Служение русской православной церкви в Якутском крае

Новости Москвы 
0
190
Время на чтение 17 минут
Вот уже более 370 лет назад, в самом начале XVII в., первые отряды красноярских казаков, достигшие берегов реки Лены, положили начало не только процессу освоения новых земель, но и распространению христианской веры. Традиционно служилые люди, переезжая с места на место, имели при себе походные часовни с иконами[1] или же возводили их в местах своего временного пребывания. Поэтому не случайно и енисейский казачий сотник Петр Бекетов, построивший на правом берегу Лены в 1632 г. Ленский острог, сразу же возвел в нем и первую деревянную часовню в честь Святой Троицы. Эту часовню и принято на сегодняшний день считать первым церковным сооружением во всей Восточной Сибири. С нее началось построение Церквей и часовен по всему краю. Однако своих священников в казачьих отрядах не было, поэтому службы в них совершались крайне редко и, как правило, случайными священниками-миссионерами. Поэтому уже первые русские жители многочисленных якутских заимок, острожков и крепостей были весьма озабочены этой проблемой.

Вместе с освоением русскими первопроходцами этого сурового и обширного края начался процесс знакомства cеверных народов с русской христианской культурой, а через это постепенное приобщение и к общеевропейской культуре. Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были "штатными" миссионерами, но с их приходом для народов Восточной Сибири начинается совершенно новый этап исторического развития. Пришельцы строили крепости-города, занимались хлебопашеством и огородничеством, устанавливали торговые и культурные связи с местными жителями, знакомились с их культурой и языками. Они не насаждали русскую культуру и религию. Они просто жили, трудились, молились и общались на местном наречии.

Уже в августе 1638 г., учитывая мирный характер местных жителей, царское правительство учредило самостоятельное Якутское воеводство с центром в Ленском остроге. Казачий воевода смотрел за порядком и освоением новых земель, а главное - за сбором "ясачных денег", но при этом никакой христианизацией местного населения специально не занимался, поскольку это не входило в круг его задач. Да и перед Русской Православной Церковью царское правительство никакой миссионерской программы на этом этапе не ставило, если местные жители и принимали крещение, то это происходило крайне редко и, как правило, в особых случаях.

Новообразованное воеводство было приписано к недавно учрежденной Тобольской епархии, в состав которой вошла вся территория Сибири[2]. И все же правительство озаботилось церковным окормлением живущих на новых землях христианах, поэтому из Москвы в июне 1641 г., вместе с назначенными воеводами - стольниками П.П. Головиным и М.Б. Глебовым, в Ленский острог прибыли первые церковные посланцы. Их было всего пять человек: два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. По решению тогдашней церковной власти священники прибыли из Казани специально для того, чтобы "на реке Лене без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали"[3].

Основной задачей священнослужителей было духовное окормление русского населения, а также знакомство с местным бытом, обрядами, языком и культурой местных жителей. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ крестить только тех местных жителей, кто этого пожелает по "своей воле". Однако якутские воеводы охотно поощряли крещение местных жителей. Они даже выплачивали новокрестившимся денежное и хлебное жалование и освобождали на какое-то время от уплаты ясака. Но в этом был некий тонкий расчет, так как служилые люди, как правило, приезжали неженатые и поэтому, естественно, стремились завести семью на новых землях или, как тогда говорили, "остепениться". Поэтому если крестился ясачный мужского пола, то он получал возможность поступить на "государеву службу", а если женщина, то, как правило, она тут же выдавалась замуж за одного из служилых русских людей. Так стали возникать первые смешанные семьи. Обычно всем желающим учинялся "допрос" у воеводы, который выяснял - своею ли волею они хотят принять крещение? Только после этого священники получали разрешение крестить их.

Летом 1643 г. воевода П.П. Головин построил Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы - в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.

При императоре Петре I политика царского правительства в вопросе христианизации коренных народов Сибири резко изменилась и был впервые поставлен вопрос об их массовом крещении.

