Создание глобальной противоракетной обороны (ПРО) США предусматривает последовательное развертывание эшелонированной системы ПРО, обеспечивающей многоэтапный перехват баллистических ракет (БР) любого класса, атакующих территорию США, войска и объекты на театрах военных действий со всевозможных направлений и на всех участках траектории их полета.
Основа стратегической ПРО США, обеспечивающей заатмосферный перехват межконтинентальных баллистических ракет, состоит из нескольких частей. Во-первых, это противоракетные комплексы (системы) "GMDS" с противоракетами "GBI" шахтного базирования, размещаемые в позиционных районах на Аляске и в Калифорнии. Второй ее элемент - система противоракетной обороны на театре военных действий (ПРО на ТВД) в составе противоракетных комплексов (ПРК) "ТХААД", ЗРК "Пэтриот ПАК-3" и "Меадс". Третья составляющая - космический эшелон в составе спутников электронной разведки и сопровождения баллистических ракет на траектории, спутников-перехватчиков БР и спутников лазерного оружия, а также авиационных комплексов лазерного оружия. Рассматривается также вопрос размещения базы противоракет "GBI" шахтного базирования на территории европейских государств - новых членов НАТО, таких как Польша, Чехия, Венгрия и др.
В качестве важнейшего сегмента глобальной ПРО США предполагается развертывание на территории стран НАТО в Европе системы нестратегической ПРО на ТВД на основе мобильных противоракетных комплексов "ТХААД", "Пэтриот ПАК-3" и "Меадс", авиационных комплексов лазерного оружия типа ABL на самолетах Боинг-747-400, а также на морских ТВД - корабельных комплексов многофункциональной системы оружия (МСО) "Иджис" с противоракетами "Стандарт-3" эсминцев УРО и крейсеров УРО типа "Тикондерога". Управление системой ПРО на ТВД в Европе предполагается осуществлять централизованно с командного пункта объединенного стратегического командования, находящегося на территории США в рамках системы национальной ПРО.
Задачу внешнего информационного обеспечения стратегической ПРО и ПРО на ТВД предусматривается выполнять с использованием систем космических спутников "SBIRS" и "STSS", а также наземных РЛС системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе США.
В качестве обоснования целесообразности размещения элементов американской системы ПРО на территории Европы в выступлениях американских политиков приводятся надуманные, голословные утверждения о ракетно-ядерной опасности со стороны "стран-изгоев".
Вместе с тем размещение противоракетных комплексов на территории стран Восточной Европы у границ Республики Беларусь - стратегического союзника России не оставляет сомнений в том, что главным направлением действий системы ПРО США в Европе является снижение оборонного потенциала стратегических сил сдерживания Российской Федерации в интересах достижения США односторонних военных преимуществ.
Предварительная оценка боевой эффективности разрабатываемой системы глобальной ПРО США в свое время проводилась специалистами в Советском Союзе и в США при попытке военно-промышленного комплекса США приступить к реализации стратегической оборонной инициативы, предшественницы стратегической ПРО.
В результате глубоких и обстоятельных исследований в обеих странах уже в то время было установлено, что предполагаемая и рекламируемая разработчиками ВПК США эффективность стратегической ПРО по перехвату межконтинентальных баллистических ракет практически не может быть обеспечена в силу объективных, не зависящих от разработчиков причин. Возможности БР по массированному прорыву ПРО, которые достаточно просто могут быть реализованы технически, существенно превосходят возможности создаваемой системы ПРО по их перехвату и всегда способны обеспечить нанесение недопустимого ущерба. В связи с вышеизложенным чрезвычайно важным становится поддержание стратегической стабильности в мире на основе последовательного снижения потенциалов стратегических наступательных вооружений, равновесных для всех стран.
Следует учитывать также, что атака БР прикрываемой территории может осуществляться в любое время и, как правило, внезапно, массированно, с одного или одновременно с различных направлений, вследствие чего система стратегической ПРО должна быть всегда одинаково готова к эффективному отражению массированных атак БР со всех возможных направлений.
Кроме того, из практики создания систем ПВО известно, что их стоимость, обеспечивающая необходимую эффективность, на порядок и более превосходит стоимость средств нападения, способных ее преодолеть и обеспечить достижение требуемого результата. С учетом предварительных экспертных оценок специалистов и уже осуществленных затрат на разработку ключевых элементов национальной ПРО в США следует ожидать, что расходы на ее создание на три-четыре порядка превысят необходимые расходы на компенсацию противоположной стороной ее эффективности при создании новых и совершенствовании существующих БР в других странах.
Результаты этих исследований известны (как разработчикам системы ПРО США, так и мировой общественности) и подтверждаются оценками специалистов Российской Федерации, проводимыми в настоящее время.
В этих условиях вполне резонно задать вопрос: почему, несмотря на требуемые колоссальные расходы для создания системы глобальной ПРО США и известную всем невозможность обеспечить ее требуемую эффективность, эти работы, противоречащие здравому смыслу, максимально финансирует конгресс США и интенсивно осуществляют в организациях и фирмах ВПК?
Ответ может быть только один. Эти работы реально не ставят своей целью обеспечить декларируемую эффективную защиту территории США и их союзников от ударов БР. Заявляемая во всеуслышание цель создания глобальной ПРО и ПРО на ТВД является исключительно политическим прикрытием. Главной целью создания глобальной ПРО США, которая не декларируется в выступлениях политиков и в СМИ, является обогащение организаций и фирм - разработчиков военно-промышленного комплекса США, осуществляющих дорогостоящие работы по созданию новых наземных, воздушных, морских и космических систем оружия на новых физических принципах.
