Например, в N5 (за март текущего года) "Церковного вестника" опубликована статья игумена Спиридона (Письменного), предлагающего свой, альтернативный богослужебному Уставу, способ совершения службы Великой Субботы вместе со службой праздника Благовещения.
Автор статьи "Красота и смысл богослужения" свой оригинальный способ совершения Благовещенской службы текущего года предваряет весьма пространным вступлением, в котором пытается обосновать аргументами от истории возможность "творческого" подхода к богослужению. Среди целей, к которым стремится уважаемый автор, - исключительно благие намерения по развитию миссионерства в богослужебной сфере.
Думается, что ни у кого не вызывает сомнений то, что главной задачей православного миссионера является воцерковление людей, выросших и сформировавшихся либо в эпоху воинствующего атеизма, либо уже в годы либерального нигилизма. Но происходить это воцерковление должно через приобщение народа Божия к сокровищам Священного Предания, одной из форм которого является наше богослужение, а не путем "подстраивания" традиции, которой жила Церковь на протяжении многих веков, к запросам современного общества, для которого любое усилие, в частности, предпринимаемое для уразумения сложных форм и смысла богослужения, является непосильной задачей.
По словам святителя Афанасия (Сахарова), "наше богослужение - высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы. И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, - это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе".
Ведь никакому православному миссионеру, надеемся, не придет в голову серьезно рассуждать на тему "редактирования" - искажающего смысл - Десяти Заповедей или других положений нравственного учения Церкви, потому что они-де многим непонятны, устарели и требуют подновления. Вряд ли кто дерзнет упростить (если не сказать прямо - изменить) учение Православия, пусть и в благих миссионерских целях, до уровня сознания людей, которые только приходят к Богу, были воспитаны в отрыве от веры отцов, и по понятным причинам не вмещают в себя пока все богатство богословия. Задача миссионера - вскормить их в святоотеческом духе, чтобы со временем, постепенно, они смогли впитать в себя всю полноту церковного вероучения.
Конечно, на эти слова могут возразить, что не следует ставить знак равенства между Типиконом и догматическим или нравственным учением Церкви, имеющим сотериологическое значение. Но никто и не отождествляет богослужебную традицию, сформировавшуюся в Русской Церкви к XX веку, со Священным Писанием или оросами Вселенских Соборов. Изучение развития богослужения и исправление ошибок и неточностей в богослужебных книгах является задачей литургической науки, и этот тезис вряд ли кто-то будет оспаривать. Просто таким сравнением ярче подчеркивается базовое положение, на котором зиждется здоровая церковная жизнь каждого мирянина, а тем паче монаха и священнослужителя - это послушание Богу и Его Святой Церкви. А непослушание, как противопоставление себя опыту Церкви (будь то в догматических, литургических или нравственных вопросах), начинается, как правило, с "мелочей".
Православные литургисты и уставщики далеки от абсолютизации Типикона, знают многие "умолчания" и неточности, а то и ошибки в его тексте и в других богослужебных книгах, требующие серьезного изучения, и при необходимости - исправления. Но они понимают, что все эти действия должны совершаться так, как это всегда было принято в Церкви Христовой: не дерзостно и самочинно, по своему разуму, а с рассуждением, в союзе мира, и по благословению священноначалия. Например, последние издания Служебника, выпущенные в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви, содержат исправления некоторых литургических неточностей. Изменения, внесенные в текст книги, были рассмотрены Синодальной богослужебной комиссией и благословлены Святейшим Патриархом.
Непонятно, почему автор статьи "Красота и смысл богослужения" совершенно серьезно предлагает осуществить революционное, литургически совершенно неоправданное реформирование нашего богослужения в праздник Благовещения, а некоторые настоятели храмов, и даже наместники обителей, по его словам, это благословляют. Ведь очевидно, что происходит это вопреки позиции священноначалия, которая выражена в регламентирующих богослужебную жизнь Русской Церкви официальных изданиях. И если в эти издания иногда и вкрадываются незначительные неточности, проникающие туда по немощи человеческой, это отнюдь не означает, что литургическая традиция и богослужебный строй, которыми жила наша Церковь многие столетия, могут быть попираемы своеволием уставщиков некоторых храмов и монастырей.
Обращение автора к греческому приходскому Уставу (т.е. Типикону Виолакиса) в качестве аргумента "за" более вольное отношение к службе праздника Благовещения не совсем уместно. В отличие от предложений многоуважаемого отца игумена, этот Устав был принят и введен в обиход каноническим путем, а не "через голову" священноначалия. Правда, причины, побудившие к внедрению этого Типикона в практику греческих приходов, не были устранены с его появлением. Как не выполнялся на приходах монастырский Устав, так сейчас редко где выполняется и этот, официально сокращенный, приходской Типикон. Кстати, на монастыри введение приходского Устава влияние, в основном, не оказало, и в богослужение монастырей практически никакие изменения не были внесены. Перенос же Благовещения со Страстных Пятка и Субботы на Пасху делался в Типиконе Виолакиса из-за литургических сложностей "технического" характера, к которым могли быть не готовы некоторые священнослужители, однако такое перенесение всегда воспринималось как ущербное, хотя и допускаемое ради икономии. Поэтому тем более странным выглядит призыв следовать опыту, возводящему проявление некой неполноценности в норму. Но это уже другая тема...