Весьма важным церковным событием стало построение в 1663 г. в Якутске, по инициативе служилых людей, Спасского мужского монастыря. Этот монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири, ее церковным форпостом. Его немногочисленная братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. Своей личной благочестивой жизнью они служили добрым примером для местных жителей. Сюда же присылались церковные миссионеры, которые вместе с казачьими отрядами достигали весьма отдаленных мест. При этом им часто приходилось выступать в роли первых посланников не только христианской, но и русской культуры. Они изучали язык, нравы и обычаи северных народов, ими были составлены первые молитвы на языках народов Севера, их труды способствовали дальнейшему духовному просвещению Восточной Сибири.

Миссионерскими трудами особо прославились иеромонах Макарий, проповедовавший на реках Индигирке и Колыме в 1668-1680 гг., и архимандрит Мартиниан, специально присланный митрополитом Тобольским Филофеем (Лещинским) в 1705 г. в Якутск "на заморские реки для проповеди слова Божия и исполнения церковных потреб"[4]. Благодаря проповедническим трудам о. Мартиниана Православие распространилось и на Камчатский полуостров.

Настоятели монастыря исполняли роль церковных представителей в крае. Они получали грамоты и указы вначале от Тобольских, а потом Иркутских архиереев и заботились не только о построении новых храмов и часовен, но и о просвещении местных жителей. Например, в 1735 г., по указанию Иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), настоятелем Спасского монастыря архимандритом Нафанаилом была организована при монастыре первая в Якутии низшая школа для обучения грамотности местных детей в возрасте от 7 до 18 лет. Среди первых же 15 учеников 5 были крещеными якутами. Школа занималась не только их образованием, но и подготовкой к миссионерской работе среди местного населения. К сожалению, эта школа просуществовала недолго - только до 1747 г.

Значительная отдаленность Якутского уезда от Тобольска, а главное, суровый климат весьма затрудняли миссионерскую работу в крае. Поэтому Святейший Синод принял решение об открытии при Тобольской епархии Иркутского викариатства в 1727 г., которому и поручил заботу о Восточной Сибири. Теперь процесс христианизации местных народов пошел несколько скорее. Тогда же, по ходатайству архиепископа Иркутского Нила, Синодом были специально направлены в Якутск выпускники Рязанской, Владимирской и Тульской семинарий. А в 1800 г., на основании указа императора Павла I "об учреждении школы в г. Якутске для обучения христианскому закону якутского юношества", при Спасском монастыре возникла школа, которая в 1818 г. была преобразована в Якутское духовное училище для подготовки местных церковных кадров[5].

Учитывая большую протяженность области, с постепенным увеличением численности христиан среди местных народов все острее вставал вопрос о строительстве в Якутии новых храмов. Однако общая бедность населения и кочевой образ жизни не способствовали быстрому появлению приходов. Согласно экстракту "о числе церквей Якутского заказа и приписанного к ним населения" за 1806 г., в крае действовало всего 19 церквей, в том числе 5 из них - в Якутске. В то же время общее количество верующих составляло 817 776 человек. В 1826 г., то есть спустя 20 лет, количество храмов увеличилось только на два[6].

Весь клир Якутской области в 1821 г. состоял из 2 протоиереев, 38 священников, 6 диаконов, 27 дьячков и 40 пономарей[7].

Каждый из священнослужителей был вынужден обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая расстояния иногда по 300-700 верст. Например, в 1820-1821 гг. в приходе вилюйской Николаевской церкви числилось 16 816 человек, в верхневилюйской Николаевской церкви - 14 306 человек, а в олекминской Спасской церкви - 7 176 человек. Такое положение дел было весьма затруднительным и для жителей, и для священника, который в отдаленных поселениях мог появиться не более одного или двух раз в год. При этом из-за нехватки времени он часто ограничивался только требоисполнением: причастить, окрестить, повенчать и исповедовать верующий народ.

