Клиросное служение в Европе: здесь нет выбора

Клиросное служение в Европе и в России. В чем разница? Своими размышлениями на эту тему делится регент Воскресенского прихода МП в Цюрихе, матушка Мария Батова

Новости Москвы 
0
141
Время на чтение 6 минут
Я не могу говорить от лица всех европейских регентов, но думаю, что ту ситуацию, в которой находимся мы, многие знают изнутри. Самое главное и самое принципиальное отличие от России в том, что церквей тут гораздо меньше.

Например, на всю Швейцарию у нас 3 прихода Московского Патриархата, из которых один франкоязычный. А оставшиеся два прихода (в Женеве и в Цюрихе) разделяет три часа пути. В итальянской части вообще нет русскоязычного прихода: в Лугано только румынская община, и русские прихожане, как правило, посещают богослужения, проводимые на смеси итальянского и румынского языков.

Сравните с Россией: только на одной Малой Никитской улице Москвы - храмы Св. Татианы и Малого Вознесния, у Никитских ворот - храмы Большого Вознесения и Феодора Студита. Отсюда вывод: самое главное отличие в том, что у нас нет выбора. Если вы живете в Москве, можно выбрать себе храм по какому угодно критерию: хороший духовник, любимая община, хороший хор, любимые иконы, красивые росписи, близость к дому...

Здесь выбора нет. Храмов два, а с учетом их расположения - по одному на большие части страны. Вот один Цюрихский храм. Хор один и тот же. Батюшка один. Тут не забалуешь, такую приходится проходить школу терпения. Ведь довольно просто испортить отношения, но если ты внутри общины, то надо скорее мириться: вариантов вроде "причащаться с этим человеком из одной Чаши" или "не причащаться" просто не существует. Конечно, эта ситуация отсутствия выбора отражается и на клиросном служении. Певчий не может перейти в другой хор, поскольку его просто нет. Регент тоже должен дорожить каждым певчим, ценить каждого, вытаскивать из каждого певчего максимум умения.

Второй существенный момент - многонациональный состав общины и, следовательно, хора. В нашей общине (и во многих общинах Европы) есть прихожане "из местных". В нашем случае - швейцарцы. Когда мы приехали сюда почти 7 лет назад, хором управлял швейцарец Дани Шэрер, а пели в нем немка, швейцарка и двое австрийцев. Ноты, по которым мы пели Литургию, были подтекстованы латинскими буквами (транслитом) для тех, кто плохо читает кириллицу.

На всенощные эти прихожане, конечно, не ходили: уж слишком там много изменяемых песнопений на непонятном языке, а Литургия все-таки с годами уже улеглась в голове. То есть, на всенощной мы пели с Дани вдвоем. Надо сказать, что Дани - это уникум. Он пришел в Православие, если не ошибаюсь, в 18 или 19 лет и не только принял православную веру всей душой, но и стал отдавать себя певческому служению. Дани прекрасно знает устав и хорошо знает церковно-славянский язык. Во многих приходах Европы есть такие прихожане - французы, немцы, итальянцы, голландцы, бельгийцы, англичане, посвятившие себя какому-либо служению именно в русской православной общине. На нашем клиросе сейчас много русских. Слышно, что хор поет с акцентом, но все-таки уже меньше. Раньше, когда при мне коллеги из России говорили о каких-либо проблемах на клиросе, у меня был один ответ: "Кириллицу они у тебя читают? Вот и скажи спасибо." Иногда это действовало отрезвляюще.

В составе нашего хора за то время, что я являюсь регентом, пели и поют не только русские и швейцарцы, но и немцы, австрийцы, сербы, молдаване, и еще - чешка, американец и несколько раз - приезжие поляки...

Раз в месяц у нас служится Литургия на немецком языке. Народу приходит не очень много, но мы очень дорожим этой службой. Немецкий язык в очень небольшой "дозировке" присутствует и в еженедельном богослужении: дублируются Апостол и Евангелие, звучит одна малая ектения, иногда читается 3-й или 6-й час и обязательно переводится проповедь. Иногда приходится венчать или крестить людей из смешанных семей, и тут уже бывают варианты: случалось петь не только по-славянски и по-немецки, но и по-английски, по-французски и по-итальянски.

Певчие в нашем храме не получают денег, поют только во славу Господа. Это значит, что членом нашего хора может стать только член общины, но никогда - наемный певчий. Такой подход очень хорошо сказывается на ходе службы и на микроклимате внутри самого хора. В других странах тоже есть хоры, которые не получают денег, но есть и оплачиваемые. Очень забавно было однажды получить по электронной почте предложение от вокального состава: "Хотим приехать к вам в Швейцарию подработать, можем петь в церкви". Пришлось разочаровать: клондайков тут не имеется.

Еще важный момент, пожалуй, наиважнейший и центральный. В Европе негде научиться регентскому мастерству. Негде научиться и певческому делу. В России можно если не научиться, то хотя бы "нахвататься". А здесь это исключено.

