010 года ими укомплектуют два полка, а к 2015 году в строю будет находиться до 300 геликоптеров данного типа.

Сразу заметим, что заместитель генерального директора ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля" Михаил Короткевич не подтвердил "НВО" эти весьма оптимистические расчеты военных: по его словам, "запланировано приобретение Министерством обороны этих вертолетов в течение 2007-2015 годов в количествах, не превышающих 10 штук ежегодно", то есть не более 100 машин за девять лет (источники "НВО" в Военно-воздушных силах называют еще меньшую цифру - 50 "охотников"). В то время как Ка-50 и Ка-52 Минобороны будет закупать лишь по 5 машин в год, о чем сказал первый вице-премьер Сергей Иванов, который в апреле изучал на местах проблемы дальневосточного ОПК ("Черные акулы" и "Аллигаторы" производит предприятие "Прогресс" под Владивостоком). Известно также, что эти винтокрылы поступят в бригады специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба ВС РФ.

Однако в кругах специалистов - вопреки позиции руководства Минобороны, Генштаба и ВВС - продолжают высказываться весьма критические мнения в отношении "Ночного охотника". Скажем, хвостовой винт у этой машины не имеет никакой защиты и низко расположен, что в полевых условиях, особенно в горах, может привести к его повреждению. Пушка размещена под носом в самой вибрирующей части корпуса, отчего в стрельбе Ми-28Н проигрывает по точности Ка-50 и Ка-52 и тому подобное (подробнее об этом см. "НВО" N 30, 2006). Но Сергей Иванов (в свою бытность министром обороны) и генералы остановились на Ми-28 из-за его сравнительно низкой цены. Более того, еще в 2005 году главком ВВС (ныне бывший) генерал армии Владимир Михайлов вообще предлагал "забыть" о Ка-50, "поскольку у государства на выпуск этой машины просто нет средств".

Обозреватель "НВО" попросил представителей фирм "Камова" и "Миля" высказаться по этому поводу. И получил такие ответы.

Заместитель гендиректора фирмы им. М.Л. Миля Михаил Короткевич:
- И Ми-28, и Ка-50 создавались по единому техническому заданию, по одним и тем же требованиям, которые были заданы военными. Да, оба вертолета спроектированы по разным схемам, находятся в разном состоянии разработки. Но утверждение о том, что это абсолютно разные по эффективности вертолеты, а тем более, что один превосходит другой, - совершенно не соответствуют действительности. Ми-28Н достаточно эффективен, является современным вертолетом, аналогом американского вертолета An-64D-Long-Bou. Ми-28Н может решать задачи днем и ночью, и в простых, и в сложных метеоусловиях - это факт, и это проверяют сейчас испытатели Министерства обороны.

Глава фирмы "Камов" Игорь Пшеничный:
- Острой конкурентной борьбы между нашими фирмами, как это может кому-то показаться, нет. Это соперничество носит здоровый характер. Находясь сегодня в единой корпорации "Оборонпрома", мы координируем между собой деятельность, помогаем друг другу, обмениваемся опытом. Но хочу отметить, что Ка-50 был принят на вооружение еще в 1995 году. Ка-52 является логическим продолжением этой разработки. У каждого вертолета своя специфика, это предусмотрено Госпрограммой вооружений, и все машины будут поставляться в российские Вооруженные силы. Со стороны армии на сегодняшний день мы не видим администрирования в этом отношении, запрет на производство какого-то из называемых здесь вертолетов не звучал.

На уточняющий вопрос обозревателя "НВО", в каких количествах будут закупаться военным ведомством "Черная акула" и "Аллигатор" и действительно ли Ка-50 и К-52 гораздо дороже Ми-28Н, Пшеничный ответил, что он "не хотел бы называть конкретные цифры": "Потому что в рамках Госпрограммы вооружений, принятой до 2015 года, возможны различные корректировки". Но признал, что, "к сожалению, исходя из сегодняшних решений", производство боевых вертолетов фирмы "Камов" "будет менее массовым", чем вертолетов Ми-28. Что же касается цен, то с учетом второй и третьей коопераций, а также серийного производства и одного и второго вертолета, стоимости их разработки, эти цены камовских и милевской машин будут иметь сопоставимый характер.

А вот мнение независимого эксперта - члена Российского вертолетного общества Евгения Матвеева. Он сказал "НВО", что все винтокрылы - как милевский "охотник", так и камовские "хищники" - не адаптированы в должной мере к современным условиям использования подобных геликоптеров. "Вертолеты тяжелы - за 10 тонн, создавались они для действий во фронтовой полосе, а не для тех войн, которые ведутся, скажем, в Чечне или в Ираке, - пояснил собеседник. - Поэтому все три машины на сегодня могут иметь достаточно узковатый сектор боевого применения и, следовательно, не могут закрыть ряд проблем с точки зрения обороноспособности".

