Работа над ошибками

Из опыта расследования и профилактики авиационных происшествий

0
105
Время на чтение 4 минуты
Руководство Службы безопасности полетов авиации ВС РФ провело показательный разбор расследования одного из наиболее "громких" авиапроисшествий прошлого года - аварии самолета Ту-134 ВВС ВМФ, случившейся 7 июля 2006 г. при его взлете с аэродрома Гвардейское (Крымская область). На данное мероприятие были приглашены не только должностные лица морской авиации, но и представители авиапрома, заинтересованных КБ, а также специалисты по безопасности полетов различных видов Государственной авиации РФ и их коллеги из гражданских авиационных структур.
Напомним обстоятельства расследовавшегося аварийного события.
Самолет Ту-134 должен был выполнить транспортный перелет из Крыма на один из подмосковных аэродромов. На борту находились 29 человек - экипаж и служебные пассажиры, в том числе из руководящего состава ВМФ. Этот маршрут летчики выполняли в оба конца многократно, их подготовленность - и общая, и к данному полету - сомнений не вызывала. Взлетный вес самолета был близок к предельно допустимому, но не превышал его (48 и 49 тонн соответственно). Правда, температура воздуха была около +25 градусов, что ухудшало взлетные возможности - снижаются тяга двигателей и подъемная сила крыльев.
С разрешения руководителя полетов экипаж, выведя двигатели на максимальный режим, начал взлет. Но при окончании разбега, когда критическая скорость, гарантирующая безопасность его прекращения, уже была пройдена, а нос самолета устойчиво поднят на взлетный угол, во входное сопло левого двигателя попала птица из стаи, оказавшейся в районе центра ВПП. Это четко зафиксировано и телесъемкой с КП. Также это подтвердила реакция экипажа. Из движка выбросило выхлоп пламени, а затем из него пошел дымный щлейф.
Командир экипажа практически мгновенно оценил возникшую ситуацию. Аварийный двигатель был убран до малого газа, а взлет с исправно работающим правым, как это предписано в руководстве по летной эксплуатации, был продолжен. Но самолет после отделения от ВПП перестал увеличивать скорость и завис на минимальной высоте. И командир тотчас принял и стал выполнять другое решение - садиться на оставшуюся часть бетонки. Оно совпало с выкриком руководителя полетов (РП): "Прекращай взлет!"
Самолет приземлился на ВПП за 300 с небольшим метров до ее торца. И, несмотря на энергичное применение летчиками всех доступных средств торможения, он на скорости болидов "Формулы-1" сошел с бетона на грунт.
Командир экипажа стал решать теперь единственную задачу - избежать лобового столкновения несущегося самолета с препятствиями. Наиболее существенными из них были компоненты курсового посадочного радиомаяка в составе строения и двух "кунгов". И это удалось - воздействием на руль поворота. Но правое крыло самолета все же задело антенны курсового радиомаяка, вследствие чего разрушился крыльевой топливный бак и возник очаг интенсивно развившегося пожара.
После прекращения движения фюзеляжа по грунту (около 900 метров от торца ВПП) экипаж организовал экстренное покидание горящей машины всеми пассажирами, которое завершилось удачно. Небольшие ожоги и травмы получили только оба летчика.
Расследование этой аварии было поручено созданной приказом министра обороны РФ комиссии, которую возглавил заслуженный военный летчик РФ полковник Виктор Сороченко. Он имел большой опыт не только расследований, но и личных полетов, в том числе на реактивных самолетах, близких по характеристикам к Ту-134. Кстати, при расследованиях в гражданской авиации, а также и за рубежом такое бывает далеко не всегда. Там комиссиями зачастую руководят лица без летного образования и тем более опыта полетов. Характерно, что их выводы, как правило, сосредотачиваются на так называемых ошибках летного состава.
Комиссия встретилась с большими сложностями и в выяснении причин произошедшего, и в оценке действий экипажа. Сначала звучали диаметрально противоположные высказывания с разных уровней, что абсолютно обычно для первых дней после авиапроисшествия. По мнению одних, надо было энергично продолжать взлет, чтобы затем выполнить экстренную посадку с одним работающим двигателем. По мнению других, прекращать взлет сразу же после попадания птицы в двигатель. Таким образом, по обеим версиям летчики оказывались виноватыми, так как их действия не совпали ни с первым, ни со вторым вариантом.
Комиссия избрала свой путь: пунктуальное исследование работоспособности двигателей данного самолета, причем не только в день вылета, но и за весь обозримый период его эксплуатации. Одновременно с этим проводился анализ всех нормативных и методических документов в части, касающейся прекращения и продолжения взлета.
К этим работам были привлечены наиболее квалифицированные специалисты НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС, самолетостроительного и двигателестроительного КБ, ЦАГИ, Сибирского института авиации, летно-испытательного центра ВВС и других компетентных организаций. И пунктуальное изучение данных объективного контроля, дополненное математическим моделированием, однозначно показало: при разбеге и взлете правый двигатель "недодавал" около 20 процентов тяги. По аналогичным причинам в гражданской авиации произошли два авиапроисшествия при взлетах Ту-134 - в Перми и Каменск-Уральске. Но эти данные не стали достоянием военных летчиков и инженерно-технического состава, не сыграв профилактической роли в эксплуатации Ту-134 в ВВС.
По второму - документальному - направлению комиссия выявила существенные недостатки в изложении правил и методики выполнения и прекращения взлета самолетов Ту-134. Некоторые пункты противоречили друг другу или были явно нелогичны, например: при отказе одного двигателя на взлете пилотировать до высоты 120 метров по приборам. Зачем?
В результате длительных исследований комиссия пришла к однозначному выводу, что экипаж при возникновении и развитии особой ситуации действовал безошибочно. Причиной аварии признан "недобор" (формулировка - из акта) тяги правого двигателя. Происшествию способствовали недостатки в отработке и корректировке нормативно-методической документации по самолету Ту-134, а также в систематичности использования данных "черных ящиков".
В заключение можно отметить оценочное высказывание одного из участников сбора - специалиста с большим опытом учета и анализа различных авиапроисшествий во всех родах авиации, а также за рубежом. Оказывается, что на долю строевых летчиков ВВС и линейных пилотов ГА иногда выпадают ситуации незапланированных испытаний в полете, которые не были опробованы штатными испытателями, в том числе и самых высоких рангов. И соответственно действия в этих ситуациях не прописаны полностью в нормативных документах.

http://www.redstar.ru/2007/03/23_03/2_02.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Дудин
Сбивали и специально, и по ошибке
Некоторые трагические страницы из летописи гражданской авиации
26.01.2007
Все статьи Валентин Дудин
Последние комментарии
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Бармалей
18.04.2024 15:00
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40