- Как Вы оцениваете ситуацию с мусульманским образованием в России?
- Мусульманское образование сегодня переживает переходный период и находится не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Пока ситуация в этой сфере складывается стихийно. Каждый предлагает свою программу, работает по своей системе. Единой же системы исламского образования пока не сложилось. Мы работаем над ее совершенствованием в Дагестане.
Раньше не было специалистов в сфере мусульманского образования, которые бы имели навыки работы по новым методикам - все работали, учились, жили в одиночку. В советское время отдельные улемы (мусульманские ученые - "ИФ") тайно, в подвальных условиях занимались обучением. Эти же улемы передают сегодня знания новым поколениям.
В настоящее время подходит к концу разработка программ, включающих в том числе и светскую компоненту. Можно ожидать, что через год-два ситуация качественно изменится в лучшую сторону. 50% учебного плана в Институте теологии и религиоведения Махачкалы, который работает второй год, составляют светские дисциплины, 50% - религиозные. Такое совмещение очень полезно.
Следует также сказать, что в нашем институте ведутся программы христианской, иудейской теологии, по культам, атеистическому мировоззрению. Студенты с большим интересом посещают эти занятия. Большой блок посвящен сектологии. Знания в этой сфере необходимы особенно в местах компактного проживания мусульман, так как ваххабизм, например, внедряется там, где нет религиозных знаний, заменяя их суррогатом.
Кроме того, наши студенты изучают информатику, два иностранных языка - арабский и английский. Особый упор мы делаем на воспитание человека, потому что знание без воспитания бывает даже опасно. Мы активно, целенаправленно работаем над развитием воспитательной системы.
- Какой из исламских вузов России, по Вашему мнению, дает сейчас наилучший уровень образования?
- Северокавказский исламский университет - головной вуз по мусульманскому знанию, по теологии ислама - махачкалинский Институт теологии и религиоведения. Была начата серьезная работа в Казанском университете, но, к сожалению, она была приостановлена и вновь начинается только сейчас.
- Опасно ли российским мусульманам получать образование за рубежом?
- Получать исламское образование за рубежом, если студент не имеет хотя бы начального образования по исламу, опасно, особенно в Саудовской Аравии. Действует известный мусульманский университет "Аль-Азхар" в Каире. Там большой опасности нет, но, даже обучаясь в нем, можно столкнуться с тем, что расходится с исламскими нормами знания. В Дамаске действует университет "Абу-Нур", который менее опасен, однако и здесь у студента, не имеющего базовых знаний, могут возникнуть сложности. То же самое касается тунисского университета "Аз-Зайтун".
Более 70% студентов, которые возвращаются в Россию после обучения за рубежом, не способны воспринимать истинные знания об исламе. Есть, конечно, и молодые люди, которые возвращаются нормальными специалистами. Однако опасность существует, поэтому очень важно, чтобы Россия сама занялась подготовкой своих специалистов.
- Преподаются ли "Основы ислама" в школах Дагестана?
- К сожалению, нет. Не только "Основы ислама" не преподаются, даже боятся арабского языка. Различными методами и средствами запрещают преподавание арабского в школах Дагестана. Преподают английский, французский, итальянский языки - все, что угодно, только не арабский. В этом году более 13 тысяч паломников из Дагестана отправились в хадж в Мекку. Если среди них какой-то процент владел бы арабским языком, было бы неплохо. Но, тем не менее, пока в этом Дагестан очень сильно отстает, и дагестанская власть, к сожалению, проявляет определенную слабость и непонимание важности этого вопроса. С одной стороны, конечно, существует боязнь, потому что Дагестан как никакой другой российских регион увидел, что такое экстремизм. Приходится наблюдать его проявления в республике и сегодня. Но, с другой стороны, коммунистическая идеология и менталитет, сложившийся у большинства чиновников, сохранен и "выветривать" его непросто, он уже укоренился. Вот два фактора, которые, как мне кажется, мешают развитию этого процесса.
- Как Вы относитесь к введению "Основ православной культуры" в школах?
- Мы относимся к этому вопросу положительно, потому что, живя в такой стране, как Россия, наши граждане должны знать, что такое и православие, и ислам, и другие религии, ибо нельзя человека отделить от религии. Это в определенной мере обезопасит наше общество от экстремистских течений.
http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=118