Всю свою поверхностность я осознала в первые же месяцы пребывания здесь. Очень пожалела, что в свое время не пошла учиться на МПРК к Е.С. Кустовскому, но было уже поздно. Ведь мой регентский стаж был, в общем, никаким: хоть и 6 лет, но только на Литургии раз в неделю. Всенощное бдение я впервые провела здесь, в Цюрихе. И это было неимоверно трудно, не имея систематического специального образования, учиться всему на ходу. Наверное, весь первый год ушел на учебу в процессе служения.

Прошло несколько лет, я стала чувствовать себя увереннее. И в первую очередь - благодаря тому, что "нахватываться" довелось на первых летних подмосковных регентских семинарах, проводимых силами МПРК. Честно скажу: без них было бы гораздо труднее. С 2001 по 2004 годы я ездила "в гости" к Кустовскому на эти семинары, но, подчеркиваю, оставалась пассивным слушателем. Уж очень было боязно со своими скромными знаниями даже рукой взмахнуть при таких "зубрах". И вот, в 2004 году уже невозможно стало вот так бояться, а лето уже кончалось, и надо было уезжать. Возникла идея провести такой же семинар, но уже в Европе.

Я подумала, что на ее просторах наверняка найдется несколько десятков человек, таких же как я. Несколько десятков человек, которых точно так же поставил Господь на клирос, а учиться негде, которые были бы рады поучиться, но не могут себе позволить поехать в Россию на длительный срок... Идея высветилась в голове мгновенно, как будто ты задрал голову вверх и увидел гору, на которую тебе надо подняться. А потом уже пошел сам подъем в гору - организация I и II Европейского регентского семинаров.

I Европейский регентский семинар прошел в Цюрихе. Было 13 регентов и трое преподавателей: Е.С. Кустовский, Е. С. Манакова и И.В. Миклашевич. Денно и нощно обучали они нас премудростям дирижирования, изучали с нами заковыристые подобны, подбадривали, когда ничего не получалось, проводили с нами столько времени, сколько нужно. Важно было и то, что мы - европейские регенты - посмотрели друг на друга. И у многих, что называется, на душе просветлело, потому что всегда успокаиваешься, когда знаешь, что не у тебя одного такие сложности. А вместе и справляться проще, и не грызешь себя за недостатки сверх положенного.

Все участники семинара разъехались по домам - кто в Будапешт, кто в Рейкьявик, кто в Дортмунд, кто в Дрезден - с новыми силами (оказывается, когда так интенсивно работаешь, то получаешь сил гораздо больше, чем тратишь!). Могу сказать, что занятия с цюрихскими начинающими клирошанами оказались настолько вдохновляющими, что у нас образовался целый приходской хор. И почти год назад мы записали наш первый диск. Ну, конечно, диск - дело десятое, а главное - наш клирос обогатился на несколько человек постоянных певчих.

Как раз в те дни, когда завершился семинар, в Швейцарии находился Патриарх. Мы рассказали ему о нашей работе и получили не только одобрение, но и поддержку идеи ежегодного проведения таких семинаров в Европе. Второй семинар решено было провести в Дортмунде. Участников было в два раза больше, а принимающей стороной стала Свято-Троицкая община (настоятель - о. Леонид Цыпин). Все было почти как в прошлый раз: снова те же педагоги (и отчасти - те же лица, ведь многие приехали во второй раз!), те же курсы, та же интенсивность занятий, то же незабываемое чувство локтя... Новая нота была совершенно неожиданной: церковное единство. В этот раз приехали регенты, служащие в Русской Православной Церкви Зарубежом. В свете чаемого воссоединения это было особенно важным. Была представлена и Русская Архиепископия Константинопольского Патриархата (регент из Свято-Покровской обители в Бюси, монахиня Силуана).

Радостно видеть, что идея эта получила продолжение. Сейчас уже все готово для проведения III Европейского регентского семинара! Он снова пройдет на базе Дортмундского Свято-Троицкого прихода, но на этот раз пройдет летом (с 18 по 28 июня 2007 г ). Как и в прошлый раз, деятельность семинара благословил митрополит Кирилл.

Как всегда, участником семинара может стать любой регент, служащий в любом европейском приходе и любой образованный певчий, желающий получить квалификацию регента. Количество участников в этом году больше, чем в прошлом (максимум - 40 человек), но и курсов будет больше (помимо дирижирования и обихода, вокал, стилистика и богослужебная практика), и педагогов будет пятеро (приглашены Е.Ю. Девдариани и О.В. Мартынов). Так что тем, кто хочет принять участие в нашем семинаре, надо поторопиться, чтобы заблаговременно зарегистрироваться. Все подробности - на сайте семинара www.eurokliros.org

Рассказом о таком воодушевляющем событии как регентский семинар, хочется закончить рассказ о клиросном служении в Европе. Надеюсь, что среди читателей этого материала найдутся те, кому этот семинар необходим.

http://www.pravmir.ru/article_1819.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Батова
Все статьи Мария Батова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24