Возвращение Казанского храма

0
188
Время на чтение 4 минуты
4 ноября 2006 года викарий Смоленской епархии епископ Вяземский Игнатий отслужил водосвятный молебен в здании Казанско-Пятницкой церкви г. Рославля - бывшем полковом храме Невского полка. Это было первое за более чем семьдесят лет богослужение в церкви, закрытой в начале 30-х годов прошлого века и лишь недавно возращенной епархии.
История Казанского храма в Рославле во многом повторяет историю тысяч таких же церквей по всей России, и, как у каждого храма, в его истории есть свои неповторимые, радостные и трагические моменты.

Построенный на купеческие деньги, освященный в 1845 году, этот храм был одним из самых красивых в Смоленской епархии. Малую часть его былого убранства можно увидеть и сейчас: в алтаре сохранился небольшой фрагмент росписи на сюжет Тайной Вечери.
Но больше, чем красота и богатое убранство, Казанско-Пятницкий храм прославили люди - священники, прихожане, благотворители. С 1863 по 1915 год служил в храме протоиерей Алексей Щукин - замечательный просветитель, проповедник, краевед, статьи которого публиковались в епархиальных и центральных изданиях.
В своей книге "Рославльская земля: православные храмы" иеромонах Рафаил (Ивочкин) пишет, что помощницей отца Алексея и основным жертвователем на строительство библиотеки и богадельни при храме была Надежда Филаретовна фон Мекк. Участие в приходской жизни этой известнейшей в России меценатки, успевавшей помогать средствами и великому П.И. Чайковскому, и небольшой уездной церквушке, безусловно, является одной из самых светлых страниц истории Смоленской епархии.
В 1892 году в Рославле был расквартирован 1-й пехотный Невский полк Его Величества Короля Эллинов - воинская часть, славная своим участием во всех боевых кампаниях XVIII - начала XX веков, своими победами и традициями. На недолгие 22 года Казанско-Пятницкий храм стал полковым храмом "невцев".
Невский полк прижился в Рославле и буквально породнился с этим городом: офицеры обзаводились семьями, их дети рождались уже коренными рославльчанами. Именно поэтому начало Первой мировой войны и отправка Невского полка на фронт стали настоящей трагедией для многих рославльских семей. В первых числах августа 1914 года "невцы" пришли в Казанско-Пятницкий храм на прощальную службу. И служба эта действительно оказалась последней в жизни многих солдат и офицеров Невского полка. В том же августе четырнадцатого большая часть "невцев" погибла в Германии, лишь немногие уцелели и попали в плен. Полк, тем не менее, не был расформирован, но его новый состав уже не имел к Рославлю и Смоленщине никакого отношения.


Так закончился славный и недолгий "военный" период жизни Казанско-Пятницкой церкви.
В начале тридцатых годов храм был закрыт, и власти, как водится, устроили в нем склад.
Здание бывшей церкви неизбежно рухнуло бы, как это случилось несколько лет назад с находящимся неподалеку Воскресенским храмом, если бы в 70-е годы его не отреставрировали и не передали историко-художественному музею, который обустроил здесь свой выставочный зал. Такое назначение бывшего церковного здания, надо признаться, далеко не худший из возможных вариантов использования храмов в советские годы. Но все-таки многие рославльчанки, по роду совей деятельности сотрудничавшие с выставочным залом (учительницы, работницы культуры и искусства), наотрез отказывались переступать порог кабинета научных сотрудников, потому что этот кабинет располагался в алтарной части.
Переговоры о возвращении здания Казанско-Пятницкой церкви начались в начале девяностых, и история возвращения храма Русской Православной Церкви довольно примечательна. К чести епархиальных властей и Рославльского благочиния, церковь никогда не форсировала процесс передачи ей храма, понимая и разделяя проблемы учреждения культуры, чего, к сожалению, не скажешь о самих работниках культуры. Буквально сразу, как только по городу прошел слух о том, что, возможно, в неопределенном будущем в храме возобновятся богослужения, в одной из авторитетных областных газет появилось статья, написанная от имени рославльских музейных работников. В статье сообщалось, что "церковь отбирает у горожан выставочный зал", лишает людей возможности приобщаться к прекрасному, что два действующих на тот момент в городе храма практически пустуют, поэтому в новом нет никакой необходимости и т.д. и т.п.
Ответное письмо православной общины, в котором говорилось, что церковь ничего ни у кого не отбирает, а в случае возвращения ей храма готова даже своими силами и средствами помочь выставочному залу обустроиться в выделенном взамен помещении, та же газета проигнорировала.
За прошедшие с тех пор более десяти лет работникам выставочного зала предлагались немало вариантов новых помещений, но покидать красивое церковное здание с хорошей акустикой они не собирались. Церковь продолжала вести себя сдержанно, сотрудничала с выставочным залом, по-доброму и с пониманием относилась к проблемам и заботам культуры и никогда не отказывалась от участия в проводимых культурных мероприятиях.


Однако то, что должно было случиться, случилось. Казанско-Пятницкий храм возвращен церкви, и, наверное, с памятного и трагического 1914 года в нем не собиралось столько людей, сколько пришли на первый после возвращения молебен. К сожалению, никто из бывших хозяев здания на молебне не появился.
Кроме естественной и понятной радости по поводу возвращения храма, есть еще один момент в жизни Рославля, который позволяет надеяться, что "новый старый" храм благотворно повлияет на духовную жизнь и восстановление исторической памяти рославльчан. Буквально в нескольких шагах от Казанско-Пятницкой церкви находится здание бывшего тюремного замка, в котором в годы сталинских репрессий и фашистской оккупации были замучены тысячи наших соотечественников. На углу тюремного замка установлена икона Владимирской Божьей Матери и мемориальная доска в память о невинно убиенных. Каждый год 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, священник отец Михаил Гольцман служит здесь панихиду, на которую приходят бывшие политзаключенные и их родственники, и каждый год в этот трагический и значимый для нашей страны день на панихиду приходит все меньше и меньше рославльчан.
Хочется надеяться, что близость храма благотворно повлияет на отношение рославльчан к своему недавнему прошлому, и на богослужения в День памяти жертв политических репрессий будут приходить больше верующих и просто неравнодушных к истории горожан.
Предполагается, что к осени будущего года Казанско-Пятницкий храм будет освящен и в нем возобновятся богослужения.

http://www.pobeda.ru/content/view/4098/21/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дубовский
Все статьи Сергей Дубовский
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55