Поэтому в 1844 г. по представлению архиепископа Иркутского Нила, Святейший Синод благословил учреждение в Якутской области двух походных храмов для удобства крещения и обслуживания коренных жителей в отдаленных северных округах. Были сооружены специальные тележки, на которых разместились Николаевская и Благовещенская походные церкви. При этом одну из них - Николаевскую, возглавил тогда молодой священник Преображенской церкви Димитрий Хитров[8]. Эта церковь обслуживала почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, а также отдаленные места Якутского округа, такие как: край Оймяконский, Аллах-Юнь (по Охотскому тракту), Нелькан (по Аянскому тракту), Учур и Темтен (притоки реки Алдана) и, сверх того, кочевья тунгусов, скитающихся в вершине реки Олекмы. Эти путешествия были соединены с неимоверными трудностями и лишениями. Спустя годы о. Димитрий вспоминал, что ему за год приходилось совершать путь до 10 тысяч верст. "По нескольку месяцев кряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих полярных морозах, отчего некоторые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье"[9].

В таких неимоверных трудностях проходило церковное служение Православной Церкви в Якутском крае до середины XIX в.

27 августа 1852 г., по определению Святейшего Синода, Якутская область отошла к Камчатской епархии[10], во главе которой в то время был известный святитель-миссионер архиепископ Иннокентий (Вениаминов). С его именем связан качественно новый подход к миссионерству и ко всей дальнейшей христианизации народов Якутии. Святитель Иннокентий имел огромный практический опыт миссионерской работы на Аляске и Камчатке. 5 июня 1852 г. он подал "Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области" на имя генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского. В этом послании он поднимает целый ряд проблем, которые, по его мнению, было необходимо решить, например, об увеличении количества священников. Он пишет, что "для занятия священнических мест по Якутской области необходимо требовать людей из других сибирских епархий, потому что Сибирская семинария или причетники, более или менее знакомы с обстоятельствами (и морозом) Сибири, и для них не покажется ужасным расстояние даже из Тобольска до Якутска"[11]. К "Записке" он приложил проект об увеличении церковного штата в Якутии до 83 священников, 12 диаконов, 83 дьячков, 35 пономарей, 28 просвирен. Далее он пишет: "Двухвековой опыт показал, что якуты, несмотря на то, что в самих их улусных управлениях дела проводятся на русском языке, и довольно многие читают сами русские молитвы и проч., при настоящем положении обстоятельств никогда не переменят своего природного языка на русский, как это сделали камчадалы и юкагиры; напротив того, заехавшие к ним русские волей-неволей принимают их язык"[12]. Поэтому святитель поставил одной из важных задач - "перевести на якутский язык несколько книг Священного Писания, нечто из богослужебных книг... а также перевести или составить несколько поучений на якутском языке, первоначально о самых необходимых предметах". Он считал необходимым это сделать, потому что Якутская область была населена многими народами, которые совершенно не знают русского языка, но между собой говорят на якутском языке.

Для удобства выполнения задуманного владыка решил перенести свою архиерейскую кафедру в г. Якутск, в Спасский монастырь. В сентябре 1853 г. он поселился в нем и стал его настоятелем. Теперь святитель Иннокентий мог спокойно приступить к осуществлению намеченной им программы. В том же году он учредил комитет для перевода церковной литературы под председательством священника-миссионера Димитрия Хитрова. Благодаря работе комитета, в начале 1857 г. в Москве и Петербурге были изданы первые восемь книг на якутском языке. Среди них Евангелие и "Краткая грамматика якутского языка", которую составил протоиерей Димитрий Хитров, а также знаменитая книга самого святителя Иннокентия "Указание пути в Царствие Небесное". Все эти книги были привезены в библиотеку Троицкого собора, где все желающие могли с ними ознакомиться.

Следующим этапом начатого дела стал перевод на якутский язык церковной службы. Святитель Иннокентий писал по этому поводу: "Предполагается по отправлении торжественного молебна на якутском языке в первый раз, дозволить с этого времени по якутским церквам отправлять службы вместо славянского на якутском языке. Следовательно, нынешний год для якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху"[13].

