История Казанского храма в Рославле во многом повторяет историю тысяч таких же церквей по всей России, и, как у каждого храма, в его истории есть свои неповторимые, радостные и трагические моменты.
Построенный на купеческие деньги, освященный в 1845 году, этот храм был одним из самых красивых в Смоленской епархии. Малую часть его былого убранства можно увидеть и сейчас: в алтаре сохранился небольшой фрагмент росписи на сюжет Тайной Вечери.
Но больше, чем красота и богатое убранство, Казанско-Пятницкий храм прославили люди - священники, прихожане, благотворители. С 1863 по 1915 год служил в храме протоиерей Алексей Щукин - замечательный просветитель, проповедник, краевед, статьи которого публиковались в епархиальных и центральных изданиях.
В своей книге "Рославльская земля: православные храмы" иеромонах Рафаил (Ивочкин) пишет, что помощницей отца Алексея и основным жертвователем на строительство библиотеки и богадельни при храме была Надежда Филаретовна фон Мекк. Участие в приходской жизни этой известнейшей в России меценатки, успевавшей помогать средствами и великому П.И. Чайковскому, и небольшой уездной церквушке, безусловно, является одной из самых светлых страниц истории Смоленской епархии.
В 1892 году в Рославле был расквартирован 1-й пехотный Невский полк Его Величества Короля Эллинов - воинская часть, славная своим участием во всех боевых кампаниях XVIII - начала XX веков, своими победами и традициями. На недолгие 22 года Казанско-Пятницкий храм стал полковым храмом "невцев".
Невский полк прижился в Рославле и буквально породнился с этим городом: офицеры обзаводились семьями, их дети рождались уже коренными рославльчанами. Именно поэтому начало Первой мировой войны и отправка Невского полка на фронт стали настоящей трагедией для многих рославльских семей. В первых числах августа 1914 года "невцы" пришли в Казанско-Пятницкий храм на прощальную службу. И служба эта действительно оказалась последней в жизни многих солдат и офицеров Невского полка. В том же августе четырнадцатого большая часть "невцев" погибла в Германии, лишь немногие уцелели и попали в плен. Полк, тем не менее, не был расформирован, но его новый состав уже не имел к Рославлю и Смоленщине никакого отношения.
Так закончился славный и недолгий "военный" период жизни Казанско-Пятницкой церкви.
В начале тридцатых годов храм был закрыт, и власти, как водится, устроили в нем склад.
Здание бывшей церкви неизбежно рухнуло бы, как это случилось несколько лет назад с находящимся неподалеку Воскресенским храмом, если бы в 70-е годы его не отреставрировали и не передали историко-художественному музею, который обустроил здесь свой выставочный зал. Такое назначение бывшего церковного здания, надо признаться, далеко не худший из возможных вариантов использования храмов в советские годы. Но все-таки многие рославльчанки, по роду совей деятельности сотрудничавшие с выставочным залом (учительницы, работницы культуры и искусства), наотрез отказывались переступать порог кабинета научных сотрудников, потому что этот кабинет располагался в алтарной части.
Переговоры о возвращении здания Казанско-Пятницкой церкви начались в начале девяностых, и история возвращения храма Русской Православной Церкви довольно примечательна. К чести епархиальных властей и Рославльского благочиния, церковь никогда не форсировала процесс передачи ей храма, понимая и разделяя проблемы учреждения культуры, чего, к сожалению, не скажешь о самих работниках культуры. Буквально сразу, как только по городу прошел слух о том, что, возможно, в неопределенном будущем в храме возобновятся богослужения, в одной из авторитетных областных газет появилось статья, написанная от имени рославльских музейных работников. В статье сообщалось, что "церковь отбирает у горожан выставочный зал", лишает людей возможности приобщаться к прекрасному, что два действующих на тот момент в городе храма практически пустуют, поэтому в новом нет никакой необходимости и т.д. и т.п.
Ответное письмо православной общины, в котором говорилось, что церковь ничего ни у кого не отбирает, а в случае возвращения ей храма готова даже своими силами и средствами помочь выставочному залу обустроиться в выделенном взамен помещении, та же газета проигнорировала.
За прошедшие с тех пор более десяти лет работникам выставочного зала предлагались немало вариантов новых помещений, но покидать красивое церковное здание с хорошей акустикой они не собирались. Церковь продолжала вести себя сдержанно, сотрудничала с выставочным залом, по-доброму и с пониманием относилась к проблемам и заботам культуры и никогда не отказывалась от участия в проводимых культурных мероприятиях.
Однако то, что должно было случиться, случилось. Казанско-Пятницкий храм возвращен церкви, и, наверное, с памятного и трагического 1914 года в нем не собиралось столько людей, сколько пришли на первый после возвращения молебен. К сожалению, никто из бывших хозяев здания на молебне не появился.
Кроме естественной и понятной радости по поводу возвращения храма, есть еще один момент в жизни Рославля, который позволяет надеяться, что "новый старый" храм благотворно повлияет на духовную жизнь и восстановление исторической памяти рославльчан. Буквально в нескольких шагах от Казанско-Пятницкой церкви находится здание бывшего тюремного замка, в котором в годы сталинских репрессий и фашистской оккупации были замучены тысячи наших соотечественников. На углу тюремного замка установлена икона Владимирской Божьей Матери и мемориальная доска в память о невинно убиенных. Каждый год 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, священник отец Михаил Гольцман служит здесь панихиду, на которую приходят бывшие политзаключенные и их родственники, и каждый год в этот трагический и значимый для нашей страны день на панихиду приходит все меньше и меньше рославльчан.
Хочется надеяться, что близость храма благотворно повлияет на отношение рославльчан к своему недавнему прошлому, и на богослужения в День памяти жертв политических репрессий будут приходить больше верующих и просто неравнодушных к истории горожан.
Предполагается, что к осени будущего года Казанско-Пятницкий храм будет освящен и в нем возобновятся богослужения.
http://www.pobeda.ru/content/view/4098/21/