Изменения, которые предлагает произвести в богослужении праздника Благовещения в текущем году автор публикации "Красота и смысл богослужения", не могут всерьез рассматриваться литургистами, потому что представляют собой "творчество от ветра главы своея", практически полностью изъятое из системы координат, в которых существует богослужение Православной Церкви уже многие столетия. Автономность этих предложений по отношению к уставной традиции Православия ставит данный вопрос за рамками научной литургической дискуссии, и переводит его в область категорий "нравится/не нравится". Приходится лишь сожалеть, что этот "продукт" исходит от монастырского уставщика.
Неужели Господу будут угодны миссионерские усилия, которые сопровождаются пренебрежением к литургической традиции нашей Церкви, освященной опытом сонма святых?.. Сам собой встает вопрос, будет ли польза от такого воцерковления прихожан, если с самого начала, с порога, истинная богослужебная традиция подменяется суррогатной, сконструированной по личному проекту того или иного миссионера?..
Среди аргументов в пользу изменения порядка богослужения в Великую Субботу в статье приводится пример с "охрипшей клирошанкой", ради которой настоятель возможно многое позволит сократить. Но отличие такого сокращения от предлагаемого состоит в том, что оно, будучи деликатно произведенным, кардинально не нарушит весь строй уставного богослужения, которое можно сравнить с филигранной тонкости ювелирным украшением, и не превратит это произведение, образно говоря, в груду металлолома. Нельзя простое уменьшение читаемых и поемых текстов на богослужении, совершаемое по немощи или по милосердию к той же "охрипшей клирошанке", приравнивать к полному перекраиванию структуры службы и разрушению взаимосвязей внутри гимнографического материала.
Призываем отца игумена последовать своему же совету: "...к Уставу нужно подходить, как к живому, а не застывшему. Устав - цветущее и плодоносящее дерево, и нуждается в обрезке, окапывании, побелке ствола.... Это нужно делать очень осторожно".
Не стоит так хладнокровно резать по живому и рубить это цветущее дерево под корень, попирая базовые литургические нормы и нарушая совет апостола Павла: "Вся же благообразно и по чину да бывают..." (1 Кор. 14:40), и внося в богослужение хаос, свойственный "службам" обновленческих группировок первой половины XX столетия. Как инструктор по пешему туризму, отец Спиридон, несомненно, знает, что, равняясь в походе на слабейших, все же не следует в угоду им кардинально изменять направление движения, потому что, в конце концов, можно оказаться не там, куда стремился...
Рассматривая рекомендации по совершению службы Благовещения в Великую Субботу в 2007 году, предлагаемые уважаемым монастырским уставщиком, можно поставить ряд вопросов, касающихся соответствия этого "изобретения" литургическому "ГОСТу", "стандартам", принятым в богослужебной традиции Православия.
Во-первых, на каком основании фактически упразднены, что следует из высказанных предложений, благовещенские вечерня, утреня и часы, а служба двунадесятого Богородичного праздника перенесена на повечерие и, практически, низведена до статуса службы святого без знака? Во-вторых, почему Благовещение было лишено полной Литургии, назначаемой ради этого праздника Уставом даже в великопостные будни, а праздничные литургийные элементы были загнаны в "гетто" и сведены к куцему воплощению на изобразительных? И это в то время, когда в уставном типе богослужения утреня Благовещения в некотором смысле даже доминирует над великосубботним богослужением (ср., например, распределение кондаков на каноне). И, наконец, как вообще воспринимать идею "разведения" по службам суточного круга гимнографического материала разнородной тематики? Ведь аргумент: "...для современного слушателя, не воспитанного на тонкостях византийской гимнографии, соединение канона Благовещения и канона Погребения - вопрос непростой. Это нужно еще уметь воспринять", может быть применим практически к любой службе года. Соединение в седмичные и воскресные дни разнородных по содержанию текстов Октоиха и Минеи, песнопений Октоиха и Триоди в Недели Великого поста, служб Минеи и Триоди в седмичные дни поста, а также сопряжение в попразднства двунадесятых праздников текстов праздника и рядового святого внутри корпуса самой Минеи - является базовой идеей православного богослужения. Нетрудно заметить, что для нашей литургической традиции, воплощающей в себе высокохудожественный синтез разных тематических пластов, обогащающих молитвенный строй Церкви, вообще чуждо такое "раздельное питание", которое предлагается: вечерня, утреня и Литургия - исключительно Триоди, а повечерие, изобразительны - принудительно Минеи.
В завершение, позволим себе выразить надежду на то, что читатели сами сделают выводы относительно предложений, высказанных в статье "Красота и смысл богослужения", и постараются оценить их возможные последствия.
С.А. Ванюков, сотрудник Календарного отдела Издательского совета РПЦ
http://www.patriarchia.ru/db/text/217425.html