19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Во время службы Евангелие на якутском языке прочел сам святитель Иннокентий. Один из очевидцев этой службы так описывал это незабываемое событие в жизни своего народа. "С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их, от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке". Перевод богослужения настолько содействовал распространению Православия среди местного населения, что один из тогдашних исследователей небезосновательно полагал, что все якутское население стало православным[14].

Поэтому в 1855 г. по ходатайству святителя Иннокентия Святейший Синод разрешил, в виде исключения, проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен по всей Камчатской епархии. В самой Якутии часовни строились во всех отдаленных районах без ограничения. Возводили их из лиственницы в стиле русского шатрового зодчества, а строителями при этом, как правило, выступали якутские мастера, которые были в епархии самыми искусными столярами, плотниками и резчиками. Якутские часовни отличались от общепринятых в России тем, что имели алтарь, да и священники могли проживать в них посезонно. К концу XIX в. почти все они были освящены по чину храма.

Разбросанные по всей Якутии храмы и часовни играли важную роль не только в приобщении местных жителей к православной вере и русской культуре, но и в распространении грамотности, так как при них всегда открывались приходские школы, где всех желающих обучали писать и читать на своем родном языке.

В 1865 г. в Якутской епархии было уже 85 храмов и 80 часовен. Тогда же было увеличено и число клира. По ходатайству святителя Иннокентия указом Святейшего Синода 19 марта 1858 г. всем "отправляющимся на священно- и церковнослужительские места в Якутскую и Приморскую области" были высочайше дарованы особые привилегии. Например: двойные прогонные средства на каждого члена семьи и годовой оклад жалования, а по выслуге 10 лет - то же самое пособие и оплата обратного пути, если кто-то хотел вернуться[15]. В 1862 г. в области уже числилось 437 лиц духовного звания, в том числе в Якутском округе - 367, в Олекминском - 35, в Вилюйском - 35[16].

Для удобства решения кадрового вопроса святитель Иннокентий в 1853 г. с о. Ситхи (Аляска) перевел в Якутск Новоархангельскую духовную семинарию, которая стала первым средним учебным заведением края. Ее новым ректором стал ближайший сподвижник святителя протоиерей Димитрий Хитров. Семинария, правда, просуществовала только до 1874 г.[17], когда по указу Святейшего Синода была переведена в г. Благовещенск[18], но успела оставить по себе добрую память, воспитав целое поколение молодых и ревностных священников-миссионеров. Она поставляла на нужды епархии ежегодно 10-12 человек с богословским образованием. Своим указом от 6 мая 1855 г. святитель Иннокентий благословил принимать их на службу в духовное ведомство. По штатам 14 мая 1867 г. в Якутской семинарии получали образование 79 человек в 6 классах. Ее выпускники трудились на всей территории Восточной Сибири, вплоть до Камчатки, Аляски и Русской Америки. При этом 77% духовенства составляли местные жители, из них якутов было 36% от общего числа[19]. Роль православного духовенства в образовании и просвещении жителей края огромна, так как они были в те годы самыми образованными людьми в улусах, и им часто приходилось выступать в роли врачей, педагогов, писарей и судей. Некоторые из них занимались и научно-исследовательской деятельностью, участвовали в работе различных экспедиций.

Много доброго успел сделать для Якутской области святитель Иннокентий, пока проживал здесь. Но, пожалуй, самым главным остается то, что его личным трудом и трудом его последователей была создана и распространена через систему церковно-приходских школ якутская письменность, при помощи которой стали издаваться книги и был записан, а значит и сохранен, древний эпос земли Олонхо. К концу XIX в. в церковно-приходских школах училась и получала образование будущая элита якутского народа[20].

В январе 1858 г. указом Святейшего Синода кафедра правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была перенесена на новое место - в г. Благовещенск-на-Амуре. Это решение было принято на основании предложения самого святителя Иннокентия "для укрепления Амурского края". В то же время в Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства.

Первыми Якутскими викариями стали епископы Павел (Попов) и Петр (Екатерининский) - ближайшие помощники и продолжатели дела святителя Иннокентия. Однако святитель Иннокентий понимал, что образование Якутского викариатства - это полумера, принятая Святейшим Синодом, так как для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. Поэтому он уже в феврале 1865 г. подал в Синод свое первое представление по вопросу отделения Якутской области от Камчатской епархии и об учреждении самостоятельной епархии. Но тогда положительного решения по данному вопросу не последовало.