При этом в качестве "дымовой завесы" для прикрытия подлинных целей используются надуманные утверждения о ракетно-ядерной угрозе США и странам НАТО в Европе со стороны "стран-изгоев" и обеспечивается политическое прикрытие на международной арене путем приписывания неугодным правительствам некоторых стран, не подчиняющихся диктату США и расположенных в стратегически важных районах мира, независимо от реальных фактов террористических устремлений, как это было в Ираке и Югославии. Следует признать, что такая опасность действительно может существовать, но только в случае осуществления со стороны США и НАТО акта агрессии против стран, которые Вашингтон причисляет к так называемой "оси зла".
Анализ соответствия реальных возможностей предлагаемой к развертыванию в Европе системы ПРО на ТВД ее заявляемым характеристикам показывает, что боевые возможности системы существенно ниже рекламируемых американскими разработчиками. Ее основные недостатки с точки зрения защиты территории Западной Европы от ударов БР со стороны возможных противников состоят в следующем.
Во-первых, сектор обстрела одного ПРК "ТХААД" ограничивается 90-100 градусами по азимуту, поэтому для обеспечения круговой обороны прикрываемой территории необходима система из четырех противоракетных комплексов. Во-вторых, один дивизион ПРК "ТХААД" в составе четырех огневых батарей способен прикрыть территорию радиусом до 150- 200 км вокруг места базирования от атак одиночных баллистических целей (БЦ), осуществляемых с любого направления с полигонной вероятностью их поражения от 0,6 до 0,8, что, однако, не обеспечивает прикрытия всей территории стран НАТО в Европе с требуемой эффективностью.
Наконец, возможности ПРК "ТХААД" и соответственно противоракетной обороны на ТВД по перехвату баллистических целей могут быть существенно снижены путем применения противником кассетных головных частей баллистических ракет и средств РЭБ, обеспечивающих радиоэлектронное подавление РЛС ПРК "ТХААД", а также совместным применением авиации и крылатых ракет для удара по позициям ПРК и БР и по прикрываемым ими объектам.
Учитывая, что ПРК "ТХААД" не обеспечивает эффективного поражения аэродинамических целей (в том числе крылатых ракет) и не предназначен для этого, для его прикрытия на позиции от возможных ударов авиации и КР вокруг по периметру будут устанавливаться огневые батареи ЗРК "Пэтриот ПАК-3" или "Меадс", которые будут являться последним рубежом ПРО на ТВД и рубежом прикрытия ПРК от атак авиации и КР. Это обстоятельство значительно увеличит состав группировки сил ПРО на ТВД США и занимаемую ими территорию стран базирования.
Также следует помнить, что централизованное управление системой ПРО на ТВД в Европе будет осуществляться с территории США прежде всего в интересах прикрытия территории США, поэтому выбор в ПРК баллистических целей для обстрела и поражения на траектории полета не обязательно будет наилучшим образом соответствовать интересам конкретной страны базирования и "прикрываемых" других европейских стран НАТО в целом.
Развертывание на территории Европы системы ПРО на ТВД США неизбежно приведет к созданию дополнительной сети американских военных баз противоракетной обороны постоянного базирования на необозримо длительное время. Следствием этого будет неизбежная утрата этими государствами (частично или полностью) своего суверенитета и независимости от США при принятии стратегически важных политических решений. Такие страны вынуждены будут следовать в фарватере не всегда последовательной, часто непродуманной и излишне воинственной американской политики, даже если это будет невыгодно правительствам данных стран. Вместе с тем реально они не будут эффективно защищены от возможных ракетных ударов.
Кроме того, развертывание на европейской территории системы ПРО на ТВД США обусловит появление недоверия, охлаждение межгосударственных отношений этих стран НАТО с Белоруссией, Россией, Украиной и другими соседними государствами, в направлении которых будут обращены сектора обстрела ПРК "ТХААД". Именно в таком развитии событий заинтересованы сторонники создания глобальной ПРО с размещением ее элементов в Европе.
Вполне естественно, что на фоне позитивного развития отношений сотрудничества Россия - НАТО, в том числе и в военной области, следует ожидать с обеих сторон сближения взглядов и позиций по защите своей территории от враждебных террористических ракетных ударов и развития сотрудничества в области совместной разработки и создания универсальных зенитных ракетных комплексов ПВО - ПРО, обеспечивающих надежное прикрытие территории и объектов одновременно от ударов авиации противника и от атак его баллистических и крылатых ракет.
Реализация концепции построения единой системы ПВО - ПРО на ТВД в Европе совместно Россией и странами НАТО максимально соответствует интересам государств Старого Света. Во-первых, это позволит существенно (на 2-3 порядка) снизить затраты на создание системы ПРО на ТВД по сравнению с использованием ПРК "ТХААД" и авиационных комплексов лазерного оружия типа ABL на самолетах Боинг-747-400. Во-вторых, создать независимую от внешних заокеанских органов военного управления систему ПРО стран НАТО в Европе, управление которой будет полностью осуществляться с национальных оперативных центров ПВО - ПРО в составе объединенной системы ПВО НАТО в Европе. В третьих, обеспечить тесное взаимодействие с аналогичными системами соседних государств - России, Белоруссии, Украины - в интересах пресечения любых террористических актов с использованием воздушно-космического пространства этих стран с обменом информацией о воздушно-космической обстановке на угрожаемых направлениях.
Наконец, что немаловажно, общее дело по созданию единой европейской системы ПВО - ПРО на ТВД обеспечит формирование атмосферы большего доверия в отношениях России с НАТО в интересах дальнейшего сближения соседей по вопросам межгосударственных отношений и формирования общей позиции на международной арене.
http://www.redstar.ru/2006/12/23_12/3_05.html