"Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женой и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны, это мудрый полагает в числе блаженств. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье".
"Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен".
"Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем... образ воскресения".
"Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение".
Этим мудрым словам, к которым следует прислушаться и сегодня, - свыше полутора тысяч лет! Произнес их величайший подвижник веры и проповедник святой Иоанн Златоуст.
Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил: "Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане".
В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.
После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию - в этом, несомненно, был Божий Промысл, чтобы "таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем".
В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, "О провидении", "Книга о девстве", "К молодой вдове" и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал - его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800!) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания и почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому, когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии... Константинопольский архиерей "питал алчущих, одевал нагих", заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них - на собственные средства.
Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение. "Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, - писал он, - ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь... Духовная песнь - это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его". Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.
Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил и его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де "не знает гостеприимства"). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.
В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.
Прошло два месяца... Евдоксия снова предалась пагубным страстям - и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.
Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше - в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).
Три месяца - и в зной, и в проливной дождь - вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы... Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: "Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе".
Пророчество святого не замедлило исполниться - на следующий день, 14 сентября 407 года со словами "Слава Богу за все!" святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.
В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).
http://www.pravoslavie.ru/put/061124142199