Матвеев вообще считает, что "Минобороны и производители решили проблему реализации финансовых средств, отпущенных на оснащение армии новыми боевыми вертолетами, оставив на задворках вопрос рациональности и эффективности использования нового вертолетного парка". По его мнению, холдинг "Оборонпром" с 2004 года сосредоточил под своей эгидой "объединенную кучу милевских и камовских денег", но так и не начал решать стратегический вопрос, закладывать основные принципы развития вертолетостроительной стратегии, что со временем радикально изменило бы положение дел в области создания и производства современных военных, специальных (скажем, для МЧС и МВД) и гражданских вертолетов. В этой плоскости и находится проблема обеспечения армии винтокрылами Ми-28, Ка-50 и Ка-52.

СВОИХ ОБРАЗЦОВ ПЯТИЛЕТКУ ЖДАТЬ...


Одна из ключевых проблем отечественного вертолетостроения состоит и в том, что в России отсутствует собственное производство двигателей для геликоптеров. "И даже программы государственной в этом направлении нет, - сетовал представитель фирмы "Миль" Короткевич. - После распада Советского Союза все серийное вертолетное двигателестроение осталось на Украине".

Обозреватель "НВО", задавая свой очередной вопрос, напомнил заместителю гендиректора, что два года назад было принято решение на уровне президента о том, чтобы в кратчайшие сроки организовать производство двигателей для вертолетов в России, причем - сразу на нескольких заводах. Пошел ли этот процесс?

"Пока все двигатели первой категории, которые ставятся на серийные вертолеты Ми-8, Ми-17, Ми-24 и Ми-28, - это продукция запорожского завода "Мотор Сич", - сообщил Короткевич. - Да, наш завод имени Климова освоил выпуск двигателей ВК-2500, но надо понимать, что "Климов" - это не серийный завод, это - разработчик двигателей, он имеет возможность лишь в ограниченных объемах выпускать свою продукцию. В небольших количествах она была поставлена и на Ростовский завод, где двигатели были установлены на вертолет Ми-24, планируется, что и Ми-28 будет ими оснащен. Но это непрофильная продукция этого предприятия".

Судя по тому, что рассказал Михаил Короткевич, массового вертолетодвигательного производства (речь идет прежде всего о конвейере для выпуска силовых установок ТВ3-117 и ТА-14), несмотря на все фанфарные заверения представителей отечественного ОПК, в России не будет еще минимум лет пять. И это в лучшем случае. Пока же, по словам Короткевича, "идет только работа по освоению выпуска ремонтно-групповых комплектов для освоения хотя бы капитального ремонта этих двигателей в России". "А проработка той конструкторской документации, которая передана, ну, допустим, заводу имени Чернышева и еще одному предприятию, которое изъявило желание заняться выпуском этого вертолетного двигателя, - этот процесс еще только в начальной стадии", - констатировал заместитель гендиректора.

Милевец также пояснил, что "хотя он не двигателист", но знает, что "разработка нового двигателя значительно сложнее, чем разработка вертолета. И цикл занимает больше времени. Поэтому меньше чем в 5 лет очень сложно уложиться".

Любопытно, что на фоне всего этого к российскому вертолетодвигательному рынку не без определенных телодвижений "Оборонпрома" стали присматриваться во французском городе Бордес, где находится завод соответствующего профиля компании "Турбомека". 1 июня там прошла презентация региональных программ, и представитель предприятия Валери Крол заявил агентству "Интерфакс-АВН", что "мы оцениваем потребность российского рынка в вертолетных двигателях до 2020 года в несколько тысяч единиц". Уже сейчас фирма работает над тем, чтобы предложить свою продукцию российской промышленности. Крол сообщил, что не так давно в Бордесе побывала солидная делегация российских вертолетостроителей. Оборонпромщиков представляли как милевцы, так и камовцы.

"Мы продолжаем переговоры", - подчеркнул Валери Крол. Но уже известно, что в ближайшее время "Турбомека" планирует создать и сертифицировать первый сервис-центр на базе аэродрома "Астафьево" под Москвой. Французским двигателем "Арриус" будет оснащаться вертолет Ка-226. Всего же, по словам Крола, в России сегодня эксплуатируется свыше 20 вертолетов с двигателями упомянутой компании. Известно, что "Турбомеке" принадлежит 46% мирового рынка вертолетных двигателей. Оборот компании в 2006 году составил 870 млн. евро (на 20% больше, чем в 2005 году). В 2006 году компания произвела свыше 1 тыс. вертолетных двигателей и свыше 2000 - отремонтировала.

И еще одна наталкивающая на размышление деталь. На заводе в Бордесе в три смены трудится свыше 2,5 тыс. работников. Они получают в среднем около 2 тыс. евро, а их средний возраст - 36 лет. В то время как на заводах российских фирм, по признанию самих их представителей, дорабатывают до пенсионного возраста "деды", которым под 60...

http://nvo.ng.ru/armament/2007-07-06/6_hunter.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Плугатарев
"Вся Россия больна кадетством!"
Бывшие суворовцы и нахимовцы, их зарубежные собратья намерены воссоздать систему воспитания элиты Отечества
28.09.2007
Беспрецедентный прецедент
Создал в верхних эшелонах власти министр обороны Анатолий Сердюков
28.09.2007
Откуда "есть пошла" многовековая вражда
Размышления о российско-чеченских отношениях
28.07.2007
А до Арлингтона все же не дотянет...
В Подмосковье создается кладбище для президентов и маршалов-бессребреников
23.06.2007
Все статьи Игорь Плугатарев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40