Третьим Якутским викарием, по рекомендации святителя Иннокентия, стал ближайший его помощник и друг, ректор Якутской духовной семинарии, протоиерей Димитрий Хитров "как достойнейший и способнейший кандидат". Святитель Иннокентий охарактеризовал его перед Синодом как человека, который "опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана".

7 июля 1867 г. Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским, викарием Камчатской епархии. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля 1868 г. в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием была совершена его епископская хиротония.

В дальнейшем, когда в 1868 г. святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, он снова поднял вопрос перед Святейшим Синодом о создании Якутской епархии. В конце 1869 г. его долголетние труды увенчались успехом, и был издан царский указ об учреждении с начала 1870 г. самостоятельной Якутско-Вилюйской епархии (53-й в составе Российской империи). Ее первым епископом стал владыка Дионисий (Хитров).

29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось торжественное открытие епархии. Сам святитель Иннокентий приехать на праздник не смог, но прислал вместо себя настоятеля московского Чудова монастыря архимандрита Вениамина. Тот передал от него в благословение якутской пастве икону Святой Троицы, написанную на кипарисовой доске. В икону был вставлен серебряный мощевичек с частицей величайшей святыни - Животворящего древа Креста Господня. Надпись гласила: "Благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии Якутской". Теперь эта икона хранится в кафедральном Никольском соборе[21], в алтаре.

С образованием самостоятельной епархии начался следующий этап в жизни Православной Церкви в Якутии и прежде всего было продолжено дело церковного строительства. Например, на момент образования самостоятельной епархии в Якутской области проживало 232 000 человек и действовало 37 храмов и 120 часовен[22]. К 1914 г. в епархии было образовано 94 новых прихода[23]. При этом в отчетах правящих архиереев неоднократно отмечалось, что "якуты сами просят разрешения на постройку церквей"[24]. Вместе с тем постоянно увеличивалось число священнослужителей. Начали свою деятельность Якутская духовная консистория и епархиальный комитет православного миссионерского общества. В 1884 г. при Спасском монастыре были открыты миссионерское училище и духовная семинария, а в 1888 г. - женское епархиальное училище.

Было продолжено дело перевода и издания книг на языках народов Севера. Теперь в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Томске, Казани и в самом Якутске постоянно издавались книги богослужебного, нравственного и учебного содержания. При епископе Иакове (Домском) был поднят вопрос об издании "Якутских епархиальных ведомостей". В октябре 1884 г. он писал в Святейший Синод: "В Якутской епархии число крещеных якутов простирается до 250 000, из них одна восьмая часть знает русский язык... Лучшим проповедником христианского просвещения для якутов, разбросанных на огромной территории, послужат местные епархиальные ведомости, издаваемые по программе, примененной к нуждам населения и проводимой в народе церковными причтами"[25]. Первый номер епархиальных ведомостей увидел свет в апреле 1887 г.

В начале 1886 г. по ходатайству епископа Иакова перед губернатором К.Н. Светлицким в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Она расположилась в общественной зале якутской городской управы[26] и ее фонды уже к концу первого года существования составили более 570 книг. При этом сам владыка пожертвовал на библиотечное дело личные средства, - как на выписку журналов и газет, так и на жалование библиотекарю Н.Н. Москвину.

При святителе Мелетии (Якимове) и при его деятельном участии в Якутске был открыт областной музей.

В результате целенаправленной деятельности Русской Православной Церкви Якутская область к началу XX в. "в церковно-административном отношении, представляла собой разветвленную, четко организованную систему духовных органов и учреждений, оказывающих влияние на жизнедеятельность населения области"[27].

Однако в начале XX в. в Якутию вместе с ссыльными стали проникать новые веяния из России, которая теперь находилась накануне революции. Это, конечно, не могло не отразиться на положении дел в крае. Якутский ученый-лингвист С.А. Новгородов в 1916 г. писал, что "в результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, называя его по-старому Тангара айыы, Айыы тойоном... интеллигенция же обратилась к атеизму"[28].

Таким образом, к началу революции 1917 г. население области в своем большинстве было православным, но сохраняло народные традиции и обряды.

После Октябрьской революции в результате широкой и направленной атеистической работы среди населения республики было разрушено практически все, что с таким трудом насаждали православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были закрыты, и внешняя духовная жизнь в республике, казалось, окончательно умерла.

Началом нового возрождения Православия в республике следует считать 1983 г., когда, благодаря усилиям православных жителей г. Якутска, Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации православного прихода в г. Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца на улице Ушакова, 12. Затем появились молитвенные дома в г. Олекминске и г. Нерюнгри. Накануне возобновления Якутской епархии на территории всей республики действовали только эти три общины.

Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви от 23 февраля 1993 г. Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена, и ее первым епископом стал преосвященный Герман (Моралин). Трудами владыки Германа было положено начало возрождения церковной жизни во всех ее формах. На сегодняшний день в епархии уже построено 15 храмов, открыто 49 приходов и 1 монастырь в г. Якутске. При каждом храме действуют воскресные школы, и проходит катехизаторская работа среди населения. Ведется широкая социальная и благотворительная деятельность в детских домах и среди престарелых жителей республики.

Сегодня постепенно возрождается духовная составляющая народа саха, его традиции, праздники и нравственные ценности. И в этом процессе по-прежнему особая роль и значение принадлежат Русской Православной Церкви.

--------------------

[1] Например, во время походов Ермака по Сибири в XVI в. при нем всегда имелась передвижная часовня с иконами и со священнослужителями.
[2] Митрополия Тобольская и всей Сибири была создана в 1620 г.
[3] Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк и проблемы возрождения). Мирный, 1997. С. 13.
[4] Там же. С. 20.
[5] Якутское духовное училище просуществовало до апреля 1921 г.
[6] Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск, 2005. С.11-12.
[7] См.: Шишигин Е.С., Якутская епархия. С. 20.
[8] Священник Димитрий Хитров впоследствии принял монашество с именем Дионисий и стал первым епископом Якутским и Вилюйским.
[9] Цит. по: Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 31.
[10] Камчатская епархия была образована по указу Святейшего Синода от 1 декабря 1840 г. и ее первым епископом стал епископ Иннокентий (Вениаминов).
[11] Барсуков И.П. Творения Иннокентия, митрополита Московского. М., 1887. С. 389.
[12] Цит. по: Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 27.
[13] Там же. С. 32.
[14] По подсчетам Ю.А. Гегемейстера православных среди якутского населения к середине XIX в. было 99,9% (Гегемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч. 1-3. СПб, 1854. Таб. N 1 (Приложения).
[15] См.: Соображения относительно открытия семинарии в Якутске. НА РС(Я). Ф. 283-и. Оп. 1. Д. 394. Л. 186 об. 1879 г.
[16] Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 20.
[17] В 1870 г. здание Якутской духовной семинарии и духовного училища сгорело дотла.
[18] См.: Соображения относительно открытия семинарии в Якутске.
[19] Юрганова И.И. Церкви Якутии. С. 94.
[20] Не случайно один из современных исследователей пишет, что "многие из первых образованных якутян, внесших большой вклад в общественно-политическую, культурную жизнь Якутии, имели духовное образование" (Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 23.
[21] С сентября 2005 г. епископская кафедра переведена из Никольского в Преображенский храм г. Якутска.
[22] Юрганова И.И. Церкви Якутии. С. 12.
[23] Там же. С. 139.
[24] РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2745. Л. 21-21 об.
[25] Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 35.
[26] Ныне Централизованная городская библиотека им. В.Г. Белинского.
[27] Юрганова И.И. Церкви Якутии. С. 139.
[28] Цит. по: Шишигин Е.С. Якутская епархия. С. 39.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214164033
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов)
Все статьи Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2024 15:03
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 14:24
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22